- •Содержание
- •Введение
- •1. Дееспособность граждан
- •1.1. Гражданская дееспособность, виды дееспособности
- •1.2. Дееспособность малолетних до 14 лет
- •1.3. Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет
- •1.4. Права несовершеннолетних и условия прекращения дееспособности
- •2. Сравнение дееспособности с правоспособностью
- •2.1. Гражданская правоспособность граждан
- •2.2. Гражданская правоспособность юридических лиц
- •2.3. Гражданская правоспособность государства
- •2.4. Гражданская процессуальная правоспособность
- •Заключение
- •Список используемой литературы
1.2. Дееспособность малолетних до 14 лет
Гражданский кодекс впервые установил разграничение недееспособности малолетних до 6 лет и от 6 до 14 лет.
Согласно п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), все сделки, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, могут заключать от их имени только родители, усыновители и опекуны. Однако, согласно ст. 35 ГК опекуны ограничены в распоряжении имуществом, принадлежащим детям. Органы опеки и попечительства контролируют действия законных представителей малолетнего по распоряжению его имуществом.
Тем не менее, ст. 575 ГК предоставила право законным представителям малолетних заключать от их имени договоры дарения, предметом которого могут быть только обычные подарки, стоимостью в пределах пяти минимальных размеров оплаты труда. Следует полагать, что к таким сделкам тоже применяются ограничения, установленные ст. 37 ГК, т.е. на их совершение нужно получить согласие органов опеки и попечительства.
Дети в возрасте до 6 лет возможности совершения каких-либо юридических действий не имеют.
Напротив, объем дееспособности малолетних в возрасте от 6 до 14 лет по сравнению с Гражданским кодексом 1964 г. расширен, в него включены следующие правовые возможности.
Прежде всего, за малолетними закреплено право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок. Это незначительные по сумме сделки, за наличный расчет, направленные на удовлетворение их личных, культурных потребностей (покупка продуктов, канцелярских товаров и пр.), моменты заключения и исполнения которых, по общему правилу, совпадают или следуют один за другим. Общее согласие родителей на бытовые сделки презюмируется в момент предоставления ребенку необходимых для этого средств.
Такие сделки, заключаемые малолетними до 6 лет, являются ничтожными (ст. 172 ГК РФ).
Итак, мелкие бытовые сделки - это сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме. Из названных двух критериев вероятно, меньше вопросов вызывает потребительский характер мелкой бытовой сделки. Так, покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий - незначительность суммы сделки. Не говоря уже о таких явлениях, как инфляция, и в условиях устойчивой экономики всегда возникает проблема оценки. Является ли та или иная сделка значительной или незначительной по сумме? Подчас высказываются предложения установить конкретную сумму в законе, либо определять ее как процент от уровня дохода родителей и т.п., однако ни одно из этих предложений не имеет отношения к смыслу правила, положенного в основу законодательного решения: незначительность означает, что для данного малолетнего с учетом его уровня развития, степени осознания значимости совершаемого им действия, суд в каждом конкретном случае должен вынести свое решение о том, является ли для конкретного малолетнего совершенная сделка мелкой, т.е. незначительной по сумме или нет.
Помимо мелких бытовых за малолетними закреплено право совершения сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, если только они не требуют нотариального удостоверения либо государственной регистрации. Например, малолетние вправе принять вещи, деньги в дар, но не такое имущество, как дом, квартиру, земельный участок и другую недвижимость, автомобиль, поскольку такие сделки требуют обязательной государственной регистрации (ст. 164 ГК). От имени малолетнего их могут совершать лишь его законные представители. Малолетний также может получить право пользоваться чужим имуществом, безвозмездно обучаться иностранному языку, профессии и т.п.
Наконец, в перечень правовых возможностей малолетних включены и сделки по распоряжению средствами, предоставленными ему законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, в период экскурсии в другой город 13-летний школьник оплачивает связанные с поездкой услуги, совершает покупки спортивной одежды и обуви на деньги, которыми с согласия родителей его снабдил дедушка.
