Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТТС.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.89 Mб
Скачать

Странно: под этой Луной...

Странно: под этой Луной Есть и такие, как я. Коих хребет становой Выел бессмыслия яд!

Мы-то зачем здесь нужны?! — Прочие пьют иль творят. Мы же — златые ножны — Емлим бессмыслия яд!

Мира сего абиссаль125 Вторглась в души моей ял, Словно холодная сталь

в сердце. — Бессмыслия яд!

28 июля 1991

Я пропитан мутной тоской...

Я пропитан мутной тоской, Изнурен волнением дхарм.126 Моя жизнь — приемный покой, А тоска — шеренги казарм.

Я б молился,— было б кому. Так тонка мишурная нить Всех надежд. И мне, одному, Страшно в мире выжженном жить! Это, в общем, даже смешно — Некий смысл в пустых бельмах дня Нам искать.

Неясное «но»

На краю колеблет меня...

25 марта 1991

Кромешная скука, и капли с небес...

Кромешная скука, и капли с небес... Мне жизнь — лишь докука. О, хоть бы эфес Ошибки, вслед свисту рапиры звонка, Разбил гладь литого молчанья! Пока Никак не обрезать гудящую нить Тоски. Кто-то резвый пытается жить. Ему удается, и в шляпе весь кон. Во мне же все льется без умолку звон Немой и незнаемой миром хандры. Я — колокол в зареве смутной поры, Когда поднималась «белесая моль» И «молью» осталась. Тупая же боль

моя Отлита не в горниле времен, Мне жизнь — лишь плита, где начертано — «Сон».

18 августа 1991

Кладбище весной. Эскиз в духе импрессионизма

Чайки над мрамором плит. Слабый мазок воронья. Вечного сна монолит. Посередине — я.

Голых берез коридор И перспектива небес. Непониманья забор. Страхов извечных лес.

Разум не в силах объять Кряж мировых стихий. Бросив тщету — понять, — Просто пишу стихи...

6 апреля 1991

Холода в сентябре...

Холода в сентябре, холода в сентябре... Ночью в лужах вода в ледяной «кожуре». Я не стану костром одымлять желтый сад, Вкруг небес — окоем, в нем — сиреневый чад.

Глаз оленьих твоих окоемы. И боль. Нестерпимо знакомы мне пьеса и роль! — Вижу облик Монтекки в далеких веках: Сжаты судорогой веки, и пот на висках, И нацелена шпага, и блещет клинок. Но окончена сага. Бессмысленный рок, Словно камень, раздавит усталую плоть. Сердце вскрикнет, как девочка. Не побороть В целом мире печаль и тоску, и разлад. И чего-то так жаль! Хоть маститый прелат Повторяет про бренность и тлен бытия, Я все чувствую плен, и, как епитимья, На душе предстоящий черед тусклых лет. Слышен голос манящий, зовущего — нет. На ногах сотни пут, да еще впереди Ждет Меркуцио-плут с алой раной в груди. Он шутил, он смеялся, но был окроплен Жаркой кровью паяца философа трон... О любви же ни звука! Влюбленный — изгой. А сердечная мука здесь — вечный покой.

1 июля 1990

Янтарь времени

Судьба меня зачем-то сберегла, —

Я жив, хотя легко убить могла.

Но миновал меня «девятый вал»,

И час самоубийства миновал.

(А время — сок громадных звездных елей —

Течет тягуче, каплет еле-еле...)

Теперь я знаю — сей секрет мне ведом! —

Что жизнь людей — лёт «однодневки» летом,

Что мы умрем, а время будет литься

И янтарем покроет наши лица,

И нас — букашек, вкрапленных в янтарь, —

Природа сложит в вековечный ларь.

11 октября 1992

Глава 5_________________________________________________________

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА И ХРИСТИАНСКОГО ПСИХОТЕРАПЕВТА

5.1. Терапия творческим самовыражением и практическая психология

5. 1. 1. Работа психолога с дефензивными детьми и подростками

Нестабильное состояние современного общества предъявляет повышенные требования к стабильности и устойчивости психических процессов каждой конкретной личности. Однако характерологические особенности отдельных людей (как детей, так и взрослых) не всегда позволяют им успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Это касается прежде всего детей с тревожно-мнительным складом личности, расстройствами настроения дефензивного характера. Таким детям, как и тревожно-мнительным взрослым, свойственно воспринимать отдельные ситуативные неудачи как глобальные жизненные поражения, они склонны драматизировать обстоятельства и остро переживать по этому поводу. При этом тревожно-мнительные взрослые легко передают свои переживания и состояния детям.

Являясь сотрудником Психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» в Москве, как психолог продолжительное время работаю с детьми и подростками с дефензивностью в характере. В основе этой моей работы лежат идеи самовыражения в творчестве — как разработанные мной в собственной практической деятельности, так и созданные на основе Терапии творческим самовыражением, предложенной М. Е. Бурно для взрослых пациентов.

Опираюсь на естественные творческие способности детей, используя неисчерпаемые возможности их воображения, фантазии, а также знание ими своих характерологических особенностей.

Для психопрофилактики и коррекции тревожных и депрессивных состояний детей и подростков в настоящее время чаще всего используются методы «игротерапии общения», а также техники различного рода ролевого моделирования. Опыт практикующих психологов, а также указания самих разработчиков (А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, М. А. Панфилова и др.) свидетельствуют, что перечисленные методы и техники обычно направлены на развитие коммуникативных способностей детей, повышение их самооценки, преодоление страхов и т.д. Для этих методов характерна узкая направленность воздействия — на «решение конкретной проблемы».

Преодоление этого недостатка, на мой взгляд, возможно при опоре не только на собственную активность ребенка в вымышленном игровом мире, но и на знание им своих характерологических особенностей, на его творческое самовыражение, реально значимое и положительно оцениваемое окружающими. В своей творческой деятельности ребенок созидает самого себя, строит оптимистическое отношение к жизни, ощущает свою ценность и нужность в этом мире. Работа клинического психолога, построенная на основе использования творческого самовыражения ребенка, способна предупредить развитие психогенных аффективных расстройств и помочь ребенку найти свое место в жизни, использовать «силу своей слабости» (М. Е. Бурно), то есть обнаружить позитивные стороны в своих характерологических особенностях и, опираясь на них, строить личную судьбу.

Работа ведется по трем направлениям: непосредственно с дефензивными детьми индивидуально и в группе; с семьей ребенка; с другим его социальным окружением (педагоги и пр.). Все три направления взаимосвязаны и параллельны.

Можно выделить следующие этапы работы: