24 Июля 1968 г.
Записал рассказ Ильина Тихона Васильевича, 1907 г. рождения, охотника.
Пошли в Нюхчу, за реку. Ничего! Здесь хорошо «поработала» филолог из Ленгосуниверситета Галина. Унесла всю старину подчистую. В прошлом году работала 1 месяц, а в этом - неделю. Со студентками.
Записал маленький рассказ Меныдиной Феовдотьи Александровны (80 лет), знатной охотницы 30-х гг.
Со слов секретаря с/совета Галашевой Веры Ивановны (1930 г. р.) из деревни Нюхча записал игру «в лодыжки».
Зыбки детские делали здесь не только из досок, но и из «сартинья»(щепные, из дранки). Их было даже больше. «Из сартинок».
Большие осиновые лукошки служили и для хранения одежды.
Пообедали грибовницей, сваренной хозяйкой из наших грибов, собранных в пути. Аэродром в Нюхче временно не работает. Шофёр колхоза по распоряжению председателя к/х подбросил нас на 12 км в сторону Сосновского ЛПХ. 30 км отшлёпали пешком.
«Кадры» ЛПХ устроили нас в пустой комнате общежитского щитового барака. Сходили в столовую, поели, истопили плиту, нажарили грибов. Мы с Григорьевым наелись до отвала. Коньков грибов на ночь не ест».
«25 июля 1968 г.
После завтрака, к 8 час. пришли на почту, на автобусе за 8 км доставлены в аэропорт.
На большом ЛИ прибыли в Суру через 10 минут. Лётчик сначала не хотел брать - пусть идут пешком, тут близко!
В Суре женщины из правления колхоза, посовещавшись, направили нас к старушке на квартиру. Устроились в крошечной около 10 кв. м комнатёнке.
Здесь речь идёт только о покупке экспонатов».
«Пообедав в столовой сельпо, сразу же отправились за Пинегу, там 2 деревни рядом, Остров и Городец напротив и 2 выше и ниже селений. Ушли в «Верхнюю» Шулонемь. Дорога очень приятная. Деревни произвели очень «этнографическое» впечатление, шли в основном «по задам». Есть дома не очень старые (до 1883 г.), но не перестроенные. Прялки здесь называют «мезёхи», «базарные прялки».
Шапки-самоедки носили и в праздники, сзади пришивали голубые и красные галупки, которые «сбирали» шапку на затылке.
«Холщага»-«рядина» здесь - «кабата». Лузан бытует и теперь. «Топорня» - здесь «натопорня».
Видел у Дорофеевой Анны Егоровны обломок двинской прялки.
«Задорожный замок». Ключ - просто «ключ».
Стоящие кузнецы были в деревне Городецкой.
(Фотографировал «мезёху» с пароходом. Не отдали. Надписи: «Михалко пораход» и ниже - «Андрей»). Местные прялки с большой лопастью, неуклюжие, с 9 «церковками» («ципушками»), редко - крашеные, а если и крашеные, то какой-то грубой, бурой красно-коричневой краской.
Чтобы стрелять из кремнёвого ружья, надо иметь выдержку. Можно дрогнуть при вспышке на [полке] до фактического выстрела».
«Глиняную посуду в Шулонеми делали, обливали свинцом и продавали. Занимались гончарством «целыми домами». Гончарный круг такой же, как и на Вые.
На вопрос: «Почему дома в деревне поставлены так близко друг к другу?» - Жданов Егор Прокопьевич (1901 г. р.) ответил, что старики боялись чуди (!!!) и поэтому близко друг к другу ставили дома, окна закрывали ставнями, с наступлением сумерек все уходили с поля. Вернулись поздно, часов в 10. Перевозил на моторке сын (лет 12) перевозчика. Перевоз - 10 коп. с человека.
