Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнорелигиозный экстремизм на СвКавказе(канд Но...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
976.38 Кб
Скачать

ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Новиков, Дмитрий Владимирович

1. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия

1.1. Российская государственная библиотека

diss.rsl.ru 2003

Новиков, Дмитрий Владимирович

Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия [Электронный ресурс]: Политико-правовой аспект : Дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)

Политические институты, зтнополитичеекая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/03/0605/030605004.pdf

Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:

Новиков, Дмитрий Владимирович

Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия

Ростов н/Д 2002

Российская государственная библиотека, 2003 год (электронный текст).

ростовский юридический институт министерства внутренних дел россии

На правах рукописи

Новиков Дмитрий Владимирович

ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ:

МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

23.00.02. —политические институты,

этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (юридические науки)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научные руководители: доктор юридических наук, профессор

Баранов Павел Петрович, доктор философских наук, профессор Несмеянов Евгений Ефимович

Ростов-на-Дону - 2002

Содержание

Введение 3

1. Этнорелигиозная идентичность и экстремизм: теоретико- методологические проблемы 13

  1. Этническая и религиозная идентичность: формы политической институционализации 13:

  2. Этнополитический и религиозный экстремизм 32

2. Этнорелигиозный экстремизм на Юге России 56

  1. Исторические формы этнорелигиозного экстремизма на Юге России 56

  2. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе в 90-е годы

XX века 68

3. Политико-правовые методы противодействия этнорелигиозному экстремизму на Юге России 111

3.1. Силовые методы подавления этнорелигиозного экстремизма 111|

3.2. Правовое противодействие и профилактика этнорелигиозного экстремизма 129

Заключение 144

Список использованной литературы 150

Введение

Актуальность темы исследования определяется вызовами сепаратизма, которые на рубеже ХХ-ХХ1 веков представляют основную угрозу целостности России. В процессе разложения советской государственно-правовой системы и общенациональной марксистской идеологии стали складываться альтернативные модели региональных политических систем и региональных идеологий. Сочетание административно-территориального и национально-территориального принципов в советской модели федерализма стало предпосылкой для перехода в условиях кризиса к ориентации на титульные нации при формировании властных структур республик. Внутриэлитная борьба титульных наций за власть и собственность стала находить опору в этническом национализме и традиционной религиозности. Смена доминирующих идентичностей - советской на этнонациональную и религиозную - обострила проблему формы государственно-правового этнонационального самоопределения.

Наиболее остро эта проблема проявилась на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Этнополитический процесс на Северном Кавказе является идеальной моделью для изучения различных типов этнонационализма, его взаимодействия с религиозными системами, воздействия на межконфессиональные отношения и влияния на развитие российской государственно-правовой системы. В субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе этническая мобилизация на основе этнонационализма и/или религии развивалась как в рамках правового поля России, так и в форме ксенофобии, политических и этнорелигиозных конфликтов, экстремизма, сепаратизма, включая терроризм.

Недооценка и неиспользование в полной мере правовых механизмов регулирования этнополитических процессов федеральными и региональными

органами власти и управления привели к подмене их административным маневрированием на основе компромиссов, заигрывания, уступок федеральной и региональным элитам. Результатом стали ослабление к концу 90-х годов двадцатого века вертикали власти, эрозия конституционного правового поля России, постепенное перерастание федеративных отношений в конфедеративные.

Процесс этнической мобилизации, регионализации Российской Федерации совпал с переструктуризацией геополитической и геоэкономической картины мира, что определяется рядом важнейших тенденций глобализации. Каспийско-Черноморский регион, Юг России превратились в приграничную территорию, стали объектом интересов сил, стремящихся реализовать различные модели глобализации: США и НАТО, интегрирующаяся Европа, исламский мир, транснациональные и негосударственные организации, включая международные террористические центры. Они вмешиваются в этнополитические и конфессиональные процессы России, оказывая идеологическую, материальную и военную поддержку сепаратистским силам. Это делает этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе не только проблемой российских государственно-правовых институтов, но и международного права.

Роль этнонационализмов и религиозного экстремизма в этнополитических процессах на Северном Кавказе исследуется в социологических, политических, исторических работах отечественных и зарубежных авторов. Их результаты важны для понимания происходящих процессов. Вместе с тем анализ проблем этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе с позиций политико-правового подхода позволяет перейти от их теоретического осмысления к выработке правовых методов регулирования и профилактики экстремизма.

Степень научной разработанности проблемы. Исторические формы этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе рассматривались в

дореволюционных трудах российских и отечественных авторов. Н.Ф. Дубровин, Р.А. Фадеев, Н.Я. Данилевский и др. рассматривали Кавказскую войну как столкновение цивилизации (Российской Империи XIX в.) и варварства (горские народы), битву христианства с исламом. Идеология имамата Шамиля в литературе получила название "кавказского мюридизма" как сектантской формы исламского фанатизма. Немецкие историки и политики в основном поддержали оценки российских авторов, французские и английские ученые и политики видели в участниках сопротивления России на Кавказе своих геополитических союзников и стремились использовать их для отторжения от Российской Империи ее окраинных территорий.

