Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekz_po_OI__1k_LD_2015 (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
424.8 Кб
Скачать

34. Гражданская война и политика «военного коммунизма»

1. Когда и почему началась гражданская война и военная интервенция?

Историки до сих пор спорят о времени начала гражданской вой­ны в России, иначе говоря — вступления российского общества в состояние непримиримой вооруженной борьбы за государственную власть больших, относящихся к различным классам и соци­альным группам, масс людей.

Грозные зарницы гражданской войны обоснованно усматрива­ются в февральских уличных боях 1917 г., в событиях, знаменовав­ших все больший раскол общества на сторонников и противников революции, в лавинообразно нараставшей их взаимной нетерпи­мости (июльские дни, корниловское выступление, крестьянские погромы помещичьих имений осенью 1917 г.).

Формальной гранью начала гражданской войны можно считать насильственное смещение Временного правительства и захват го­сударственной власти большевистской партией, а также последо­вавший вскоре разгон всенародно избранного Учредительного со­брания. Но и после этого вооруженные столкновения носили ло­кальный характер.

Общенациональный масштаб вооруженная борьба приобрела лишь с середины 1918 г., когда ряд действий, с одной стороны. Со­ветской власти (неуклонно набиравшая силу кампания по «экс­проприации экспроприаторов», заключение «похабного», по выра­жению самого В. И. Ленина, Брестского мира, чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок), с другой стороны — ее противников (мятеж Чехословацкого корпуса) ввергли в брато­убийственную войну новые миллионы людей. Именно это время традиционно считается началом особого периода в истории Отече­ства — периода гражданской войны, когда военный вопрос имел определяющее значение для судьбы Советской власти и противо­стоящего ей блока антибольшевистских сил. В целом этот период завершился с ликвидацией в ноябре 1920 г. последнего белого фронта в европейской части России (в Крыму).

Особенностью гражданской войны в России было ее тесное пе­реплетение с антисоветской военной интервенцией держав Антан­ты. Она выступила главным фактором затягивания и обострения кровавой «русской смуты».

В основе военного вмешательства западных держал во внутрен­ние дела России лежало стремление предотвратить расползание со­циалистической революции по всему миру, не допустить многомиллиардных потерь от проведенной Советской властью национа­лизации имущества иностранных граждан и ее отказа выплачивать государствам-кредиторам долги. Определенные и достаточно влия­тельные круги Антанты вынашивали еще одну, негласную, цель:

по возможности ослабить Россию как своего будущего политиче­ского и экономического конкурента в послевоенном мире, раздро­бить ее, оторвав окраинные территории.

Первый шаг на этом пути был сделан уже в конце 1917 г. Союз­ники России по мировой войне, Англия и Франция, заключили 10 декабря секретное соглашение о разделе европейской части на­шей страны на «зоны действия». Несколько позже была достигнута • договоренность, что Сибирь и Дальний Восток являются «зонами действия» США и Японии. Генерал Д. Л. Хорват, один из руководителей белого движения на Востоке страны, хорошо знавший заку­лисную сторону интервенции, позже с горечью признавал: «Все наши бывшие союзники преследовали в борьбе с большевиками собственные эгоистические пели. Но никто не помогал России. Сильная, единая Россия никому, кроме русских, не нужна».

В периоде гражданской войны и интервенции достаточно четко выделяются четыре этапа. Первый из них охватывает время с кон­ца мая до ноября 1918г., второй—с ноября 1918г. по февраль 1919 г., третий — с марта 1919 г. до весны 1920 г. и четвертый — с весны 1920 г. по ноябрь 1920 г.

Политика «военного коммунизма».

Еще в январе 1918 г. Совнарком принял декреты об организа­ции на добровольческих началах Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота. Но с развертыванием боевых Действий все очевиднее становилась необходимость массовой, а главное — регулярной, строго дисциплинированной армии. К ее формированию присту­пили с конца мая 1918 г., когда было принято решение о первой мобилизации призывных возрастов рабочих и крестьян. На основе регулярно проводившихся в дальнейшем мобилизации числен­ность армии быстро росла. Если в добровольческий период в рядах Красной Армии сражалось до 300 тыс. человек, то к концу 1918 г. — свыше 1млн., а осенью 1920г.—уже около 5,5 млн. человек (из них свыше 3 млн. находилось во внутренних военных округах" и За­пасных частях).

С июня 1918,г. стала проводиться мобилизация военных специалистов, без которых невозможно было создать современную регулярную армию. Это позволило привлечь в Советские Воору­женные силы до 75 тыс. бывших генералов и офицеров, лишь немногим меньше, чем было их в рядах белых формирований (около 100 тыс. человек). Остальные офицеры из 250-тысячного офицерского корпуса царской армии вовсе не приняли участия в вооруженной борьбе: обратились, как тогда говорили, в «перво­бытное состояние», рассеявшись по всей территории страны, или эмигрировали.

