- •Фундаментальные экономические законы капитализма
- •Альтернативная интерпретация новейшей экономической истории
- •Всегда ли r будет выше g?
- •Развивающиеся рыночные экономики
- •Критика кривой Кузнеца
- •Концентрация доходов vs. Неравенство, или Фискальные данные vs. Обследования домохозяйств
- •Рекомендации в области экономической политики и рассуждения о методе экономической науки
- •Список литературы
Миланович Б. Возвращение «патримониального капитализма» (О книге Томаса Пикетти «Капитал в двадцать первом веке») // Вопросы экономики, 2014, №09. М.: Издательство НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»», 2014. – 160 с. С.127-144.
Пикетти - исследователь проблемы неравенства доходов.
Значимость работ Пикетти
Данные о концентрации доходов в международном контексте
Ключевой вклад Пикетти — общий анализ капитализма
Фундаментальные экономические законы капитализма
Первый фундаментальный закон капитализма
Термины capital и patrimoine (богатство, имущество)
Альтернативная интерпретация новейшей экономической истории
Конфликт, названный у Пикетти дилеммой Растиньяка
Революция Тэтчер—Рейгана изменила капитализм
Темпы роста в развитых капиталистических экономиках
Интерпретация экономической истории капитализма в XX в. у Пикетти
«Особый период» (el periodo especial) в развитии капитализма закончился в 1980-е годы
Демографический переход (низкий уровень прироста населения)
Всегда ли r будет выше g?
Норма отдачи на капитал после вычета налогов и темпы роста мировой экономики, от античности до 2100 г. (в %)
Патримониальный капитализм
Представления о «возвращении капитала» или даже о «возвращении рантье»
В условиях «патримониального капитализма»
Характеристики капитализма, основанного на отношениях наследования, с более низкой концентрацией собственности в верхних слоях общества
Собственность на капитал, передаваемая по наследству
Способность генерировать удовлетворительный уровень дохода, не обременяя наследников работой
Дилемма Растиньяка возвращается
Три типа капитализма.
Классический капитализм Belle Epoque с очень высокой корреляцией собственности на капитал и высоких доходов
«Капитализм конвергенции»
«Капитализм глобализации» =возврат к версии XIX в.
Высокие налоги на сверхбогатых будут иметь минимальные последствия для доходов
Роль «конфискационного» предельного налогообложения — не в получении дополнительной налоговой выручки, а в ограничении высоких доходов
Налогообложение необходимо для обуздания политической власти богатых
Идея о том, что «неограниченная конкуренция положит конец системе наследования
Развивающиеся рыночные экономики
Рассуждения Пикетти основаны преимущественно на опыте западных стран
Когда конвергенция в Китае закончится, темпы роста китайской экономики снизятся
Период высоких темпов роста глобальной экономики
Критика кривой Кузнеца
Распределение дохода между индивидами и концентрация дохода в верхних слоях общества
Теорию концентрации доходов Пикетти
Теория роста с постоянными долями дохода капитала и труда (Солоу—Сван)
Концентрация доходов vs. неравенство =или фискальные данные vs. обследования домохозяйств
Концентрация рыночного дохода среди фискальных единиц
Рекомендации в области экономической политики и рассуждения о методе экономической науки
Анализ накопления капитала и неравенства
Налоги на капитал — в форме налогов на землю или на наследство
Пикетти =изучение неравенства как элемента изменяющейся природы современного капитализма
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ
Б. Миланович
Возвращение «патримониального капитализма»
(О книге Томаса Пикетти «Капитал в двадцать первом веке»)*
Бранко Миланович (bmilanovic@gc.cuny.edu), сотрудник исследовательского отдела Всемирного банка (Вашингтон, США).
* Milanovic В. The Return of "Patrimonial Capitalism": A Review of Thomas Piketty's Capital in the Twenty-First Century // Journal of Economic Literature. 2014. Vol. 52, No 2. P. 519 — 534. Печатается с разрешения автора и Американской экономической ассоциации.
