- •Общая характеристика работы
- •Актуальность исследования
- •Объект и предмет исследования
- •Цели и задачи исследования:
- •Границы исследования
- •Методика исследования
- •Научная новизна работы
- •Теоретическая значимость исследования
- •Практическая ценность исследования
- •Апробация работы
- •Объем и структура диссертации
- •Глава I. Общественные пространства как ключевая составляющая «города для людей»
- •Глава 2. «новая русская урбанистика»: особенности и кейсы
- •Глава III. Дальневосточные общественные пространства: региональная специфика и общественный заказ
- •Основные выводы исследования
- •Основные публикации по теме диссертации
- •680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- •680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
Апробация работы
В теоретической части диссертации исследуется генезис и региональные перспективы «новой урбанистики», под которой подразумевается архитектурно-пространственное оформление Everyday Urbanity – городской повседневной жизни, как нового экономического уклада; на основе проведенного анализа выдвигаются общие рекомендации по модернизации ОП г. Хабаровска.
Главные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях:
Доклад «Трансформация "зоны отчуждения" в "модную точку": актуализация общественного городского пространства» в рамках региональной научно-практической конференции 12-е научные чтения памяти профессора М.П. Даниловского – Хабаровск, ТОГУ, 15–19 окт. 2012 г.
Доклад «Среда обитания — Новое качество жизни» в рамках Тринадцатой международной конференции форума Новые идеи нового века – 2013, Хабаровск, ТОГУ, 20–27 фев. 2013 г.;
Доклад «Город для жизни» в рамках Четырнадцатой международной конференции форума Новые идеи нового века – 2014, Хабаровск, ТОГУ, 20–27 фев. 2014 г.;
Объем и структура диссертации
Структура диссертации отражает взаимосвязь и последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, общий объем… а также библиографии из …. наименований литературных и электронных источников. Диссертация содержит …. страниц текста. Иллюстрации (графоаналитические схемы, рисунки, чертежи, графики, иллюстративные таблицы) включены в экспозицию и приведены в Приложение (всего ... иллюстрации на ... страницах).
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ
Введение. Обосновывается актуальность темы, формируются предмет, объект, цели, задачи и границы исследования, излагаются методы исследования, определяется научная новизна, описывается состояние изученности проблемы, приводятся научные положения, выносимые на защиту, апробация работы и список публикаций автора по данной теме.
Глава I. Общественные пространства как ключевая составляющая «города для людей»
В первом параграфе дается определение ОП и предлагается классификация общественных пространств, в основу которой положена оппозиция тоталитарные/демократические (оба термина используются вне политического контекста). Выделяются характерные черты тоталитарных и демократических пространств. Демократические ОП рассматриваются как обязательные составляющие концепта «города, удобного для жизни». Во втором параграфе кратко сформулированы основные принципы «города для людей». На основе международных, отечественных и местных (региональных) представлений о «хорошем городе» выводятся базовые характеристики общественного пространства. В последнем параграфе выявляются основные агенты влияния и проводники «новой урбанистики», обеспечивающие проникновение идеи «города для людей» в русскоязычный дискурс, а так же постулируются этапы распространения НУ на постсоветском пространстве; выявляются причины популярности этого движения и его особенности. Для получения объективной картины развития «новой русской урбанистики» приводятся различные точки зрения, как сторонников, так и противников движения.
Все ОП предлагается разделить на
- открытые - являющиеся часть городского ландшафта и
- закрытые – расположенные внутри зданий или на изолированных территориях (в том числе т. н. арт-кластеры, имеющие точечный характер и не оказывающие влияния на изменение городской среды в целом).
Открытые пространства в свою очередь предлагается развести в две категории:
- урбанистические, предназначенные преимущественно для публичного использования (площади, пешеходные улицы) и
- «зеленые», традиционно использующиеся как приватные зоны (парки, скверы, бульвары), но в последнее десятилетие активно приобретающие статус публичных пространств.
Промежуточными зонами между урбанистическими и «зелеными» ОП являются набережные, совмещающие функции общегородских променадов и парков линейного типа, а так же городские пляжи.
ОП можно классифицировать по территориальному признаку:
- центральные, общегородские (площади, парки, пешеходные пространства, набережные) и
- периферийные, районного значения (плазы перед кинотеатрами, скверы, зеленые зоны)
Помимо пространственного фактора в классификацию ОП предлагается включить социополитический фактор, (как уже было отмечено выше, основной характеристикой ОП предлагается считать возможность коммуникации); в таком случае, ОП можно разделить на
- тоталитарные, исключающие или затрудняющие возможность коммуникаций (диалога социума и государства);
- демократические, в которых коммуникации играют главную роль. Возможность гуманизации тоталитарных пространств проблематична, более того, при определенных обстоятельствах они трансформируются в в радикальные пространства (Майдан, Киев; пл. Таксим, Стамбул)
Демократические пространства, как площадки коммуникаций, легко поддаются процессу гуманизации и потенциально трансформируемы в «зоны комфорта» и креативные пространства.