Переход от добровольческого принципа к мобилизации заметно усилил политическую неустойчивость командного состава Красной Армии, опасность измены «пролетарскому делу» со стороны быв­ших офицеров. В связи с этим расширяются права военных комис­саров. назначаемых в войсковые части уже с весны '1918 г. — обычно из числа профессиональных революционеров и рабочих-комму­нистов с дооктябрьским партийным стажем. Без их подписи приказы командиров не имели силы; при отказе от выполнения распоряжений вышестоящих штабов военспецы тут же подлежали аресту. Семьи офицеров были превращены в заложников. «Каждый комиссар должен точно знать семейное положение командного состава вверенной ему части для того, чтобы немедленно арестовать членов семьи в случае измены или предательства командира»,— говорилось в одном из директивных документов того времени. Специальным постановлением ЦК большевистской партии опре­деляется и строгая ответственность комиссаров (вплоть до расстре­ла) в случае перехода на сторону противника опекаемых ими офи­церов.

Большевики, следуя проверенной тактике концентрации в ре­шающий момент и на решающем направлении максимума сил своих сторонников, систематически проводили в годы гражданской войны массовые коммунистические, комсомольские и профсоюз­ные мобилизации, умело маневрировали войсковыми резервами. Здесь на руку им сыграло то обстоятельство, что Советская власть прочно укрепилась в центральных районах страны — т. е. в единст­венной ее части, где существовала довольно густая сеть железных и прочих дорог. Это позволяло оперативно перемещать войска и подкрепления на любой участок фронта и достигать там времен­ного, но подавляющего перевеса в силах.

Стремясь сцементировать тыл и парализовать политических противников, большевики еще в конце февраля 1918 г. восстанавливают смертную казнь, отмененную II съездом Советов, значи­тельно расширяют полномочия карательного органа — ВЧК. В сентябре 1918 г., после покушения на жизнь Ленина и убийства руко­водителя петроградских чекистов М. С. Урицкого, СНК объявил о красном терроре против лиц, «прикосновенных к белогвардей­ским организациям, заговорам и мятежам». Власти а массовом по­рядке стали брать заложников из среды дворянства, буржуазии ., и интеллигенции. Многие из них были затем расстреляны. В том же году в республике начинает развертываться сеть концлагерей, По официальным данным, к 1921 г. туда было брошено около 80 тыс. человек.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». Был создан ^Реввоенсовет во главе с Л. Д. Троцким, осуществлявший непосредственное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морско­го ведомств. В ноябре создается Совет рабочей и крестьянской обо­роны под председательством В.И.Ленина. Он сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти. Осенью 1919 г. Советы во фронтовых и прифронтовых районах были подчинены чрезвычайным органам—революционным комитетам, в июне 1919 г. существовавшие тогда советские республики — Россия, Ук­раина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония—заключили воен­ный союз, предусматривавший единое военное командование, уп­равление финансами, промышленностью, транспортом.

Социально-экономическая политика большевистской власти в годы войны, имевшая своей целью сосредоточение всех трудовых

и материальных ресурсов в руках государства, привела к складыва­нию своеобразной системы «военного коммунизма». Ее характери­зовали следующие основные черты:

—Широкая национализация промышленных предприя­тий, включая мелкие («с числом рабочих более десяти или более пяти, но использующих механический двигатель»); перевод на во­енное положение оборонных заводов и железнодорожного транспорта.

—.Сверхцентрализация, управления промышленностью (через ВСНХ и его главки), не допускавшая какой-либо хозяйственной самостоятельности на местах.

— Дальнейшее развитие принципа продовольственной диктату-ры и полное официальное запрещение свободы торговли (хотя на деле она продолжала существовать в виде «мешочничества» и «черных рынков»). В январе 1919 г. вводится продразверстка, по которой государство фактически бесплатно изымало у крестьян все излишки хлеба (а зачастую — и необходимые запасы). В 1920 г. разверстка распространяется на картофель, овощи и другие сель­скохозяйственные культуры.

— Натурализация хозяйственных отношений в условиях прак­тически полного обесценивания денег, выдача рабочим и служа­щим наряду с потерявшей значение денежной зарплатой продо­вольственных и промтоварных пайков; бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными и прочими услугами.

— Введение трудовой повинности: в 1918 г. — для представите­лей «эксплуататорских классов», в 1920 г. — всеобщей; создание трудовых армий.

Некоторыми чертами «военный коммунизм», сложившийся в основном под давлением чрезвычайной обстановки гражданской войны, напоминал то бесклассовое, свободное от товарно-денежных отношений общество будущего, которое большевики считали сво­им идеалом — отсюда и его название. При этом важно подчеркнуть:

многими большевиками, включая партийное руководство, «воен­но-коммунистические» меры воспринимались в качестве не столь­ко вынужденных, сколько закономерных шагов в верном направле­нии — к социализму и коммунизму. Недаром немалая часть таких мер была принята в 1920 г., когда война уже затихала.