Советские историки в зависимости от политико-идеологической конъюнктуры рассматривали Кавказскую войну, имамат 1877 г., многочисленные формы проявления насилия на социальной, национальный или религиозной почве либо как национально-освободительное (преимущественно аграрное) движение (М.Н. Покровский, Н.Н. Покровский, P.M. Магомедов, В.Г. Гаджиев), либо как инспирированные движения из-за рубежа (Х.Г. Аджемян, Ш.В. Цагарейшвили и др.), либо как экспансионизм горцев, находящихся на стадии военной демократии, против российской государственности (М.М. Блиев, В.В. Дегоев, В.Б. Виноградов и др.). Не убедительной представляется попытка В.А. Матвеева (2002) под влиянием современных этнополитических процессов квалифицировать все аграрные выступления на Северном Кавказе XIX - начала XX в. как "вандейский сепаратизм". Вульгаризацией являются и участившиеся прямые аналогии между Кавказской войной XIX в. и этнополитическими конфликтами XX в., происходящими в принципиально новых социально-политических и правовых условиях.

Военно-политические и административно-правовые методы регулирования этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе в XIX - XX

вв. рассматриваются в трудах Н.Ф. Бугая, A.M. Гонова, Г.В. Марченко, В.В. Попова, В.П. Пляскина и др.

Современному этнорелигиозному экстремизму посвящена обширная научная литература, преимущественно этнологического и политологического характера. Проблемы этнонационализма и его экстремистские проявления исследуются Р.Г. Абдулатиповым, Ю.Г. Волковым, Л.М. Дробижевой, Г.С. Денисовой, Ю.Ю. Карповым, Е.Е. Несмеяновым, В.Н. Рябцевым, В.А. Тишковым, Л.Л. Хоперской, В.В. Черноусом и др. Если В.А. Тишков и его школа относят все проявления этнонационализма к политическому экстремизму, то Л.М. Дробижева, В.В. Черноус и др. развивают идеи сложной типологии национализма, его отличия от шовинизма и возможности адаптации некоторых типов национализма к современным правовым системам. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам этнонационального политического экстремизма М.И. Лабунец.

Работы по проблемам религиозного экстремизма на Северном Кавказе в основном ограничены проблемами исламского радикализма и экстремизма, что отражает в известной степени реально развивающиеся этнополитические процессы в регионе. Среди них выделяются труды З.С. Арухова, В.Х. Акаева, В.О. Бобровникова, И.П. Добаева, А.В. Кудрявцева, А. А Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.В. Макарова, В.Н. Шевелева, А.А. Ярлыкапова и др. Исламский экстремизм на Северном Кавказе рассматривается авторами в контексте геополитики исламского мира, доктрин пантюркизма и панисламизма. Авторы обращают внимание на политизированность церковно-государственных отношений в России, что отрицательно сказывается на переводе этих отношений преимущественно в правовую сферу. Большинство авторов полагает, что религиозный экстремизм связан с проникновением в регион нетрадиционных исламских течений (ваххабизм). На наш взгляд, с этим можно согласиться лишь частично. Например, этнорелигиозный экстремизм и

сепаратизм на начальной фазе чеченского кризиса (1992 - 1995 гг.) развивался на основе традиционного для Чечни кадирийского тариката.

Мусульманская правовая культура и ее влияние на концепции исламского радикализма, их регулирование рассматриваются в трудах В.О. Бобровникова, Г.М. Керимова, А.Р. Сюкияйнена. Под этим же углом зрения обычное право народов Северного Кавказа анализируется И.Л. Бабич, Х.М. Думановым, Р.А. Ханаху, Д.Ю. Шапсуговым и др.

Этнонациональный и этнорелигиозный экстремизм в рамках различных конфликтологических теорий рассматриваются в работах Ю.Г. Запрудского, Е.Е. Несмеянова, Е.И. Степанова, Ю.Ю. Юрченко, В.Ю. Шпака, И.П. Чернобровкина.

Терроризм как крайняя форма политического экстремизма, его социокультурные и региональные особенности анализируются в трудах О.А. Антоняна, П.П. Баранова, И.М. Вакулы, В.В. Витюка, С.А. Воронцова, И.П. Добаева, Е.Г. Ляхова, И.В. Манацкова, А.В. Попова, А.И. Тиводара, К.А. Салимова и др.

Несмотря на значительные достижения в научной разработке проблем этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе, они еще не получили адекватное отражение, особенно в политико-правовом аспекте.

Ученые, законодатели, практические юристы расходятся в теоретическом понимании и трактовке таких понятий, как фундаментализм, радикализм, экстремизм. Об этом свидетельствуют дискуссии, появившиеся в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации "О противодействии экстремистской деятельности" и неоднозначные оценки его со стороны ученых и различных политических сил, критика регионального законодательства, направленного против исламского экстремизма.

Объектом исследования выступает этнорелигиозный экстремизм как форма политического экстремизма.

Предметом исследования являются экстремистские формы проявления этнической и религиозной идентичности, этнорелигиозной мобилизации на Северном Кавказе.