Так как именно современные демократические ОП пространства являются основной темой исследования их предлагается дополнительно разделить на: урбанистические, зеленые, креативные, временные (мобильные), стихийные, альтернативные
Креативные пространства, - новый формат мест для отдыха, работы и общения (т.н. «third place» - «третье место»; всевозможные арт-кластеры, арт-фабрики, лофты и проч., которые формируют новую городскую культурную среду и позиционируются как площадки для работы в свободном режиме, обмена идеями и объединения молодых специалистов, занимающих творческую нишу в бизнесе и производстве. Предлагается разделить по режиму использовния на открытые (временные), закрытые (стационарные) и смешанные (сезонные).
Альтернативные ОП не привязаны, в отличие от, например, парков, к городской структуре; локации альтернативных ОП имеют неочевидный (индустриальные руины, трудно доступные зеленые зоны, заброшенные военные объекты) и временный, часто герметичный характер, туда сложно попасть случайному человеку.
Кроме вышеперечисленных категорий возможно в качестве критерия для классификации предложить «бинарную оппозицию» сакральное/профанное:
- сакральные пространства (пространства власти, соборные площади, ритуальные пространства, мемориальные пространства;
- профанные пространства, к которым относятся все потенциальные демократические пространства.
Возможен процесс трансформаций ОП и переходы (часто многократные) их в зависимости от политической конъектуры в разные режимы использования.
Так как само понятие ОП и проблемы модернизации ОП появились в связи с развитием идей т.н. «новой урбанистики», во втором параграфе обзорно рассматриваются ключевые постулаты этого движения. В основе научного исследования по рассматриваемой проблеме лежат идеи Нового урбанизма, впервые озвученные Джейн Джейкобс, также ей были сформулированы аргументы против централизованного городского планирования, игнорирующего повседневную жизнь горожан; принцип приоритета пешехода над автомобилистом, с вытекающим отсюда концептом пешеходных зон, получивший дальнейшее развитие в работах Яна Гейла и Вукана Вучика. В свою очередь, Вукан Вучек ввел понятие livable city: город, удобный для жизни. Это универсальная урбанистическая идея, у которой есть несколько аспектов, и один из них — транспортный. Упоминаются работы Р. Флориды, который в 2002 г. выдвинул теории креативного класса.
В результате изучения русскоязычного дискурса, посвященного проблеме гуманизации постсоветских общественных пространств, предлагается следующая периодизация проникновения и развития идеологии «новой урбанистики», а так же реализации приемов «НУ» в российских городах:
- I этап– «Хипстерский», 2005-2008 гг. Агенты влияния: просвещенные представители бизнес-элиты, хипстеры, городские активисты, блогосфера. Локация: Москва. Краткая характеристика этапа: популяризация идей НУ в блогах и журнале «Афиша», «Большой город»; появление первых московских «Креативных пространств»: Арт-«Стрелка», «Красный Октябрь», «Винзавод». Окончание этапа связано с экономическим кризисом 2008 г.
- II этап – «Столичный», 2009-2012 гг. Агенты влияния: команда С. Капкова. Локация: Москва, С-Пб, Пермь. Краткая характеристика этапа: открытие «Стрелки», реконструкция Парка Горького, мастер-план Перми, проект «Пермь – новая культурная столица», деятельность тандема Гельман-Лебедев в Перми, мастер-план Сколково. Открытие культурного центра «Гараж» в Москве и «Новой Голандии» в С-Петербурге. Окончание этапа связано с событиями на Болотной площади.
- III этап – «Региональный», 2013-2015 гг. Агенты влияния: Стрелка, МАРШ, ВШУ при ВШЭ, региональные активисты. Локации: Пермь, Калининград, Новосибирск, Ярославль, Вологда, Владивосток. Краткая характеристика этапа: десанты «Городских проектов» в Омск и Новосибирск, «Арх-движение» в Вологде, «Rural Urbanism» /"Сельский урбанизм" в Ярославле, открытие арт-фабрики «Заря» во Владивостоке и т.д.. Этап продолжается.
- IV этап– «Государственный», 2014 г. Агенты влияния: правительство Москвы и Московской области, крупный бизнес. Локации: Москва, Московская обл., С-Пб. Краткая характеристика этапа: Приглашения команды Ян Гейла для работ над генпланами российских городов. Работа студии Арт. Лебедева на московскую администрацию. Интерес девелоперов к коммерческому потенциалу НУ, реконструкция Крымской набережной и триумф «парковой революции» в Москве. Преобразившиеся парки, пешеходные улицы в центре Москвы, творческие кластеры в бывших фабричных корпусах стали приметами новой официальной культурной политики, пришедшей на смену патриархальному «лужковскому барокко» и тесно связанной с новым московским мэром. Этот период либеральные СМИ называют «собянинской оттепелью». В марте 2015 г. свой пост оставил глава департамента культуры г. Москвы Сергей Капков, с именем которого связывались произошедшие в городе преобразования. Окончание этапа связано с экономическим кризисом 2014 г. и отставкой С. Капкова.
- V этап – посткризисный, первая половина 2015 г. Агенты влияния: городские сообщества. Локации: регионы «опережающего развития», города-миллионики и полумиллионики. Краткая характеристика этапа: Выход конференций Мосурбанфорума под эгидой «Стрелки» и «Сколково» в регионы. Организация региональной сети Центров прикладной урбанистики Свята Мурунова. Намечается новый тренд – образовательный: на поток ставится профессиональная подготовка «урбанистов» широкого профиля.