Книга Томаса Пикетти «Капитал в двадцать первом веке» стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время работ по экономической науке. В ней представлена общая теория функционирования капиталистической экономики, соединены теории экономического роста и функционального, а также личного распределения доходов. Исходя из анализа долгосрочных временных рядов, Пикетти утверждает, что при капитализме преобладают факторы экономической дивергенции, включая рост неравенства доходов. Показав, что большая часть XX в. была лишь исключением из этого общего правила, он предлагает меры экономической политики, призванные сделать развитие капитализма в XXI в. более устойчивым.
Ключевые слова: капитал, неравенство, экономический рост, распределение доходов, капитализм.
JEL: D31, D33, Е25, N10, N30, Р16.
127 Я не решусь назвать новую книгу Томаса Пикетти «Капитал в двадцать первом веке» одним из лучших трудов по экономической науке, написанных за последние десятилетия. Это не означает, что я оспариваю такую оценку, просто стараюсь соблюдать осторожность во избежание инфляции положительных отзывов, а также потому, что современники едва ли способны оценить, что именно в конечном счете окажется значимым.
127 Однако позвольте мне, сделав эти две оговорки, все же утверждать, что мы стали читателями книги, которая — в числе других — обозначила важный рубеж в экономическом мышлении.
127 Пикетти известен как исследователь проблемы неравенства доходов.
127 Его книга «Высокие доходы во Франции в XX в.: неравенство и перераспределение, 1901 — 1998», увидевшая свет в 2001 г. (Piketti, 2001), послужила основой для нескольких авторитетных работ, опубликованных в ведущих американских экономических журналах (Piketty, 2003; 2005; 2011; Piketty, Saez, 2003; 2006).
128 В этой книге Пикетти, используя фискальные документы, проследил рост (до Первой мировой войны), падение (между 1918 и концом 1970-х) и затем снова рост доли населения с наивысшими доходами во Франции. Он обновил методы, изначально использовавшиеся отцами-основателями исследований распределения доходов — В. Парето и С.Кузнецом.
128 Эти методы предполагают использование фискальных данных, а не обследований домохозяйств, и наиболее эффективны в исследовании распределения наивысших доходов. Такой акцент позволяет экономистам и широкой аудитории точнее оценить уровень доходов богатых, нежели масштабные исследования распределения доходов, в которых больше внимания уделяется всеобъемлющим измерителям неравенства, например коэффициенту Джини.
128 Вскоре после выхода в свет французской работы Пикетти были опубликованы похожие исследования наивысших доходов в долгосрочном периоде для Великобритании (Atkinson, 2003), США (Piketty, Saez, 2003), остальных стран Европы и других развитых стран (Atkinson, Piketty, 2007), а также для ряда стран с переходной экономикой (Atkinson, Piketty, 2010; Alvaredo et al., 2013).
128 Сейчас эти работы породили более чем в 20 странах обширную литературу, содержащую анализ на длительном временном горизонте — иногда 100 или даже 200 лет. Создана внушительная интерактивная «Всемирная база данных наивысших доходов»1. На октябрь 2013 г. в ней представлены данные по 27 странам.
1 http://topincomes.gmond.parisschoolofeconomics.eu/.
128 Значимость работ Пикетти и его коллег возросла в связи с интересом к проблеме неравенства, совпавшим с началом Великой рецессии, и с осознанием того, что в США медианные доходы в реальном выражении не менялись в течение почти 40 лет, хотя доля 1% населения достигла 1/5 совокупного дохода. Возросло и политическое значение неравенства в США, о чем свидетельствуют всплеск политического активизма, например появление движения «Оккупай» с его лозунгом «99 процентов против 1 процента», а также политическая риторика Дж. Эдвардса с его рассуждениями о «двух Америках».
128 Но эмпирическую основу аргументов в этих новых политических дискуссиях составила работа Пикетти и Э. Саеза (Piketty, Saez, 2003). Их знаменитые графики, на которых изображены доли верхнего дециля, верхних 1 и 0,1% в общих доходах, показывающие, что на рубеже XX и XXI вв. доли дохода богатых приблизились к значениям «ревущих двадцатых», повсеместно перекочевали в популярные медиа.
