- •Оглавление
- •Глава 1. Информационное право – интегрированная отрасль российского права 7
- •Глава 2. Объекты информационных правоотношений в инфосфере 30
- •Глава 3. Правовое регулирование информационных отношений в инфосфере
- •Глава 1. Информационное право – интегрированная отрасль российского права 7
- •Глава 2. Объекты информационных правоотношений в инфосфере 30
- •Глава 4. Концепции и проблемы совершенствования информационных правоотношений в инфосфере
- •Глава 1. Информационное право – интегрированная отрасль российского права 7
- •Глава 2. Объекты информационных правоотношений в инфосфере 30
- •Введение
- •Глава 1. Информационное право – интегрированная отрасль российского права
- •1.1. Объект, предмет и источники информационного права (как интегрированной отрасли, науки и учебной дисциплины)
- •1.2. Субъектно-объектный состав информационных правоотношений в инфосфере
- •1.3. Продуктивная классификация информационных правоотношений в инфосфере и декомпозиция предмета информационного права
- •1.4. Принципы, система законодательства и методы информационного права
- •Свободного обращения информации.
- •Гласности (открытости или публичности информации).
- •Конфиденциальности информации о частной жизни.
- •Свободы массовой информации.
- •Баланс информационных интересов личности, общества и государства при приоритетности интересов личности.
- •Структура научной отрасли информационного права
- •1.5. Информационные аспекты формирования правосознания
- •Функционально-логическая организация правосознания
- •Глава 2. Объекты информационных правоотношений в инфосфере
- •2.1. Архитектура инфосферы и классификация информационных технологий
- •2.2. Архитектура гас рф «Правосудие»
- •2.3. Определение, классификация видов и свойства информации
- •2.4. Логическая классификация информационных отношений в инфосфере и направления обеспечения информационной безопасности
- •2.5. Определение и классификация видов «информационного оружия»
- •Глава 3. Правовое регулирование информационных отношений в инфосфере
- •3.1. Концептуально-логическая модель юридического понятия «тайна»
- •3.2. Правовое регулирование коммерческой тайны
1.5. Информационные аспекты формирования правосознания
История развития европейского государства и права свидетельствует о наличии двух основных этапов стихийного развития общественно-государственного отношения к законности и правосудию, т.е. этапов стихийного развития правового сознания, которые условно можно назвать:
пыточный4 – объектом правосудия феодальной судебной системы было тело преступника (до конца XXVIII в.);
нравственный – объектом правосудия буржуазной судебной системы стали душа и дух преступника (с начала XIX в.).
На первом историческом этапе общественно-государственное отношение к правосудию базировалось на принципе презумпции виновности: «Подозреваемый вообще не может быть невиновным». Этот принцип был обусловлен существующей моделью общества: государство – это семья, а значит преступление есть мятеж против отца всех подданных, измена, подлежащая суровому (отсюда – зверские пытки тела с обязательным «признанием»5) и показательному (отсюда – казни как театрализованное воспроизведение того света) искоренению. Для этого этапа считалось нормальным нерегулярное, показательно-символическое соблюдение законов.
Второй этап, обусловленный появлением рыночных отношений, характеризуется возникновением просветительско-коррекционного6 способа наказания, при котором объектом правового воздействия является уже не тело, а душа и дух индивидуума, принуждаемого к немедленному подчинению, для чего создаётся система воспитательно-тренировочных упражнений и её ядро – тюрьма.
Дальнейшее развитие нравственного отношения к законности и правосудию, как целенаправленно-воспитательного, так и стихийного привело к возникновению новой формы общественного сознания – правосознанию как компоненту общей правовой культуры, которая самым тесным образом связана со всеми основными сферами жизнедеятельности человека: политической, социальной, экономической, духовной, информационной и др.
В настоящее время под правосознанием понимается совокупность представлений, взглядов, идей и чувств, выражающих субъективное отношение отдельного человека, группы людей, масс, человеческого сообщества к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным.
От уровня правовой культуры или цивилизации (совокупности всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере) в целом и правосознания граждан в частности в решающей степени зависит нормальное функционирование политической системы государства, эффективность его демократических институтов, культура человеческого общения, социально-психологический климат в обществе. Поэтому всякое государство, строящее правовое демократическое общество, нуждается в постоянном развитии правовой культуры граждан, обращающихся к нормам права для решения своих проблем, разрешения конфликтов и споров. О культуре, в том числе и правовой, можно говорить, когда граждане выполняют свои служебные и гражданские обязанности не под страхом юридического наказания, а сознательно и добросовестно.
Правосознание как компонент правовой культуры индивидуума наряду с другими сферами сознания является регулятором человеческого поведения. Именно оно может ориентировать человека на социально полезную, правомерную или на социально вредную, противоправную деятельность. От уровня правосознания граждан зависит состояние правопорядка в отдельном коллективе и в обществе в целом. Этим характеризуется актуальность важной государственной задачи по формированию правового сознания населения с такой целью, чтобы уважение к праву, к закону стало личным убеждением каждого гражданина.
