Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая_шацкая.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
96.73 Кб
Скачать

Образование «Седьмой студии»

«Седьмая студия» выросла из экспериментального курса, основанного Кириллом Серебренниковым на базе Школы-студии МХАТ. Она была создана ровно через сто лет после возникновения самой первой студии под руководством Станиславского и Сулержицкого. К этому году курс подошёл с рядом чрезвычайно ярких и сложных собственных постановок и серьёзной репутацией, которую с одной стороны бережно лелеяли в СМИ, а с другой всеми силами пытались разрушить противники «новой драмы» и нового театра в целом. Многие из учеников «Седьмой студии» уже успели обрести собственное профессиональное лицо в качестве состоявшихся режиссёров, актёров и даже композиторов.

Однако до выпуска были четыре года творческих поисков в рамках мастерской Серебренникова. Режиссеру долго не хотели давать на обучение целый курс - еще бы, ведь у него не было высшего академического театрального образования! Однако в 2008 Серебренников смог убедить всех в том, что именно он должен взять целый курс под свое руководство. Он убедил всех – и как никто справился с поставленной задачей воспитать новых актеров.

Вот что пишет в своем блоге на «Эхе Москвы» отец одной из актрис труппы, Яны Иртеньевой, поэт Игорь Иртеньев:

«…то, что для Кирилла Серебренникова театр «Седьмая студия» – дело жизни, – поймут со временем многие. В том числе и эксперты. Но Бог с ними, с экспертами, сейчас о другом. Как отец многое зная о жизни курса, четыре года подряд я испытывал, если можно так выразиться, радостную зависть к той атмосфере творчества, любви и свободы, в которую с первых шагов погрузились моя дочь и ее товарищи.

Далекий от рефлексии чеховских интеллигентов (на которых сам Чехов изливал потоки «горечи и злости»), не имеющий – о ужас! – театрального образования выскочка Серебренников оказался тонким, проницательным и отважным педагогом. Свою работу со студентами он сразу строил как театр, и строил он его «поперек трамплина…По словам ректора школы-студии Анатолия Смелянского, такого курса на его памяти еще не было. На Винзавод, где они играют «Красную ветку», «Героя нашего времени», а также «Отморозков» («апологию фашизма»), ломится театральная Москва».12

Постановки «Седьмой студии»

«Седьмая студия» стала из ряда вон выходящим явлением для современной интеллигентской жизни хотя бы потому, что смогла стать исключительной в изначально заурядных условиях. В этом и заключается парадокс мастерской: в принципе, появление «Седьмой студии» обусловлено традицией и удивления вызывать не должно – но все-таки вызывает, потому что творчество Серебренникова не всегда вписывается в контекст современного театрального искусства и вызывает много споров, неоднозначную оценку и шквал критики.

Так, например, спектакль «Отморозки» стал настоящей сенсацией в 2012 году. Постановка получила премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль малой формы» — и это стало первым случаем в истории фестиваля, когда премия была присуждена ещё не закончившим обучение студентам. «Отморозки» были поставлены по пьесе Захара Прилепина и должны были стать развернутой метафорой протеста нового поколения против всего, что гнетет молодежь.

Декорации на сцене – условность: несколько полицейских ограждений, за которыми находятся главные действующие лица, а вдоль заборов стоит ОМОН. Условность сцены почти такая же, как в фильме Ларса фон Триера «Догвилль» - именно на творчество этого режиссера долгое время ориентировался Серебренников, изучая манифест кинематографического объединения «Догма 95». 13

В аннотации к спектаклю можно прочитать следующее:

«Ты можешь встретить их на улице, в подъезде, в метро, обойти их стороной и подумать: «Отморозки». Они ещё совсем молоды, но их взросление пришлось на лихие девяностые. Сейчас им не больше двадцати, за их плечами непрожитое детство, потерянная юность, а впереди мутная, как Москва-река, жизнь. Всё, что они имеют – неудержимое желание эту жизнь изменить, и неважно в какую сторону: хуже, наверняка, не будет»14

Спектакль «Отморозки» Серебренников задумал как своеобразную реакцию на знаменитый погром на Маненой площади, произошедший 11 декабря 2010 года. Гениальность Серебренникова заключалась в том, что он предвосхитил волну масштабных оппозиционных митингов, которая ожидала Москву в 2012.

