Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dialektologia.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
22.86 Mб
Скачать
  1. Типы аканья. (см предыдущий вопрос)

  2. Вокализм первого предударного слога после мягких согласных. Типы различения гласных неверхнего подъема в окающих говорах. Ёканье.

В окающих говорах после мягких согласных тоже различение.

В окающих говорах существует позиционная зависимости качества предударного гласного от твёрдости\мягкости последующего согласного. Поэтому тип предударного вокализма окающего говора можно представить как тип чередований гласных фонем неверхнего подъёма в разных позиционных условиях, зависящих от места ударения в слове и от твёрдости\мягкости последующего согласного.

Во всех окающих говорах, при любом типе вокализма, встречается произношение [о] после мягких согласных как в предударном, так и в заударном положении, называемое ёканьем. Предударное йканье бывает почти исключительно перед твердыми согласными, заударное – так же и перед мягкими и на конце слова: [н’осу́, торгу́jот, ба́н’ой, дво́jо]. Ёканье в одних говорах (например, Владимирско-Поволжских) реализуется регулярно в соответствии с этимологическим *е, менее регулярно в соответствии с [р’ока́] и никогда не бывает на месте <а>; в других говорах (например, Вологодских и Архангельских) ёканье менее регулярно и [о] варьируется с [е], которое иногда преобладает. В говорах, где варьируются [о] и [е], произношение [о] (ёканье) предпочтительно в соседстве с шипящими согласными: [жона́, л’ожу́], [ч’ово́] или [ц’ово́] и после [j]: [jово́, jому́, своjому́]. В заударных слогах ёканье всегда отличается большей регулярностью.

Для окающих говоров, как уже было сказано, в связи с особенностями структуры слога и ритмическим устройством речи характерна незначительная качественная редукция безударных гласных или, иначе говоря, слабая зависимость качества гласных от ударения, но при этом наблюдается зависимость от мягкости последующего согласного. поэтому структура типов предударного вокализма после мягких согласных окающих говоров тесно связана с такими особенностями их вокализма, как качество рефлексов перед твердыми и перед мягкими согласными и реализация фонемы <а> между мягкими согласными под ударением.

Тип предударного вокализма окающего говора можно представить двумя разными способами: во-первых, диахронически – как схему. отражающую реализацию древнерусских гласных фонем верхнего подъема *е, *ê, *а перед твердыми и перед мягкими согласными в первом предударном слоге, и, во-вторых, синхронически – как систему чередований гласных в современной диалектной системе в разных позиционных условиях: под ударением и в первом предударном слоге, перед твердыми и перед мягкими согласными. Но поскольку, как уже говорилось, фонетические различия гласных в безударных слогах не имеют смыслоразличительной силы, то эти отношения не выдерживаются строго и в речи наблюдается вариативность произношения [о] и [е], [а] и [е], [е] и [и] в одних и тех же позиционных условиях: [н’осу́] и [н’есу́], [т’ану́] и [т’ену́], [н’ес’и́] и [н’ис’и́]. На основании преобладающего варианта произношения можно выделить следующие типы предударного вокализма окающих говоров:

1) перед твердыми перед мягкими

– [о] ----------------- [е]

– [е] ----------------- [е]

– [а] ----------------- [а]

или:

под ударением в п/уд слоге под уд перед тв перед тв перед мг перед мг

[о́] -----------------[о] ----------[е]-------------[е́]

[е́] -----------------[е] ---------- [е] ------------ [е́]

[а́] -----------------[а] ---------- [а] ------------ [а́]

с’ол с’оло́ в с’ел’е́ с’е́л’ск’ий

р’ек р’ека́ р’ек’и́ р’е́к’и

т’а́нут т’ану́ т’ан’и́ т’а́н’ет

В этой схеме часто встречается одно нарушение: под ударением между мягкими согласными в некоторых словах в результате аналогического выравнивания появилось [о] под ударением перед мягкими согласными [з’ел’о́ный – з’ел’о́н’ен’к’ий], которое чередуется с [е] в предударном слоге [з’ел’ен’е́й].

Как показывает схема, этот тип характеризуется, во-первых, различением максимального количества гласных перед твердыми согласными; во-вторых, ёканьем, которое в этих говорах весьма последовательно; в-третьих, чередованием [о]/[е] в зависимости от твердости или мягкости последующего согласного. Тип 1 широко распространен в говорах Владимиро-Поволжской группы.

