Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ноовое блабла.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.39 Mб
Скачать

Выводы:

  1. Исходное предположение, что вибрационная нагрузка составляет весомую, если не основную, часть экстремального физического воздействия на организм профессионального спортсмена, занимающегося горнолыжным спортом, ски-кроссом и бобслеем [4], нашла своё полное подтверждение;

  2. Во всех видах зимнего спорта, подразумевающих высокие скорости движения по горным трассам, вибрационная и физическая нагрузка находятся в прямой линейной зависимости от скорости движения спортсмена по трассе;

  3. В горнолыжном спорте при скорости до 111,08 км/час максимальные нагрузки достигают 15,43g при частоте вибрации до 50,01 Гц и подчинены уравнениям:

f = 1,3769x + 3,8938 (Гц) с достоверностью аппроксимации R2=0,98;

G = 0,1376x + 0,392 (м/с2) с достоверностью аппроксимации R2=0,998;

где x численно равен V

  1. При скоростях бобслеистов до таких же скоростей (111,32 км/час, p>0,05), максимальные нагрузки вдвое меньше и достигают 7,32g при частоте вибрации до 23,72 Гц и подчинены уравнениям:

f = 0,76x - 16,78 (Гц) с достоверностью аппроксимации R2=0,78;

G = 0,08x - 3,103 (м/с2) с достоверностью аппроксимации R2=0,67

;где x численно равен V.

  1. Использованные, в качестве апробации БАВ животного происхождения уменьшают последствия вибрационной нагрузи.

  1. Полученные данные позволяют подготовить материал для аккредитации рабочего места профессионального спортсмена, представляющего скоростные виды зимнего спорта.

Заключение

Повышение эффективности профилактики и восстановительного лечения у пациентов с некоторыми профессиональными заболеваниями, обусловленными действием физических факторов (вибрационная болезнь, лучевая болезнь), и состояний организма, обусловленных воздействием на него экстремальных физических и психологических нагрузок, в том числе в спорте высших достижений, является актуальным аспектом современной медицинской науки.

При проведении экспериментальных исследований по оценке эффективности применения способов клеточной, тканевой и органной восстановительной терапии, основанных на использовании БАВ животного происхождения, в общем курсе восстановительного лечения и профилактики развития вибрационной болезни было учтено, что создание модели вибрационной болезни как таковой, в эксперименте крайне затруднительно. Тем не менее, моделирование различных патологических состояний, которые наблюдаются у больных вибрационной болезнью, или постановка экспериментов с целью изучения отдельных аспектов действия вибраций на те или иные структуры и процессы в организме, является вполне оправданным.

Согласно мнению большинства авторов, в основе патогенеза вибрационной болезни лежит сложный комплекс функциональных и трофических нарушений, который характеризуется прежде всего развитием периферического ангиодистонического синдрома и вегетативно-сенсорной полинейропатии. Воздействуя на рецепторные аппараты кожи, нервы и нервные стволы, вибрация приводит к увеличению секреции норадреналина в крови, что обусловливает увеличение тонуса сосудов, что приводит к повышению артериального давления и ангиоспазму. Чрезмерное действие вибрации вызывает снижение афферентной иннервации, дистрофические изменения в коже, мышцах, костной системе, в результате нарушения регулирующих влияний центральной нервной системы (ЦНС) на сосудистый тонус развиваются расстройства регионарного кровообращения, имеющие тенденцию к генерализации. Таким образом, можно сказать, что действие вибрации затрагивают довольно широкий спектр процессов, приводящих к различным структурным, метаболическим и функциональными изменениям в организме, в том числе можно говорить о явном дисбалансе в системе ПОЛ и АОС, причиной чему служат деструктивные процессы клеточных мембран, вызванные вибрационным воздействием. В связи с этим получает обоснование предположение о том, что использование методов клеточной, тканевой и оранной восстановительной терапии (в частности, применение перфузатов, включающих комплекс инкретов жизненно-важных органов) в лечении и профилактике ВБ несомненно окажутся действенными. Это, во-первых обусловлено тем, что указанные методы, в ранее проведенных исследованиях, показали высокую эффективность в регуляции и нормализации процессов липопероксидации.. Во-вторых, с учетом того, что в патогенезе ВБ большую роль играет нарушение механизмов гомеостаза, то использование данных методов аргументировано еще тем, что действие их направлено именно на активацию тех защитно-физиологических реакций на уровне клеток, которые и составляют суть процессов адаптации.

Модель вибрационной болезни была реализована на мелких лабораторных животных, которые подвергались вибрационному воздействию с заданными характеристиками (максимальная нагрузка экспериментальных животных достигла Gмакс=3,80g при средних значениях Gср=2,08±0,25g, а частота механической вибрации составила fср=20,88±0,80 Гц). Дееспособность избранной модели подтверждалась результатами биохимических исследований, показателями ПОЛ и АОС, а также гистологическими исследованиями тканей лабораторных животных. Проведенные исследования показали, что в результате создания вибрационной нагрузки по описанной выше методике, у экспериментальных животных происходили достоверные изменения гематологических показателей крови (тромбоцитов, форменных элементов белой крови), а также ряда биохимических показателей крови (общий белок, альбуминовая фракция, глюкоза, α- амилаза, креатинин, показатели ПОЛ и АОС.

В последующем оценивали эффективность способов клеточной, тканевой и органной восстановительной терапии, основанных на использовании БАВ животного происхождения, в общем курсе восстановительного лечения и профилактики развития вибрационной болезни. При этом установлено, что на 14 и 28 сутки после внутрибрюшинного введения БАВ наблюдались положительные изменения значений гематологических, биохимических и клинико-биохимических показателей крови, а именно имело место достоверное приближение цифровых значений уровня тромбоцитов и эритроцитов к контрольным значениям. Одновременно отмечались положительные изменения в лейкоцитарной формуле, приближающие ее показатели к контрольным значениям и нашедшие свое выражение в росте числа лимфоцитов, зрелых нейтрофилов, снижение числа незрелых нейтрофилов, моноцитов и эозинофилов. После использования БАВ животного происхождения наблюдалось также достоверное приближение показателей общего белка, альбумина, α-амилазы, глюкозы, креатинина, малонового диальдегида эритроцитов к контрольным значениям как на 14 так и на 28 сутки эксперимента.