B марте 1918 г. на своем VII съезде Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) официально сменила название—она стала называться Российской коммунистической партией (большевиков). На VIII съезде РКП (6) в марте 1919 г была одобрена новая программа партии, в которой главной целью провозглашалось построение социалистического общества в России.

Решающие сражения гражданской войны.

Весной 1919 г Россия вступает в третий, самый тяжелый этап гражданской войны. Командование Антанты разработало план очередного военного похода. На сей раз. как отмечалось в одном из его секретных документов, интервенция должна была «выражаться в комбинированных военных действиях русских антиболыпевистских сил и армий соседних союзных государств»

Ведущая роль в предстоящем наступлении отводилась белым ар­миям, а вспомогательная—войскам малых пограничных госу­дарств — Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши. Все они получили щедрую экономическую и военную помощь Англии, Франции и США. Только колчаковцам и деникинцам было передано за зиму 1918/1919 гг. около миллиона винтовок,, несколько тысяч пулеметов, около 1200 орудий, танки и самолеты, боеприпасы и об­мундирование на несколько сотен тысяч человек. Руководитель снабжения колчаковской армии английский генерал А. Нокс имел все основания заявлять, что «каждый патрон, выстреленный рус­ским солдатом в большевиков, сделан в Англии». Да и как могло быть иначе, если другой подданный британской короны, военный министр У. Черчилль, без обиняков разъяснял: «Ошибочно думать, что мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам рус­ских. Напротив, русские белогвардейцы сражались за наше дело».

Военно-стратегическая обстановка заметно обострилась на всех фронтах.

Буржуазные правительства Эстонии, Латвии и Литвы, удержи­вавшие к началу года лишь незначительные территории, быстро реорганизовали свои армии и перешли к активным наступатель­ным действиям. В течение 1919 г. Советская власть в Прибалтике была ликвидирована. 18-тысячная армия Н. Н. Юденича обрела на­дежный тыл для операций против Петрограда. Но это не помогло генералу. Юденич дважды (весной и осенью) пытался овладеть го­родом, но всякий раз неудачно.

В марте 1919 г. хорошо вооруженная 300-тысячная армия А. В. Колчака развернула наступление с Востока, намереваясь сое­диниться с деникинцами для совместного удара на Москву. Захва­тив Уфу, колчаковцы с боями пробивались к Симбирску и Самаре, но были вскоре остановлены Красной Армией. В конце апреля советские войска под командованием С.С. Каменева и М.В.Фрунзе перешли в наступление и летом продвинулись вглубь Сибири. К началу 1920 г. колчаковцы были окончательно разбиты сам адмирал арестован и расстрелян по приговору Ир­кутского ревкома.

Летом 1919 г. центр вооруженной борьбы переместился на Южный фронт. 3 июля генерал А. И. Деникин издал свою известную «московскую директиву», и его армия в 100 тыс. штыков и сабель начала движение к центру страны. К середине осени она захватила Курск и Орел. Но уже к концу октября войска Южного фронта (ко­мандующий А. И. Егоров) разгромили белые полки, а затем стали теснить их по всей линии фронта. Остатки деникинской армии, во главе которых в апреле 1920 г. встал генерал П. Н. Врангель, ук­репились в Крыму.

Завершающий этап гражданской войны.

25 апреля польская армия. снаряженная на средства Антанты, вторглась в пределы Советской Украины и 6 мая захватила Киев. 14 мая началось успешное контрнаступление красных войск. К се редине июля они вышли на границу с Польшей.

Политбюро ЦК РКП(б), явно переоценив собственные силы и недооценив силы противника, поставило перед главным коман­дованием Красной Армии стратегическую задачу, с боями войти на территорию Польши, взять ее столицу и создать все необходи­мые военно-политические условия для провозглашения в стране власти Советов. По заявлению самих большевистских вождей, это была попытка продвинуть «красный штык» вглубь Европы и тем самым «расшевелить западноевропейский пролетариат», подтолк­нуть его на мировую революцию.

Попытка эта закончилась катастрофой. Войска Западного фрон­та (командующий М. Н. .Тухачевский) в августе 1920 г. были наго­лову разбиты и откатились назад. В октябре воюющие стороны за­ключили перемирие, а в марте 1921 г. — мирный договор. По его условиям к Польше отошла значительная часть исконных земель Украины и Белоруссии.

Завершающим событием периода гражданской войны явился разгром русской армии генерала П, Н Врангеля. В ходе боевой опе­рации с 28 октября по 16 ноября войска Южного фронта под ко­мандованием М. В. Фрунзе овладели Крымом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]