2) перед тв перед мг

*е=*ê -- [о] ------ [е]

------- [а] ------ [а]

или:

под ударением в п/уд слоге под уд перед тв перед тв перед мг перед мг

[о́] -----------------[о] ----------[е]-------------[е́]

[е́] -----------------[о] ---------- [е] ------------ [е́]

[а́] -----------------[а] ---------- [а] ------------ [а́]

с’ол с’оло́ в с’ел’е́ с’е́л’ск’ий

р’ек р’ока́ р’ек’и́ р’е́к’и

т’а́нут т’ану́ т’ан’и́ т’а́н’ем

Следует заметить, что в этом типе вокализма ёканье, вполне последовательно на месте *е, менее регулярно на месте *ê; вероятно, потому, что это нарушает соответствие между гласными ударного и предударного слога – [р’ек], но [р’ока́] – а это противоречит принципам организации вокализма окающих говоров.

Этот тип вокализма распространен в южной части территории Владимиро-Поволжских говоров, близко к границе с акающими говорами.

3) перед тв перед мг

– [о] ------- [е]

– [и] ------- [и]

– [а] ------- [а]

В современной системе вокализма говоров этого типа [е] представлено как перед твердыми, так и перед мягкими согласными в ограниченном круге лексики: в заимствованных словах типа крест – кресты – крестик – крестить и в позиции перед поздно отвердевшими согласными в словах типа серп – серпы. Таким образом получается, что типологически, т.е. в синхронном плане, этот тип вокализма совпадает с типом 1; разница между ними состоит в дистрибуции фонем <е> и <и>: в типе 3 дистрибуция фонемы <и> расширена за счет <е>, а функциональная нагрузка <и> соответственно увеличена. А именно:

Тип 1

с’ерп, м’е́сто, пил

| с’ерпы́, м’еста́, п’ила́

д’ен’о́к, м’ест’е́ч’ко, п’ил’и́

д’ен’, в м’е́с’т’е, п’и́л’им

Тип 3

с’ерп, м’и́сто, пил

с’ерпы́, м’иста́, п’ила́

д’ен’о́к, м’ист’е́ч’ко, п’ил’и́

д’ен’, в м’и́с’т’е, п’и́л’им

Этот тип вокализма характерен для говоров Северо-Запада – Ладого-Тихвинских и Новгородских.

Как видим, несмотря на типологическое сходство, говоры 1-го и 3-го типов локализованы и генетически разлизны.

4) перед тв перед мг

– [о, е] ------- [е]

– [е] ------- [и]

– [а] ------- [е]

Для этого типа вокализма особенно характерна вариативность реализации гласных фонем в п/уд слоге: п/уд [о] слабо локализовано и часто варьируется с [е]; фонема <а> перед твердыми представлена более узким звуком и тоже может варьироваться с [е]; [е] и [и] перед мягким согласным противопоставлены слабо и тоже часто варьируются. Однако в «идеальном» виде это система характеризуется ярко выраженной зависимостью качества гласного от твердости или мягкости последующего согласного, которая проявляется и в ударном, и в предударном слоге (чередования [о/е], [е/и], [а/е]). Генетически этот тип связан с шестифонемным составом вокализма ударного слога, хотя в современном говоре это может уже и не прослеживаться:

под ударением в п/уд слоге под уд перед тв перед тв перед мг перед мг

[а́] -----------------[а] ----------[е]-------------[е́]

[о́] -----------------[о/е] ------- [е] ------------ [е́]

[е́ (ê)] -------------[е] ---------- [и] ------------ [и́]

[и́]------------------[и] --------- [и] ------------- [и́]

т’а́нут т’ану́ т’ен’и́ т’е́н’ем

с’ол с’оло́, с’ело́ в с’ел’е́ с’е́л’ск’ой

р’ек (р’êк) р’ека́ р’ик’и́ р’ич’ка

п’ил п’ила́ п’ил’и́ п’и́л’им

Распростанен в говорах Вологодской группы.

5) перед тв перед мг

– [о/е] ------- [е]

– [е] --------- [е]

– [а/е] ------- [е]

Этот тип вокализма характерен для пятифонемных говоров со слабой позицией между мягкими согласными, как и в предыдущем типе вокализма, в связи с отсутствием там [а]:

[о́] -----------------[о/е] ----------[е]-------------[е́]

[е́] -----------------[е] ---------- [е] ------------ [е́]

[а́] -----------------[а] ---------- [е] ------------ [е́]

с’ол с’оло́, с’ело́ в с’ел’е́ с’е́л’ск’ой

р’ек р’ека́ р’ек’и́ р’е́ч’ки

т’а́нут т’ану́, т’ену́ т’ен’и́ т’е́н’ем

Для говоров этого типа, так же как и для типа 4, характерна слабая фонетическая противопоставленность гласных, соответствующих разным фонемам, в безударном положении и вариативность произношения [о] и [е] на месте <о>, а [а] и [е] на месте <а>, [е] и [и] на месте любой фонемы перед мягкими согласными в одних и тех же словах.

Этот тип вокализма распространен в говорах территории Архангельской области, кроме южных ее районов, где говоры сохраняют «вологодскую» особенность – чередование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]