Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диссертация_новые-медиа.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
494.52 Кб
Скачать

2.2. Влияние «новых» сми на политическое сознание

Для того чтобы глубже понять политическую роль «новых» СМИ и современных социальных медиа и сформулировать предположения, касающиеся связанных с данными медиа политических ценностей и норм, необходимо рассмотреть влияние, которое данные медиа оказывают на политическое восприятие и политическое сознание людей в целом. Политические процессы и политические отношения во многом зависимы от политического сознания людей и общества в целом. Деятельность политических институтов и её результаты зачастую зависят того, как они воспринимаются обществом. Следовательно, роль «новых» СМИ в современных политических процессах и отношениях более наглядно и показательно будет представляться именно после рассмотрения их влияния на политическое сознание и восприятие людей. Да и политические ценности и нормы находятся, прежде всего, в сфере сознания. Всё это объясняет необходимость рассмотрения влияния «новых» СМИ и социальных медиа на политическое сознание людей.

В рамках данной работы целесообразно обратить внимание на ряд трактовок политического сознания. Так, Е.Б. Шестопал отмечает: «Политическое сознание представляет собой восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти, подчинения и государства с его институтами»182. Н.А. Баранов пишет: «С политическим сознанием же связывают чувственные, подсознательные, рациональные, теоретические, ценностные представления человека, через которые опосредуются его отношения с политической сферой»183. Он также отмечает: «Политическое сознание вырабатывается также на основании собственного или иного опыта участия в политической жизни»184. Следовательно, говоря о политическом сознании, следует подразумевать, прежде всего, восприятие, установки, представления, которые касаются тех или иных политических событий, явлений и процессов.

В целях рассмотрения возможного влияния технологий «новых» средств массовой информации и социальных медиа на сферу политического сознания целесообразно отталкиваться от имеющихся эмпирических фактов, связанных с отмеченными медиа. В данном случае следует отметить два факта. Во-первых, проект, получивший название «Российская общественная инициатива». В сущности, он представляет собой Интернет-ресурс185, на котором совершеннолетние пользователи могут размещать свои предложения, предварительно зарегистрировавшись на этом ресурсе. Основные правила представления инициатив граждан, их рассмотрения и иные вопросы, связанные с данным проектом размещены в двух Указах Президента Российской Федерации186 и «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года»187. Каждая инициатива, прежде чем она появится на сайте, проходит предварительную экспертизу. Для того, чтобы оказаться на рассмотрении Правительства Российской Федерации, проекту необходимо набрать необходимое количество голосов (не менее 100 000 голосов граждан в течение 1 года с момента опубликования инициативы на сайте), а затем и пройти этап работы экспертов, связанной с разработкой мер по её непосредственной реализации. После получения экспертного заключения инициатива направляется на рассмотрение Правительства РФ. Голосовать на сайте могут только зарегистрированные и совершеннолетние пользователи. На момент написания данной работы (декабрь 2013 года) были приняты 6 гражданских инициатив188, а сам портал был запущен в апреле 2013 года.

Во-вторых, проведение трансляции с выборов Президента России 4 марта 2012 года в Интернете. Тогда зарегистрированные пользователи Интернет – портала Web Выборы 2012 могли наблюдать за процедурой голосования и подсчета голосов на одном из выбранных избирательных участков.

Приведя необходимые эмпирические примеры использования технологий «новых» СМИ, необходимо сосредоточиться на том, какое влияние они способны оказать на политические установки, представления и восприятие граждан. Отмеченные примеры свидетельствуют о том, что технологии «новых» СМИ создают условия для большей степени наблюдаемости, видимости тех или иных политических процессов и явлений. Так, в данном случае речь идет о процессе принятия политических решений и ходе голосования. В ряде случаев общество требует большего освещения данных процессов. Иными словами, благодаря исследуемым масс-медиа граждане имеют больше возможностей для наблюдения за процессами принятия политических решений и ходом голосования. Так, можно войти на сайт «Российской общественной инициативы» и понаблюдать за ходом голосования за ту или иную предложенную инициативу или самим поучаствовать, как в голосовании, так и предложить свою инициативу.

