Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГИА сборник диктантов 9 кл..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.42 Mб
Скачать

(164 Слова) Ïо ê. Паустовскому

47

Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Îба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. Ñ тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такуþ несчастнуþ жизнь, прилетал сþда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх своþ оструþ мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

(162 слова) М. Приøвин

48

Болото не радует никого: что-то чавкаþщее, мокрое, грязное. Íи присесть, ни прилечь. Хлþпь и зыбь под ногами.

Íо бываþт другие болота – неправдоподобной, удивительной красоты.

Поднялось солнце. Всё стало ярким, резким, гранёным. А впереди под синей водой на стройных ножках-стеблях стояли зелёные чаши из малахита! И в каждой чаше лежал розовый бутон размером в два кулака!

Вот солнце коснулось чаш-лопухов и немыслимо огромных нежных бутонов. Бутоны проснулись и зашевелились! Íаружные белые лепестки – не меньше ладони – раскрылись, подставив солнцу краснуþ сердцевину цветка. Íа глазах расцветали лотосы. Ñловно нежные белые ладони, осторожно и ласково грели они на солнце прозябшие за ночь цветы. Ñловно каждый ло тос, воздев в небо тонкие руки, протягивал к солнцу своþ красоту!

Медленно поднималось солнце, и, словно зачарованные, поворачивались за ним и цветы лотосов, ловя его живительные лучи. И лужицы тяжёлой росы внутри чаш колыхались и матово переливались.

Чуть видный розовый пар курился над лотосами. Медленно, словно во сне, махая белоснежными крыльями, пролетела белая цапля. Пронизанные солнцем крылья её вдруг вспыхнули и запылали.

Ïотянул ветерок, сморщил воду, озорно расталкивая цветы. Íеобычно розовое болото зашевелилось, засуетилось, залопотало, разбуженное солнцем.

(181 слово) Ïо Н. Сëадкову

49

В природе есть праздники. Ледоход. Ïервая зелень. Ïервый снег. Ïервые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверно: идёшь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и поразительно-жёлтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обострённый слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синþþ струйку костра между ветками, синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Îгонь рябин. Ñеребристые ниточки паутины на стерне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.

В картинах осени есть немного щемящей грусти. Íо это светлая грусть, без которой невозможна большая лþбовь. Îсеньþ мы лучше видим и глазом и сердцем. Ïрозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины.

(181 слово) В. Песков

50

Îднажды ночьþ я проснулся от какого-то горького запаха, – он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше я его не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени – она уже шелестела до горизонта дождём палой листвы.

Утром я вышел на крыльцо – вчерашняя чёрная земля стала золотой. Бледный желтоватый свет подымался от земли, засыпанной листьями, и дни сразу сделались светлее и чище.

Начиналось бабье лето. Воздух, трава, сухие ветки – всё было затянуто цепкой паутиной. Îна тянулась с запада на восток – так дуþт осенние ветры. Каждое утро тысячи маленьких пауков покрывали всþ землþ, как сказочные ткачи, своеþ пряжей.

Ледяное небо по ночам блистало над садом неведомыми созвездиями. Я плохо знал звёздное небо. «Каждая такая ночь может быть последней в жизни», – говорил я себе и торопился изучить величественнуþ карту неба. Ñириус сверкал в глухой воде озёр, как синий алмаз. Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненнуþ черту Ïерсея. Ñатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, Юпитер закатывался в лугах, за Îкой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги.