Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТТС.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.89 Mб
Скачать

Отношение к природе дефензивных замкнуто-углубленных натур (аутистов, шизоидов)

Для дефензивных замкнуто-углубленных натур характерно философское, символическое отношение к природе. Часто человеку аутистического склада ближе неживая природа — камни, минералы, звезды, луна, солнце, космос, различные явления природы, в которых он способен увидеть особый смысл, всемирную гармонию.

Часто аутисты с увлеченностью собирают коллекции минералов, камней, подолгу наедине общаются с ними, часто хорошо знают свойства камней, видят в них проявление архитектурной гармонии, особую космическую утонченность.

Так, одна пациентка рассказывает, что всегда носит с собой частицу коллекции камней, которую собирала на протяжении многих лет, специально отправляясь в путешествия именно в те регионы страны, которые славятся своими камнями и минералами. Носит их с собой потому, «что жить без них не может». А ласковый, суматошный спаниель, который живет в ее квартире, часто раздражает своим слишком общительным характером и «необузданным» темпераментом.

Духовно сложные аутистические женщины часто используют полудрагоценные камни в своих украшениях, тонко и гармонично сочетая их по цветовым гаммам и свойствам, предпочитая такие (часто сделанные на заказ или приобретенные на выставках) украшения — стандартным, из золота.

Обычно дефензивный аутист, в отличие от дефензивного сангвиника, не чувствует себя с природой «на равных», а видит в ней проявление Высшего Разума, т.е. ставит природу выше человека. Так, пациент И., 70 лет, очень раздражался, что его сосед по даче жалуется на дождливое лето. «Природа сама знает, как надо».

Часто бывает и так, что к домашним животным аутист относится нежнее и трепетнее, чем к членам семьи. Ведь животное для него — это часть мировой гармонии.

Пациент И., 39 лет, увлеченно, не считаясь со временем, рассказывает о жизни аквариумных рыбок, о их видах, окрасках, своих экспериментах по скрещиванию разных рыб; держит дома несколько аквариумов, регулярно их чистит, меняет воду «строго по науке», готов все бросить и ехать на «Птичий рынок», если услышал, что там появился новый диковинный вид рыбок. Трепетно ухаживает за своим белым (необычным по окраске) боксером, позволяет лежать в человеческой постели, следит за его рационом, терпеливо лечит и делает уколы, когда тот заболеет, ежегодно «для здоровья» настойчиво ищет ему подругу. Из домашних растений предпочитает хрупкие и капризные орхидеи, мистическая и утонченная красота которых завораживает взгляд. Выращивание орхидей — занятие довольно сложное и хлопотное, им необходимы микротеплицы и особая влажность воздуха. Но именно эти цветы созвучны ему, и он одухотворенно выращивает их в своей квартире. Однако мы видим определенную холодность и жесткость этого замкнуто-углубленного человека по отношению к близким людям: жене, матери. Для них он не сделает и доли того, что делает для своих питомцев. Здесь ясно видна описанная Э. Кречмером психэстетическая пропорция шизоида: одновременное сочетание в эмоциональной сфере сверхчувствительности и холодности. Чтобы глубже прочувствовать отношение аутистов к природе, обратимся к произведениям японских поэтов Басе, Кикаку, Тие, Бусона, Иссы, которые созвучны замкнуто-углубленным натурам. Хокку (хайку) — лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной ритмикой. Это поэтическая картина, написанная несколькими штрихами, несущая в себе глубокий философский смысл. Поэт не описывает подробно предмет или явление. Он пробуждает мысль читателя, заставляет его самого понять душевное движение поэта. В хокку нет ничего лишнего, слова просты, но настоящий смысл часто скрыт в подтексте.

Бабочкой никогда

Он уже не станет... Напрасно дрожит

Червяк на осеннем ветру.

Басе

Здесь видится родство хокку с символом. По определению Шарля Мориса: «Символ — это слияние нашей души с предметами, пробудившими наши чувства».

Хокку учит читателя видеть потаенную красоту в повседневной, обыденной жизни. Басе, как и большинство поэтов Японии, был поэтом природы. В каждом лепесточке цветка он видел глубочайшее таинство жизни.

Внимательно вглядись!

Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!

Замкнуто-углубленным созвучна и японская садово-парковая культура, которая складывалась под влиянием дзэн-буддизма.

Японский сад — явление уникальное, создание его — целое искусство. Он совсем не похож на наши российские сады, в первую очередь тем, что в нем широко используются декоративные элементы, большинство из которых носит символический характер. Образцом при создании сада служит сама природа, в ландшафтной архитектуре широко используются камни простой и необычной формы, сложной текстуры и интересной окраски. Деревья в японском саду выглядят так же, как и в природе: склоненными и искривленными под бременем лет и силой ветров. Так же формируются и миниатюрные деревца, традиционные японские бонсаи, искусство выращивания которых очень созвучно людям аутистического склада (Гоголевич Т. Е., 1996-1998). В японском саду композиции являются глубоко продуманными. Например, крупные обломки скал — это символы гор. Камни, вкопанные в землю, создают впечатление острова, омываемого водой. Водную гладь символизирует поверхность, засыпанная гравием или песком и обработанная граблями. Движение воды из маленьких бамбуковых фонтанчиков создает контраст с неподвижными частями сада. Для освещения садовых дорожек в вечернее время используются каменные фонари, форма которых является символом буддистских храмов. В таких садах, с одной стороны, поражает излучаемая ими холодность, а с другой — завораживает подбор форм и красок.

Работая творчески, создавая такой философски-символический сад, где человек должен обретать покой, а не отвлекаться возбуждающими впечатлениями, аутист смягчается душой, лучше понимает себя, черты своего характера, свое место в таинственной мировой гармонии.