Увеличение степени наблюдаемости за теми или иными политическими процессами способно оказать влияние и на восприятие обществом этих процессов. Здесь можно выделить, как минимум, 3 аспекта. Во-первых, инструментальность, под которой, в данном случае, подразумевается наличие конкретных инструментов для осуществления наблюдения за теми или иными политическими процессами. Во-вторых, доступность данных инструментов, для использования которых гражданину, как правило, необходимо заранее зарегистрироваться на том или ином сайте и иметь непосредственно доступ в Интернет. В-третьих, наличие конкретных примеров использования подобных инструментов простыми гражданами.

Каким же образом подобная наблюдаемость, видимость определенных политических процессов и явлений может сказаться на восприятии обществом этих и иных политических процессов, и явлений в целом? Ответ на поставленный вопрос, вероятнее всего, следует искать на уровне сознания. В этом случае вполне уместным кажется обращение, например, к ощущениям, которые могут возникнуть при подобной наблюдаемости политических процессов и явлений (например, при наблюдении за ходом голосований на выборах или за ту или иную общественную инициативу). О каких же ощущениях может идти речь в данном случае? Вполне допустимо предположить, что речь идет об ощущении потенциальной вовлеченности в те процессы и явления, на увеличение степени наблюдаемости которых и оказывают влияние «новые» СМИ. Потенциальной эту вовлеченность можно считать в силу того, что у граждан есть возможности для наблюдения за отмеченными политическими процессами и явлениями, а воспользуются они ими или нет, это уже, во многом, зависит от самих граждан. Здесь уместным выглядит выделение некоторых аспектов. Во-первых, осознание активности простых пользователей, граждан. Так, каждый совершеннолетний гражданин, пройдя процедуру регистрации на сайте «Российской общественной инициативы», может предложить свою инициативу или просто, не регистрируясь, понаблюдать за тем, как идет голосование за предложенные другими гражданами инициативы. Во-вторых, осознание гражданином возможного собственного участия или простого наблюдения за тем или иным политическим процессом или явлением, благодаря технологиям «новых» СМИ. Таким образом, гражданин осознает свою потенциальную вовлеченность в подобные процессы и явления. Причем иногда вовлеченность не только в качестве простого наблюдателя (хотя и для отмеченных в качестве примера политических процессов это уже немало), но и в качестве активного участника (например, в случае с инициативой).

Необходимо уточнить, что под ощущением потенциальной вовлеченности в политические процессы и явления в данном случае следует подразумевать осознание наличия реальных возможностей для оказания влияния на эти процессы и явления. Примером выступают те же общественные предложения в рамках «Российской общественной инициативы». Речь идет о наличии реальных рычагов воздействия на процесс принятия решений, причем напрямую, - это представляется важнейшим аспектом в плане влияния на политическое сознание людей. Поэтому можно в данном случае вести речь об ощущении вовлеченности граждан (пусть и потенциальной) в политические процессы и явления, которое является следствием большей степени наблюдаемости этих процессов и явлений посредством технологий «новых» средств массовой информации.

Ощущение потенциальной вовлеченности в политические процессы способно оказать воздействие и на мотивацию человека по отношению к тем или иным политическим действиям. Это определяется, как минимум, несколькими факторами. Во-первых, реальной возможностью для самовыражения (в том числе, и по вопросам общественно-политического свойства) человека благодаря технологиям «новых» СМИ. Во-вторых, ожиданием конкретного результата, видимостью реальной перспективы по итогам активности гражданина. Так, в случае с «Российской общественной инициативой» гражданин может быть уверен в том, что в случае соблюдения существующих правил, его инициатива может быть выставлена на голосование, а в конечном итоге – и найти отклик и поддержку со стороны других граждан. Уже эти факторы сигнализируют о возможном усилении мотивации индивида в пользу общественной активности.