128 Данные о концентрации доходов в международном контексте описаны и разъяснены в последней книге Пикетти, пожалуй, лучше, чем когда-либо.
128 Впрочем, это не единственная ее часть, заслуживающая внимания.
128 Ключевой вклад Пикетти — общий анализ капитализма, а проблемы неравенства — лишь один из аспектов этого анализа. Не заявленная, но подразумеваемая цель Пикетти — объединить теории роста с теориями функционального и личного распределения доходов и дать всеобъемлющее описание капиталистической экономики.
128 В книге 4 части и 16 глав. В первой части автор приводит определения, тождества системы национальных счетов и взаимосвязи, которые использует в дальнейшем. Вторая часть посвящена соотношению капитала и дохода и функциональному распределению национального дохода. В третьей части рассматривается неравенство в межличностном распределении зарплаты, в доходах от собственности и в богатстве.
128 В четвертой части содержатся рекомендации в области экономической политики.
129 В книге представлены эмпирические данные по капиталу и выпуску, распределению национального дохода, норме доходности на капитал, инфляции, о потоках наследственного имущества и многому другому за два или три столетия для Франции, Великобритании, США, Германии, Японии, Швеции и Канады. Тематика очень обширная: от курса livre tournois (турского ливра) накануне Великой французской революции до финансового кризиса на Кипре в 2013 г.; от капитализированной стоимости рабов в южных штатах до зарубежных частных вложений китайцев сегодня; от доли населения, имевшего право голоса во Франции в эпоху Реставрации Бурбонов, до численности заключенных в США. Кроме того, эта 700-страничная книга имеет техническое он-лайн-приложение2, которое включает таблицы, графики, ссылки и результаты.
Фундаментальные экономические законы капитализма
129 Чтобы понять Пикетти, необходимо вернуться к классикам экономической науки. Подобно Д. Рикардо, Т. Мальтусу и К. Марксу, Пикетти конструирует простую «машину» или, говоря современным языком, модель, для понимания важнейших черт капиталистической экономики.
129 Затем эта модель используется для прояснения как прошлого, так и будущего.
129 Модель состоит из одной дефиниции, двух фундаментальных экономических законов капитализма (как называет их Пикетти) и одного неравенства.
129 Начнем с дефиниции (глава 1), с помощью которой соотносятся запас капитала (К) и поток дохода (Y).
129 Запас капитала включает все формы явных или неявных активов, приносящих отдачу: жилье (Пикетти считает его неотъемлемой частью капитала), землю, оборудование, финансовый капитал в форме наличности, облигаций и акций, интеллектуальную собственность и даже людей во времена рабовладения.
129 Такое определение капитала делает его больше похожим на то, что часто называют богатством (wealth)3.
129 Отношение капитала к ежегодному доходу обозначается как β.
129 На основе исследований истории Франции, Великобритании и США (глава 3) Пикетти утверждает, что со времен Французской революции и до настоящего времени траектория изменения β имела U-ообразную форму. Этот показатель был высоким, доходя до 7 во Франции и Великобритании до Первой мировой войны (и около 5 в США), а в течение следующих 50 лет снизился в континентальной Европе больше чем наполовину (и стал ниже 4 в США)4.
2 http://piketty.pse.ens.fr/fr/capital21с.
3 Пикетти использует термины capital и patrimoine (богатство, имущество) как синонимы (см. гл. 1. Р. 47). В случае земли он отказывается различать «первоначальные и неразрушимые силы почвы» и усовершенствования земли (последние для некоторых авторов только и составляют «капитал»). Подобным образом он отказывается проводить различие между богатством, используемым в «непроизводительной» и «производительной» деятельности (когда капиталом считается только второе). Любой актив, позволяющий своему владельцу получать отдачу, включая неявную отдачу от жилья, есть капитал.
4 В северных штатах США до Первой мировой войны показатель β был ниже 3, а в южных соотношение капитала и дохода равнялось 6 — как в Европе. Этот разрыв был даже больше до Гражданской войны, когда, по оценкам Пикетти, стоимость рабов на Юге составляла около 150% национального дохода (гл. 4). Жители южных штатов в среднем были богаче северян, даже если не учитывать рабов. Доходы на душу населения до начала XIX в. на Юге также были выше (Lindert, Williamson, 2012).