Целью исследования является политико-правовой и этнологический анализ причин и форм институционализации этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе, правовых механизмов противодействия и профилактики данной разновидности политического экстремизма.

Поставленная в диссертационном исследовании цель достигается решением следующих задач:

- определить правовые формы политической институционализации этнической и религиозной идентичности;

- дать оценку этническому и религиозному экстремизму как правовым феноменам;

- выявить исторические политико-правовые формы и субъекты этнорелигиозного экстремизма на Юге России в XIX - XX вв.;

проанализировать сущностные признаки этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе в 90-е годы XX в.;

концептуализировать репрессивные методы подавления этнорелигиозного экстремизма;

дать экспертную правовую оценку правовых механизмов противодействия и профилактики этнорелигиозного экстремизма и перспектив правоприменения Закона РФ "О противодействии экстремистской деятельности".

Методологическую основу диссертационного исследования составляют сравнительно-правовой и структурно-функциональный подходы, методы юридической антропологии и юридической конфликтологии, прикладных методик этнополитологии.

Источниковую базу исследования составляют сочинения идеологов этнорелигиозного экстремизма (С. Кутб, Д. Баксаи, М. Тагаев, М. Удугов),

пропагандистские материалы (листовки, воззвания), статьи и материалы средств массовой информации, судебные материалы.

Нормативно-правовой основой исследования выступают федеральное и региональные нормативно-правовые акты о свободе совести и религиозных объединениях, законодательство по борьбе с терроризмом, противодействию политическому и религиозному экстремизму, федеральная целевая программа "Формирование установок толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе", международные документы по борьбе с терроризмом.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

- обоснована этническая и религиозная идентичность как форма политико-правовой институционализации;

  • определены сущностные признаки политического экстремизма;

  • выявлены исторические типы этнорелигиозного экстремизма, формы и методы политико-правового противодействия ему на Северном Кавказе;

  • установлены правовые границы использования репрессивных методов подавления этнорелигиозного экстремизма;

- дана экспертная оценка юридических механизмов противодействия политическому экстремизму в федеральном и региональном законодательстве субъектов РФ на Северном Кавказе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системный кризис идентичности в России в 90-е годы XX века актуализировал этническую идентичность на Северном Кавказе. В рамках национально-территориального устройства этническая мобилизация приобретает форму государственно-правовой институционализации (этноэтатизм), регенерирующей традиционные структуры общественной организации и архаичных правоотношений. Элементом идеологии этноэтатизма выступили течения местного традиционного ислама.

2. Полиэтничный состав всех субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе предопределил во второй половине 90-х годов XX века крах этноэтатистских проектов, этнонационализмов классического типа. Они были вытеснены с этнополитического пространства региона интеграционной моделью экстремистской исламской мобилизации, трансплантированной извне ("северокавказский ваххабизм"), которая детерминировала проекты построения теократической исламской государственно-правовой системы.

  1. Этнорелигиозный экстремизм - доминирующая на Северном Кавказе форма политического экстремизма. В отличие от этнорелигиозного радикализма, декларирующего свою исключительность и превосходство, этнорелигиозный экстремизм необходимо квалифицировать как идеологию и политическую деятельность, направленную на использование насильственных методов достижения декларируемых этнорелигиозных интересов, создание незаконных вооруженных формирований, или призывы к насилию на этнорелигиозной основе.

  2. Историческими формами этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе являлись: наездничество (традиционный тип социализации горской молодежи), похищения людей с целью продажи или получения выкупа, абречество, призывы к джихаду, вооруженный сепаратизм, аграрный террор.

  3. Опыт репрессивного подавления этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе в Российской Империи и Советском Союзе свидетельствует о том, что запрет и силовое подавление антиправительственной деятельности на этнорелигиозной почве не преодолевает социальные девиации, а загоняет их в подполье.

6. Ориентация современного федерального и регионального законодательства на репрессивные методы подавления этнорелигиозного экстремизма эффективна при борьбе с вооруженными проявлениями экстремизма. Использование репрессивного законодательства против радикальных организаций и граждан, выдвигающих альтернативные

10

современной российской правовой модели проекты государственно-правового устройства, но не прибегавших к насилию для их реализации, объективно превращает государственно-правовую политику в один из факторов расширения социальной базы этнорелигиозного экстремизма.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования уточняют теоретические представления об этнополитическом процессе на Северном Кавказе, роли в нем этнорелигиозного экстремизма как политико-правового феномена.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов для экспертных и аналитических разработок по этнополитической проблематике, этнорелигиозной конфликтологии. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании федерального и регионального законодательства по противодействию этнорелигиозному экстремизму, а также могут учитываться в правоохранительной работе и профилактике политического экстремизма. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по юридической этнологии, этнополитологии, теории права и государства, истории отечественного государства и права, юридической конфликтологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на конференции аспирантов и докторантов ИППК при РГУ (Ростов-на-Дону, 2001 г.), всероссийской научно-теоретической конференции "Философия права в условиях глобализации" (Ростов-на-Дону, 2002 г.).

Работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии права Ростовского юридического института МВД России и отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы.

По теме диссертационного исследования изданы три публикации объемом 0,7 п.л.

11

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

12