Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dialektologia.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
22.86 Mб
Скачать
  1. Диалектные различия в реализациях согласных фонем в сильных и слабых позициях.

1. Позиция конца слова, сильная для всех парных по твердости-мягкости фонем русского литературного языка, в говорах может быть слабой для губных согласных, которые в этом случае будут произноситься только твердо: [го́луп, кроф]. Это широко распространенное явление. свойственное северным говорам и говорам западной зоны, как окающим, так и акающим.

2. В сочетаниях согласных, различающихся по признаку «носовой-неносовой» (бм, дн), может происходить регрессивно направленная ассимиляция, в результате которой образуются однородные группы [мм, нн]: [омма́н, онна́].

ареал ассимиляции в группе губных согласных шире, чем в группе зубных: он включает как северные говоры, так и говоры западной зоны, окающие и акающие; ареал же ассимиляции в группе зубных согласных охватывает только говоры западной зоны. Таким образом, оба вида ассимиляции согласных по принципу «носовой-неносовой» совмещаются в говорах северно-западной территории и в среднерусских западных говорах, где произносится [омма́н, онна́]; в говорах же севернорусского наречия будет [омма́н], но [одна́].

3. Конец слова оказывается также слабой позицией для <т> и <т’> в группах [ст], [с’т’]: [хвоста́ – хвос, ко́с’т’и – кос’]. При этом «упрощение» мягкого конечного сочетания повсеместно (ср. даже бытующее в литературном произношении [jес’] наряду с [jес’т’]); «упрощение» же твердого конечного сочетания характерно для северных говоров, хотя и выходит за их пределы.

Фонетической системе русского литературного языка свойственно, как известно, регрессивное направление ассимилятивного воздействия различающихся по какому-либо признаку согласных (смягчение, оглушение или озвончение, сдвиг по месту образования). В диалектах же, в особенности северных, нередко наблюдается иное – прогрессивное – направление ассимилятивных явлений. О некоторых из них уже говорилось: например, прогрессивное ассимилятивное смягчение заднеязычных согласных, ассимиляция в сочетаниях зубных согласных с <j>.

Прогрессивное направление ассимиляции по участию голоса проявляется и в северных говорах в оглушении сонорных согласных, <в> и <j> после глухих: [тфо́рок, п’jу], которое произносится почти как [пх’у].

Прогрессивно направленное смягчение согласного <н> (также в северных говорах) происходит после <л’> и <ц’>, которое в этом сочетании утрачивает смычку: [бол’н’о́й, моло́с’н’ой].

  1. Долгие шипящие согласные и их соответствия в русских говорах.

короче, я не могу сделать над ними долготу, но и над <ш’>, и над <ж’> она есть. 

Различия в фонетической реализации этой пары фонем обуславливают их разную фонологическую интерпретацию. В тех говорах, где они произносятся как мягкие, однородные по способу образования фрикативные звуки ([ш’у́ка, jеж’у́]), они могут считаться отдельными самостоятельными фонемами, парными друг другу по глухости-звонкости, но непарными по твердости-мягкости, некоррелятивными твердым <ш> и <ж>, посколку отличаются от них более чем одним признаком (мягкостью и долготой) и не вступают в отношения нейтрализации. В говорах, где эти согласные,сохранив долготу, утратили мягкость и произносятся [jа́шшык, шшу́ка], они тем самым потеряли свою фонологическую самостоятельность и превратились в бифонемные сочетания однородных согласных <шш>, <жж>, уже существующих в фонологической системе говора. Вследствие этого фонемный состав говора изменяется, уменьшаясь на две консонантные единицы.

Третья разновидность реализации этих фонем в говорах – произношение сложных звуков со смычным элементом между двумя фрикациями: [ш’ч’, ж’д’ж’] или [шч, ждж]. Мягкие варианты такого произношения, подобно мягким разновидностям фрикативных звуков, расцениваются как отдельные фонемы, твердые – как сочетания фонем.

Имеется и четвертая возможность звуковой реализации этих фонем, превращающая их также в бифонемные сочетания [шт, жд], которые образуются путем утраты конечного фрикативного элемента при твердом произношении: [об’ешта́ла, уjежда́ла].

В произношение сложных звуков из трех элементов вовлекаются и исконные сочетания [шт], [жд]: [шчо, шчаны́, нужджа́].

Территориально говоры с разными типами реализации фонем <ш’>, <ж’> противопоставлены главным образом по признаку твердого или мягкого произношения замещающих их звуков; «внутри» же этого сосуществуют в системе одного говора и однородные, и сложные по способу артикуляции звуки: [шчу́ка, ишшо́]. На конце слова и после согласных обычно произносится однородный звук, утративший долготу: [же́ншына].

Можно говорить, однако, о преобладании мягкого произношения в говорах центра и преобладании твердого – в периферийных говорах и севера, и юга, и запада, и востока.

Диахрония: шч — утрата мягкости (штш); утрата второго фрикативного (шьть — шт), утрата аффрикаты (шш’). Дальше — ш.

С жьдьжь то же.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]