129 Однако за последние 30 лет он начал расти, достигнув уровня рубежа XIX и XX вв.
129 Пикетти предлагает более убедительные эмпирические свидетельства в пользу того, что U-образная кривая, описывающая соотношение К/Y,
130 характерна для всех развитых капиталистических экономик.
130 Но значение возрастания β понятно, если учитывать первый фундаментальный закон капитализма по Пикетти и важнейшее неравенство.
130 Первый фундаментальный закон5 гласит, что доля доходов от капитала в совокупном национальном доходе (а) равна реальной норме отдачи на капитал (r), умноженной на β. Если норма отдачи на капитал постоянно превышает темпы роста экономики (g) — это центральное неравенство для Пикетти, r>g, то « по определению растет. В сочетании с ростом β это ведет к тому, что доля капитала в национальном доходе становится близкой к 1.
130 Это процесс с положительной обратной связью: по мере роста а владельцы капитала не только становятся богаче, но, если они не потребляют все доходы от капитала, у них остается больше средств для реинвестирования.
130 Рост сбережений способствует тому, что темп роста капитала еще больше превышает темп роста национального дохода и увеличивается ft.
130 Таким образом, не только рост β ведет к росту а, но и наоборот: чем выше α, тем выше β 6.
3 На самом деле первый фундаментальный «закон» — это тождество. Однако можно рассматривать его как «закон» капитализма в том смысле, что в экономике с частным капиталом отдача на капитал составляет доход его владельцев. Предположим, что капиталом владеет государство, а доходы от капитала распределяются между всеми гражданами. В таком случае доля капитала в национальном доходе (близка она к 1 или нет) не влияет на личное распределение дохода.
6 Этот механизм напоминает (но только напоминает) описанный у Маркса: рост «органического строения капитала» (по сути дела, рост K/L и β) ведет не только к росту α, но и — через монополии — к росту концентрации доходов среди капиталистов и снижению спроса на труд. Таким образом, возникает постоянный пул безработных — «резервная армия труда», что позволяет не повышать зарплату.
130 Вот так работает машинерия Пикетти. Учитывая, что в развитых экономиках β растет, используем базовую дефиницию и предположим, что r>g.
130 Этот процесс меняет функциональное распределение доходов в пользу капитала, и если доходы от капитала более концентрированные, чем трудовые доходы (что едва ли подвергается сомнению), то и личное распределение доходов станет менее равномерным. Это мы и наблюдаем на протяжении последних 30 лет7.
7 Строго говоря, требование состоит не только в том, чтобы доходы с капитала были более концентрированные, но и в том, чтобы они положительно коррелировали с совокупным доходом: по мере продвижения вверх по лестнице распределения дохода значимость дохода от капитала возрастает (например, см.: Atkinson, 2009).
130 Модель существенно зависит от неравенства r>g.
130 Если r = g, то темпы роста капитала и национального дохода одинаковы, уровень β стабилен и доля капитала в совокупном выпуске не меняется. Таким образом, подход Пикетти окажется жизнеспособным, если доказательства того, что r>g, будут достаточно убедительны. Мы вернемся к этому вопросу позже.
130 Второй фундаментальный закон касается долгосрочного определения β. Из базовой теории роста известно, что в стационарном состоянии отношение капитала к выпуску будет равно норме сбережений, деленной на темп роста экономики.
130 Таким образом, можно определить (долгосрочное) равновесие βs, которое может варьировать между странами. Это условие равновесия, а не тождество, как в первом фундаментальном законе.
130 Однако второй закон у Пикетти играет подчиненную роль, он использует его, когда рассматривает, где в конечном счете может установиться βs в некоем (быть может, мифическом) стационарном состоянии8.
8 Заметим, что если g 0 (именно так считает Пикетти), то в долгосрочном периоде β оо и, сколь бы ни была мала r, доля капитала в совокупном доходе будет высокой.
130 Рассмотрим исторические расчеты, на которых основана модель Пикетти.