Самостоятельное распоряжение малолетним предоставленными ему средствами ограничено сделками не требующими нотариального заверения или государственной регистрации.
Все другие сделки, совершаемые малолетним до достижения 14 лет, ничтожны (ст. 172 ГК) и не порождают для них правовых последствий. Однако в соответствии со ст. 172 ГК заключенная им сделка может быть в интересах малолетнего признана судом действительной, если она совершена к его выгоде. Признание сделки действительной возможно только по требованию его законного представителя.
Вышеуказанные элементы дееспособности малолетних представляют собой исключение из общего правила о том, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки совершают от их имени родители, усыновители или опекуны. Поэтому наиболее распространенным является мнение, что эта категория граждан недееспособна.
Деликтоспособность
Ответственность за причинение вреда малолетними (деликтоспособность), подобно иным элементам их дееспособности, специфична.
Важное значение имеет правило п. 3 ст. 28 ГК о том, что по сделкам малолетнего, в том числе совершенным им самостоятельно, отвечают его родители, усыновители, опекун, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Сами несовершеннолетние до 14 лет не могут иметь вины, следовательно, не несут гражданско-правовой ответственности по обязательствам, в том числе по деликтам. Возмещение причиненного действиями малолетнего имущественного вреда возлагается на их родителей, усыновителей, опекуна1.
Последние отвечают за собственную вину - неосуществление должного надзора за действиями малолетнего или ненадлежащее осуществление обязанностей по воспитанию детей и могут освободиться от ответственности, если докажут, что обязательство было нарушено или вред причинен не по их вине. Ответственность законных представителей за внедоговорный вред, причиненный малолетними, регулируется ст. 1073 ГК2.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», «родители могут быть лишены судом родительских прав по основаниям, предусмотренным в ст. 69 СК РФ, только в случае их виновного поведения. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.
Судам следует учитывать, что лишение родительских прав является крайней мерой. В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей.
Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений. К ним, в частности, относятся следующие права: на воспитание детей (ст.ст. 61, 62, 63, 66 СК РФ), на защиту их интересов (ст. 64 СК РФ), на истребование детей от других лиц (ст. 68 СК РФ), за исключением сделок, названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, на получение содержания от совершеннолетних детей (ст. 87 СК РФ), на пенсионное обеспечение после смерти детей, на наследование по закону (ч. 2 ст. 531 ГК РСФСР) Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей 27 мая 1998 г. N 10 (РГ 98-110).
Таким образом, деликтоспособностью малолетние граждане не обладают, поскольку ответственность за вред, причиненный ими, несут их родители, усыновители или опекуны.
Процессуальная дееспособность малолетних
Участвуя в уголовном судопроизводстве дети могут обладать процессуальной правоспособностью и дееспособностью.
Лицо, пострадавшее от преступления, процессуально правоспособно: независимо от возраста и психического состояния оно должно быть признано потерпевшим. Закон не предусматривает, при наличии каких признаков пострадавший может быть признан процессуально недееспособным или ограничено дееспособным и какой должна быть степень ограничения дееспособности. Решение этого вопроса оставлено на усмотрение следователя, прокурора и суда, которые принимают во внимание не столько внешние признаки, характеризующего потерпевшего (достижение определенного возраста), сколько фактическую способность его осуществлять своими действиями процессуальные права и обязанности.
Суд может недопустить малолетнего потерпевшего к даче показаний, но лишить его возможности участвовать в судебном следствии не вправе. В этом случае интересы потерпевшего должны защищать его законный представитель или адвокат-представитель. Вопрос о процессуальной дееспособности малолетнего свидетеля решается в каждом отдельном случае следователем, прокурором, судом, которые должны установить может ли лицо правильно воспринимать факты, способно ли оно их удерживать в памяти и воспроизводить на допросе. Для выявления этой способности свидетеля (а также потерпевшего) закон требует обязательного проведения экспертизы (п.3 ст. 79 УПК). 1