Подобные мотивационные изменения способны активизировать индивида на политическое участие. Иными словами, мотивация влияет на политическое поведение людей. Ощущая потенциальную вовлеченность в общественные и политические процессы, наблюдая реальные механизмы и алгоритмы уже имеющихся примеров реального участия в них простых пользователей благодаря технологиям «новых» СМИ, граждане могут активизироваться для собственного участия в этих процессах посредством отмеченных масс-медиа. Таким образом, результатом большей наблюдаемости и видимости общественных и политических процессов с помощью «новых» СМИ может стать усиление политической и общественной активности граждан. А это уже сфера политического поведения.

Рассматривая такие аспекты, как большая степени наблюдаемости и видимости политических процессов и явлений, усиление активности граждан, изменения в сфере политического поведения, прослеживается интересная зависимость, предположение о наличии которой имеет право на существование. Чем более активно граждане будут использовать технологии «новых» СМИ для участия в наблюдении за ходом выборов (web-трансляции в Интернете с избирательных участков), за голосованием за ту или иную инициативу (на сайте «Российской общественной инициативы») или вовсе предлагать свои инициативы посредством данных технологий, тем, в итоге, ещё в большей степени наблюдаемыми и видимыми станут соответствующие политические процессы и явления. Так, например, чем активнее граждане будут участвовать в «Российской общественной инициативе», тем больше общественных предложений и инициатив, поддержанных самими гражданами, будет приниматься к реализации соответствующими органами власти. Возникает определенная цепочка, которую целесообразно представить в виде следующей схематической диаграммы:

Диаграмма

Следует признать, что выводы, приведенные в данной диаграмме, касающиеся интенсификации политического участия, требуют ещё определенного подтверждения. Подтверждение или опровержение данных выводов можно сформулировать, например, на основании релевантной статистики. В качестве подобной статистики может быть рассмотрена и сопоставлена численность граждан, наблюдавших за ходом выборов посредством веб-трансляций в Интернете. Однако это должны быть выборы сопоставимого уровня (например, сопоставление численности граждан, следивших с помощью «новых» СМИ за выборами федерального уровня). Вместе с тем, для осуществления подобного рассмотрения требуется определенное время, т.к. данная практика была введена совсем недавно и ещё не накоплено необходимого объема эмпирических данных для соответствующего сопоставления. Похожая ситуация и с порталом «Российской общественной инициативы», который был запущен в апреле 2013 года (работа над данной частью велась в декабре 2013 года). Следовательно, для формулирования окончательных выводов относительно влияния наблюдаемости и видимости политических процессов и явлений на политическую активность граждан и их участие на основании приведенных эмпирических примеров требуется некоторое время для того, чтобы понаблюдать за самими практиками подобного использования технологий «новых» СМИ. Однако выводы о воздействии отмеченной наблюдаемости политических процессов и явлений на сознание граждан и их мотивацию вполне имеют право на существование.

Формируемые под влиянием «новых» СМИ наблюдаемость и видимость политических процессов и явлений способны оказать воздействие на появление ощущения потенциальной вовлеченности в эти процессы. Подобное ощущение затем сказывается на мотивации, а затем, возможно, – и на политическом участии и поведении. Каким ещё образом обозначенные наблюдаемость и видимость способны оказать влияние на политическое сознание граждан? Следует допустить, что они способны вызвать в обществе ощущение того, что власть готова к осуществлению контроля над процессом её выборов (в смысле формирования власти) и взаимодействию с обществом напрямую. Об этом говорит осуществление в Интернете трансляции с избирательных участков хода голосования на выборах Президента 4 марта 2012 года, т.к. пользователи могли наблюдать за тем, как проходят выборы лидера государства. Об этом свидетельствует и принятие ряда инициатив граждан посредством портала «Российской общественной инициативы» и их реализация. Подобная готовность власти может быть воспринята в обществе как фактор, укрепляющий легитимность самой власти. Иными словами, при осуществлении подобных действий (проведение веб-трансляции выборов и создание портала «Российской общественной инициативы»), когда пользователи могут реально наблюдать за ходом выборов самой власти и продвижением общественных инициатив (предложений граждан), в обществе может укрепиться и признание самой власти в качестве правомерной и законной. Необходимо выделить несколько аргументов в пользу данного утверждения. Во-первых, приведенные эмпирические примеры могут быть рассмотрены в качестве осознанного решения власти пойти на то, чтобы граждане получили соответствующие возможности для наблюдения за ходом голосования на выборах и более активного участия в процессе принятия решений посредством технологий «новых» СМИ. Во-вторых, как уже отмечалось, граждане получили реальные возможности наблюдать посредством отмеченных медиа за процессами, которые напрямую связаны с формированием и функционированием самой власти. Таким образом, основываясь на приведенных эмпирических примерах, следует отметить, что наблюдаемость политических явлений и процессов, поддерживаемая технологиями «новых» СМИ, способна в сознании общества, его представлениях и установках, укрепить легитимность политической власти.

