Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2. Понятие и типы политического участия

.docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
15.06.2014
Размер:
22.38 Кб
Скачать

Понятие и типы политического участия

Политические системы демократического типа предполагают ак­тивное, заинтересованное участие граждан в политической жизни через выполнение ими различных социально-значимых ролей (избиратель, член политической партии или общественного движения и т.п.). В то же время многие индивиды не пользуются своими возможностями оказывать влияние на политическую сферу, а некоторые выбирают неприемлемые и даже преступные способы политического участия (например, терроризм). Ак­туальность названных проблем определяет важность изучения феномена политического участия: его структуры, внутренних и внешних факто­ров, от которых зависит выбор тех или иных форм политического уча­стия, степень политической активности граждан.

Разнообразие областей политической жизни, множественность ролей и функций, выполняемых индивидами и группами в сфере отношений с государственной властью, породили множество типов политического участия.

Политическое участие – это действия, по­средством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, фор­мирование политических институтов и процесс выработки политиче­ских решений.

К политическому участию можно отнести действия по делегирова­нию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кам­паниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в дея­тельности партий и т.п.

Разнообразие форм политического участия определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индиви­дуальные запросы граждан к власти. Политическое участие дает характе­ристику самой политической системе, которая способствует или препят­ствует политическим действиям граждан и напрямую зависит от полити­ческого режима.

Так, в демократических обществах политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность практически реаги­ровать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (ре­гионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством дос­тижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении. Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на риту­альные действия в поддержку режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, орга­низуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие нахо­дится под жестким контролем со стороны правящей группировки, его ис­пользуют для укрепления власти. В тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, зло­умышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

Существует множество различных вариантов классификации типов политического участия.

Некоторые исследователи типологизируют политическое участие в зависимости от степени самостоятельности индивида в принятии решения об участии/неучастии и в выборе форм участия. На основе этого критерия выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное уча­стие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами полити­ческой активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Избирательный процесс как вид политического процесса и форма политического участия

Конституция Российской Федерации определила в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а носителем суверените­та и единственным источником власти в Российской Федерации - народ. Таким образом, впервые в практике государственно-право­вого развития страны формируется (юридизируется и институционализируется) новый гражданский источник и основание ее жиз­недеятельности и преобразований. Важнейшей составной частью всего конституционного процесса является избирательный про­цесс.

Выборы органов власти — процесс политический. За любыми кандидатами стоят партии, движения, группировки, их поддерживают или им противостоят определенные силы (по выражению В. И. Ле­нина, "выборы дают политическую статистику"). При отсутствии в стране гражданского общества и правового государства выборы превращаются в гигантскую лотерею, где в качестве главного при­за выступает абсолютная и бесконтрольная власть над обществом. В России со второй половины 20-х гг. шел процесс фактического отчуждения граждан от реальной вовлеченности в дело выработ­ки и реализации политико-управленческих решений. И хотя Кон­ституция СССР 1936 г. провозгласила, что избирательная система действует на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, выборы в лучшем случае выполня­ли функции политического воспитания и проверки способности номенклатуры добиваться согласия населения на сохранение то­талитарной системы.

Первые в СССР выборы с применением ряда демократичес­ких новаций прошли в 1989 г., когда страна была еще не готова к свободным выборам, которым должен был предшествовать пери­од просвещения, подготовки людей, изучения электората.

В ходе избирательной кампании 1990 г. по выборам народ­ных депутатов РСФСР и местных Советов расширился круг субъектов, выдвигающих кандидатов в депутаты. Впервые были образованы предвыборные блоки.

Президентские выборы 1991 г. прошли при подавляющем перевесе демократических сил, выступивших единым фронтом против КПСС и КГ1 РФ. Б. Н. Ельцин убедительно победил в первом туре, набрав 57 % голосов, и стал первым Президентом России.

Выборы Федерального Собрания в 1993 г., ознаменовавшие наступление эры парламентаризма в России, отличались острой конкурентной борьбой партий, ибо тогда впервые использовалась смешанная избирательная система. Из 13 участвовавших в изби­рательной кампании партий и объединений в парламент вошли 8. Выдержать конкуренцию смогли только те партии и блоки, кото­рые имели региональные структуры, сильного лидера, пользующе­гося достаточной общественной известностью и авторитетом, и смог­ли достаточно умело провести предвыборную борьбу.

Уже в то время, однако, проявилась индифферентность элек­тората, которая выражалась в незнании избирателями программ политических блоков, партий и движений. Только 14 % опрошен­ных указали, что в той или иной степени знакомы с политическими предвыборными документами. В целом по России лишь 16 % из­бирателей определили свои политические пристрастия, 50 % не ис­пытывали политических симпатий ни к одной из партий, 35 % не смогли определить свою партийную ориентацию.

Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу 17 декабря 1995 г. началась после подписания 14 июля 1995 г. Президентом Б. Н. Ельциным Указа "О назначении выборов де­путатов Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации нового созыва". Если в 1993 г. предвыборную гонку начинали 35 избирательных объединений и блоков, то в 1995 г. — 67. Тогда преодолели барьер регистрации 13 избиратель­ных объединений (блоков), а в 1995 г. — 43. Выборы ознаменова­лись достаточно высокой активностью избирателей. По данным ЦИК, голосовали 64,4 % граждан (12 декабря 1993 г. — 54,8 %).

Основная борьба за голоса избирателей велась между тремя политическими силами — сторонниками социалистической идеи (которую в основном воплощают коммунистические партии), ли­беральной идеи в ее различных ипостасях (от радикальной "Впе­ред, Россия!" до государственнического НДР) и представителями национал-патриотической идеи (Конгресс русских общин, ЛДПР и др.). Примерно 32 % избирателей поддержали левые силы, т. е. практически каждый третий выразил свою приверженность идеям социализма. Сторонники нынешней политической власти, вклю­чая их либеральных оппонентов, получили 27 — 28 % голосов. Национал-патриотической ориентации придерживаются примерно 20 % избирателей. Именно эти три направления и будут в обозри­мом будущем определять судьбы России.

Выборы показали, что реформы, проводимые исполнительной властью, не поддерживаются большинством граждан. Сумма го­лосов, полученных всеми демократами и НДР, составляет 25,7 %, коммунистами и национал-демократами — 47,5 % избирателей. Центристское электоральное поле, безусловно, является самым раздробленным.

Выборы 1995 г. по сравнению с предыдущими более легальны в правовом отношении, ибо основываются на Конституции и на ряде законов, принятых Государственной Думой: "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 26 октября 1994 г., "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 9 июня 1995 г. Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. было утверждено По­ложение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году.

Главный вывод президентских выборов 1996 г. состоит в сле­дующем: воздействие российского истеблишмента на поведение избирателей настолько высоко, что в состоянии обеспечить ему победу даже в самых неблагоприятных социально-экономических условиях. Б. Н. Ельцин одержал победу благодаря гигантским усилиям и средствам, затраченным на интеллектуальное и техно­логическое обеспечение предвыборной кампании. Это первый та­кой случай в истории российской политики. Во всех предыдущих выборах и политических кампаниях воздействие профессионалов на электорат было довольно ограниченным, во всяком случае они не были на первых ролях. По итогам повторного голосования 3 июля 1996 г. за Б. Н. Ельцина подано 40 млн. 208 тыс. 384 голоса, за Г. А. Зюганова — 30 млн. 113 тыс. 306 голосов.