Роман е. Замятина «Мы» - как роман антиутопия.
Писатель Е. Замятин избрал для своего повествования форму дневниковых записей одного инженера под номером Д-503 вместо человеческого имени. Инженер цитирует сообщение Государственной Газеты, из которого мы узнаем, что строительства «Интеграла» - огромного космического корабля подходит к завершению. Жители Единого Государства с помощью этого космического аппарата мечтают подчинить «благодетельному игу разума» жителей других планет, пребывающих в «диком состоянии свободы».
В романе рисуется картина «совершенного» общества будущего, основанного на незыблемых основаниях логики и рационального расчета. Повествование открывается символическим образом «огнедышащего интеграла», чуда технической мысли и одновременно оружия управления обществом. Элемент случайности, связанный с непредсказуемыми движениями человеческой души, перестает влиять на жизнь людей. Произволу чувства противопоставлено «математически безошибочное счастье», которым Единое Государство с избытком одаривает своих граждан. Люди избавляются наконец от нищеты, голода, нравственных мук, страданий неразделенной любви. То, ради чего создавались гуманистические идеологии и философские системы и что составляло цель революций и приводило народные массы на баррикады, - свершилось.
Каждый человек теперь уверен в том, что будет сыт и защищен и получит удостоверение всех физических потребностей, что ему будет предоставлена возможность реализовать свои способности.
В обмен он должен лишь отказаться от устаревшей, унаследованной от веков «дикой свободы» привязанности к своему «я», согласиться с очевидной целесообразностью «идеальной несвободы», с приоритетом «мы». Само понятие «человек» подвергается переосмыслению. Худшее, что есть в человеке, - это стихийные перемены в его настроениях, мыслях,
-6-
стремлениях, поэтому Единое Государство устанавливает, основанный на научном знании порядок общественной жизни, законам которой подчиняется и которой поглощается индивидуальное существование каждого отдельного гражданина. Понятие «человек» вытесняется более удобным термином «нумер».
Каждый член общества носит на груди золотую бляху со своим номером и живет общей жизнью с другими «нумерами». Единое Государство не лишает людей возможностью иметь время от времени «личные часы», но большая часть жизни человека проходит на виду у всех, вместе со всеми.
Люди ходят строем, по четыре в ряду, живут в домах с прозрачными стенами.
«Математически совершенная жизнь» должна, по мысли «благодетелей», быть «стройной машиной и с механической неизбежностью вести… и желанной цели». Нет необходимости в поиске своего места в общественной иерархии – это место для каждого определяет государство на основании математического расчета. Во главе иерархии стоит Благодетель. Провозглашается, что он высшее, необыкновенное, совершенное существо.
Однако стабильности Единого Государства угрожает иррациональное начало в человеке, ускользающее от научного расчета. В начале романа математик Д-503, состоящий н ответственной государственной службе, убежден в совершенстве Единого Государства и свято верит в ценности, на которых оно основано и ради которых существует. Но со временем в душевную жизнь Д-503 и других «нумеров» вторгается стихия неосознанных, но мощных чувств и стремлений. Стройный порядок их мыслей нарушается. Протест против культа «мы» выливается в заговор против Единого Государства и восстание, которое возглавляет И-330, возлюбленная Д-503.
Бунт обречен на поражение.
-7-
Трагизм этого поражения состоит прежде всего в том, что далеко не все готовы отстаивать право на личную свободу, на индивидуальную духовную жизнь, на суверенность своего внутреннего мира. Силами медицинской науки, стоящей на службе у Государства, разрабатывается и осуществляется кампания по массовой коррекции (методом оперативного вмешательства) психики человека, в результате которого он лишается способности к фантазии – опасному и неконтролируемому психическому процессу. Д-503, подвергнутый вместе с другими операции и освобожденный от индивидуальных желаний, он готов служить Единому Государству. Он предает И-330, и та, не сказав ни слова, погибает под пытками.
«Антиобщество», изображенное в романе, несет гибель не только отдельному человеческому существу, но и всему человеческому роду, уродует как отдельную личность, так и общество в целом. Автор видит спасение в том, чтобы изгнать «обросших цифрами» людей «голыми в леса», где они могли бы, учась у цветов, птиц и солнца, вернуть целостность и красоту души, восстановить способность сопротивляться насилию, отвоевать у гипертрофированного «мы» ценность каждого неповторимого «я».
Книга Евгения Замятина – это предостережение.
К сожалению, многое из предсказанного писателем с пугающей точностью «сбылось» в советской действительности: репрессии, тотальная слежка, культ вождя, насилие над человеком и природой, абсурдная идеология…
И хочется, чтобы все эти атрибуты тоталитарного государства никогда не вернулись в нашу жизнь. Тогда и бунт человека против государства будет не нужен!
-8-