Существует, как минимум, ещё один аспект в рамках рассматриваемой в данной работе научной проблемы, который заслуживает внимания. Этот аспект, во многом, вытекает из логики приведенных эмпирических примеров использования «новых» средств массовой информации. Речь идет о том, что в сознании людей находит свое отражение крепнущая политическая роль Интернета, информационно-коммуникационных технологий, «новых» СМИ и социальных медиа. Подобное осознание затем может отобразиться в ходе других политических процессов и явлений. Следовательно, в общественном восприятии тех или иных политических процессов и явлений будет проявляться осознание возрастающей политической роли «новых» СМИ. Так, например, функциональные возможности данных масс-медиа будут проектироваться на возникающие общественно - политические проблемы и задачи. Иными словами, веб-трансляции могут проводиться не только для освещения хода голосования, но и для других важных общественно-политических мероприятий. Таким образом, в общественном сознании постепенно закрепляется особая политическая значимость «новых» СМИ и социальных медиа в решении тех или иных политических проблем и задач. Это подтверждается тем, какую активную роль в различных политических событиях последних лет играют именно «новые» СМИ.

Необходимо подвести итоги данной части работы. Её основной целью было рассмотрение того, как «новые» средства массовой информации (на примере некоторых эмпирических фактов их использования) могут влиять на политическое сознание граждан. Основываясь на приведенных примерах (web-трансляции хода голосования на выборах Президента России 4 марта 2012 года и Интернет-портал «Российской общественной инициативы»), следует сформулировать несколько выводов. Во-первых, стоит начать с того вывода, который напрямую связан с влиянием «новых» СМИ на политическое сознание людей, а именно: «новые» СМИ, используемые в ходе тех или иных политических явлений и процессов, способствуют появлению большей степени наблюдаемости этих явлений и процессов. Так, ссылаясь на приведенные в работе примеры, пользователи «новых» СМИ имеют возможности для более интенсивного наблюдения (и участия) за определенными политическими процессами (в используемых примерах – процесс принятия решений, ход голосования на выборах). Во-вторых, «новые» СМИ, формируя условия для большей наблюдаемости политических процессов и явлений, могут способствовать появлению в сознании людей ощущения потенциальной вовлеченности в эти процессы. Данное ощущение подкрепляется теми реальными рычагами влияния на эти процессы и явления, которые основываются на технологиях «новых» СМИ. В-третьих, на основании конкретных примеров (трансляции с ходом голосования в Интернете и «Российская общественная инициатива») следует сделать следующий вывод, отталкиваясь вновь от большей степени наблюдаемости политических процессов и явлений: «новые» СМИ способны оказать влияние на укрепление легитимности власти. Это подкрепляется тем, что данные медиа позволяют наблюдать за ходом выборов самой власти и за процессом принятия ряда решений, продвигаемых самим обществом. Кроме того, посредством рассматриваемых медиа пользователи могут и сами поучаствовать в продвижении собственной инициативы. Все это способно укрепить в сознании людей признание существующей власти в качестве правомерной и законной. В-четвертых, в политическом сознании людей закрепляется важнейшая роль технологий «новых» СМИ. Это, вероятнее всего, будет способствовать ещё более активному вовлечению информационно-коммуникационных технологий в решение различных политических проблем и задач.