- •1.Введение
- •2. Обзор литературы.
- •2.1. Диалекты и сравнительный анализ песен близкородственных видов птиц. Методика записи и анализа.
- •2.2.Большеклювая камышевка – одна из наименее изученных птиц в мире.
- •2.3.Межвидовые Различия в структуре песни большеклювой и садовой камышевок.
- •Заключение.
- •4.Список литературы
2.3.Межвидовые Различия в структуре песни большеклювой и садовой камышевок.
Садовую и большеклювую камышевок можно отнести к категории видов-двойников, очень слабо различающихся по морфологическим признакам. Поэтому при сравнении этих двух видов большое внимание уделяется сходству и различию между их песнями.
По всей видимости, ареалы садовой и большеклювой камышевок полностью разобщены, но полученные в последние несколько лет данные (Иваницкий и др., 2012) не оставляют сомнений в присутствии на весеннем пролете значительного числа этих птиц, интенсивно поющих, но исполняющих особый вариант песни. При сравнении вокализации большеклювой камышевки интересно было сравнить её пение не только с пением садовых камышевок в гнездовом ареале, но и с их «южным» вариантом пения.
Оказалось, что основу песни обоих видов составляют серии стереотипных фраз, но при этом песня большеклювой камышевки исполняется в более быстром темпе и почти не содержит характерных коротких щелчков, обычно разделяющих соседние фразы в песне садовых камышевок (Иваницкий и др., 2012).
Большеклювая и садовая камышевка, как и большинство представителей этого рода, привержены к слитной (непрерывной) манере пения. Холостые самцы, поющие наиболее интенсивно, способны петь практически без перерывов по 30-40 мин. При падении уровня возбуждения поющий самец переключается на иной ритм, когда песня исполняется относительно короткими фрагментами, разделенными четкими паузами. Продолжительность таких фрагментов, равно как и пауз между ними, варьирует в широких пределах (Иваницкий и др., 2012).
На рис.1 приведены образцы песен двух видов камышевок. Каждый образец представляет собой 10-секундный фрагмент длительной непрерывной фонограммы
Рис. 1. Образцы рекламных песен камышевок: A - C – северная песня садовой камышевки; D – F - южная песня садовой камышевки; G - песня большеклювой камышевки.
Глядя на приведенные сонограммы, можно сделать три заключения. Во-первых, песни садовой и большеклювой камышевки сильно различаются. Во-вторых, есть значительная разница между северным и южным пением садовой камышевки. И, наконец, наибольшее сходство можно установить между южной песней садовой и песней большеклювой камышевок (Иваницкий и др., 2012).
.
Для северной песни садовой камышевки характерен размеренный ритм исполнения на протяжении десятков минут, также существует несколько типов песен, что отделяются друг от друга характерным чеканьем. Одинаковые типы песен обычно группируются в серии, иногда исполняются поодиночке.
Ритмическая организация «южных» песен выглядит менее строгой и на значительных отрезках времени представляет собой хаотический перебор отдельных нот или типов песни. Еще одно различие «северных» и «южных» песен касается их фонетической структуры. Для «северных» песен типична строгая стереотипность, в «южных» песнях составляющие элементы подвержены чрезвычайно высокой изменчивости, следствием которой является практически неисчерпаемое фонетическое разнообразие «южных» песен. (Самоцкая и др., 2014)
Южная песня садовой камышевки в куда большей степени напоминает песню большеклювой камышевки, нежели северную песню своего вида. И хотя южный и северный стили исполнения песни сильно разнятся, большинство орнитологов, слышавших южную композицию, относили ее к садовой камышевке. Это означает, что даже при высокой изменчивости полностью сохранены видоспецифические элементы, обеспечивающие правильную идентификацию вида, такие как специфическое «чеканье».
У большеклювой камышевки такое «чеканье» встречается намного реже. Сходство в звучании песен садовых и большеклювых камышевок, вероятно, не раз приводило к ошибкам. Например, в 1976 г. в Бадахшане, входившем в то время в состав советского Таджикистана, работали два орнитолога из Московского государственного университета. В их отчете указано, что в исследованном районе (долина р. Гунт) садовые камышевки были многочисленны и, несомненно, гнездились. Однако, недавно все экземпляры камышевок, привезенные этими орнитологами и хранящиеся в Зоологическом музее Московского государственного университета, по генетическим маркерам были идентифицированы как большеклювые камышевки (Самоцкая и др., 2014).
Таким образом, различия в вокализации садовой и большеклювой камышевки не оставляют сомнений в видовой самостоятельности двух форм.