«Отморозки» становятся развернутой метафорой борьбы, причем не только политической – внешней, но и внутренней – духовной. Героями пьесы Прилепина становятся молодые, но уже потерянные люди. В каждом из них бунтует никому ненужная энергия молодости, ненависть к бесконечной несправедливости и беспросветности. Они впервые сталкиваются с такими чувствами, как любовь, дружба, впервые познают предательство, но несмотря ни на что пытаются вырваться из своего полуподвального детства в настоящую жизнь - «но она равнодушно встречает их полицейским кордоном»15.

Другим знаменитым спектаклем Серебренникова совместно с «Седьмой студией» становится «(М)ученик» с Никитой Кукушкиным в главной роли.

Пространство сцены вновь очень условно разделено: это огромная комната, словно разрезанная пополам и легко принимающая на себя роли и школьного спортзала, и учительской, и квартир, в которых живут учителя школы и их ученики.

И вновь спектакль на острую тему: мученик (или ученик, прочтение зависит от трактовки пьесы Мариуса фон Майенбурга, по которой и сделана постановка) – это главный герой, школьник Вениамин, который превращается в религиозного террориста.

«Спектакль — о больном современном российском обществе, которое становится (вернее, делается) все менее устойчивым перед лицом фанатиков <…> Если сегодня не прокричать об этом, завтра уже будет поздно, да и не разрешат открыть рот. Горячая тема требовала не тонкостей, размышлений и подтекстов, а броской, почти плакатной прямоты сценического высказывания — и добилась ее. Серебренников, в сущности, поставил сатирический памфлет, и смех узнавания, тот самый, который и замешан на ужасе, и должен был бы освободить от него, то и дело звучит на спектакле<…> Так что спектакль Серебренникова заканчивается сильнейшей гражданской деклараций, под которой зрительный зал подписывается своей овацией: если театр не сдастся, мы тоже никуда не уедем и будем бороться здесь».16

Какую идейную нагрузку несет персонаж Венички? Такие люди, как он, - это реакция на разнузданную политкорректность или те, кто должен спасти две тысячи лет цивилизации? Серебренников предлагает зрителю решить этот вопрос самому.

Еще один спектакль Серебренникова, на который хочет обратить внимание – это «Герой нашего времени». Это был самый первый спектакль студии, который они поставили еще в 2010 году. Сами актеры «Седьмой студии» на их официальном сайте написали о себе так: «[мы исследуем героя нашего времени / герой нашего времени исследует нас]».

Спектакль с треском проваливается. В СМИ впервые начинаются гонения на Серебренникова. Основной претензией всех, кто имеет хотя бы малейшее отношение к театральной жизни, становится вопрос: кто дал Серебренникову, человеку без высшего образования, работать с целым курсом молодых актеров?

«Антракт и Княжна Мэри. И вот тут выяснилось, что играть этим ребятам на публике еще рано. По крайней мере, часть публики впала в летаргический сон. Три Печорина, три Грушницких, три Мэри. Конечно, можно сказать, что это концепция. Но больше похоже на то, что руководителям курса хотелось всех занять, чтобы никто не был обижен. По-старому играть курс Серебренникова не хочет, а по-новому не умеет. Смотрится это жалко, особенно потому что ясно: они сами не понимают, про что играют»17.

Но Серебренников не сдается: он твердо решил, что воспитает поколение нового театра.

И воспитал. Сегодня «Седьмая студия» начинает жить самостоятельной жизнью. Иногда, например, труппа уходит под руководство французского режиссера Давида Бобе, в результате чего появляются такие спектакли, как «Феи» и «Метаморфозы».

«Феи» становятся одним из самых популярных спектаклей сезона 2014-2015 года. Этот спектакль - своеобразный социальный памфлет о состоянии современного общества, представленного зрителю в виде ванной комнаты, где читают монологи главные герои.

Спектакль построен на контрасте закрытого пространства и бесконечной глубины человеческих чувств. На протяжении двух часов, что идут «Феи», чувствуется физическое и эмоциональное напряжение актеров, которое передается зрителю.