Правосознание как объект правового воспитания. Забота, проявляемая современным обществом к воспитанию граждан в духе глубокого уважения к праву, закономерно отражается в постоянно возрастающем объёме целенаправленной правовой информации (рис. 1.4) и соответствует задачам концепции правовой информатизации общества.
Важная роль в этом принадлежит средствам массовой информации (СМИ) и телекоммуникаций, организационным и юридическим структурам, эффективным информационным технологиям и крупномасштабным автоматизированным информационным системам (типа Государственной автоматизированной системы «Выборы»1, ГАС РФ «Правосудие»2, «Государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, ГАС «Управление»3 и др.).
Юридическая и правовая тематика в печати, на радио и телевидении, лекционная пропаганда правовых знаний, специальное обучение правовым основам в средней школе, в вузах и других учебных заведениях, широкая сеть университетов правовых знаний, изучение права в системе политпросвещения и повышения профессиональной квалификации – это основные государственные средства и формы правового воспитания и правового информирования населения.
Под правовым воспитанием обычно понимается целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Это воздействие носит системный (целостный) характер и осуществляется в рамках формирующейся в настоящее время системы информационно-правового воспитания в стране, предназначенной для юридического всеобуча и обеспечения гарантии построения правового общества.
Рис. 1.4. Классификация правовой информации
В современных условиях становления правовой системы России поток правовой информации постоянно увеличивается, отвечая растущим потребностям граждан » знании действующих законов и правил общественного поведения. Неё более широкое признание у рядовых граждан и специалистов получают информационно-справочные правовые системы «Консультант-Плюс», «Кодекс», «Гарант» и др.
Однако теоретико-правовые знания становятся силой, побуждающей к практическим действиям, только при условии их усвоения человеческим сознанием, превращаясь в мотивы поведения личности. Поэтому в ходе информационно-правого воспитания необходимо добиваться того, чтобы полученные правовые знания были правильно восприняты и осознаны, превратились в социально полезные действия каждого гражданина.
Информация об отношении личности к обществу, окружающим и к себе, в совокупности представляющая собой её «социальный портрет», достаточно полно характеризует человека и часто используется при определении направлений по его правовому воспитанию.
Очевидно, что правосознание личности может формироваться в процессе её социальной практики. Однако и в этом случае правосознание может сформироваться только на основе определённых теоретических знаний. Именно знания являются тем фундаментом, опираясь на который личность может правильно воспринимать и оценивать действительность. В противном случае нет никаких гарантий, что социальная практика каждого отдельного лица сформирует его правосознание правильно, поскольку в повседневной общественной жизни существуют не только передовые взгляды, воззрения, события, но и искажённые представления о содержании правовых норм, прямое их нарушение на любом уровне социальной структуры общества. В такой ситуации не любой человек способен самостоятельно дать правильную оценку негативным фактам и разобраться в них.
Информационно-правовое воспитание как раз и призвано формировать самостоятельную форму сознания – правосознание. Можно выделить следующие основные этапы процесса информационно-правового воспитания: формирование знания права, выработка убеждённого отношения к праву, формирование правовой готовности, активное правомерное поведение.
В этом процессе знание индивидуумом права ещё не обеспечивает успех проводимых право-воспитательных мероприятий государственного, ведомственного или корпоративного характера. Однако передача воспитываемому определённого минимума правовой информации даёт возможность точнее подойти к решению более сложной задачи, стоящей перед правовым воспитанием, – к организации направленного усвоения личностью полученных правовых знаний, правильного отношения к правовым явлениям. Эта правовая осведомлённость в свою очередь должна будет перерасти в убеждённость человека и далее в его активное правовое поведение.
Между правосознанием и информационно-правовым воспитанием существует взаимно однозначная связь. Правосознание, являясь одним из факторов, обусловливающих правовое поведение личности, возникает у человека в результате его правового воспитания. В этом смысле правовое воспитание является средством предупреждения правонарушений и формирования активной жизненной позиции индивидуума.
Правосознание, являясь относительно самостоятельной сферой сознания, имеет свою систему понятий и категорий, язык, критерии и способы оценок; цели, способы и средства их достижения. Другими словами, правовое сознание отличается от других сфер познавательным аппаратом (гносеологией), системой ценностей и способов оценки (аксиологией), методами управления практической деятельностью (праксиологией). В соответствии с этими отличиями можно говорить о трёх функциях правового сознания: познавательной, оценочной и регулятивной.
Функционально-логическая организация правосознания. Эмпирическому (экспериментальному) исследованию пока доступны не все компоненты и элементы правового сознания по причине отсутствия адекватных методов и процедур, позволяющих их выделить, изучить и описать. Поскольку большая часть явлений психики представляет собой систему множества пересекающихся разнородных психологических элементов, например, правовые чувства и переживания не существуют сами по себе и не представлены исследователю изолированно, они входят в состав убеждений, моральных воззрений, оценочных отношений, политических взглядов, установок и иных сложных образований, возникших в результате взаимодействия интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. Поэтому для исследования правосознания необходимо выделить те элементы, которые доступны на современном уровне эмпирической интерпретации и изучению.
Трём названным функциям правосознания – познавательной, оценочной и регулятивной – соответствуют три основные психологические компонента правосознания (см. табл. 1.3).
