Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовному праву 33 ПРОЦЕСС.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
832 Кб
Скачать

Вопрос № 16

 Национальный язык судопроизводства

Принцип национального языка в уголовном процессе, ос­новные положения которого отражены в ст. 18 УПК РФ, харак­теризуется тремя правилами:

1) судопроизводство ведется на государственном, т. е. на русском языке;

2) судопроизводство может вестись на языке республики, входящей в состав Российской Федерации;

3) участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знако­миться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке или на языке, которым они владеют, и пользоваться услугами переводчика. Следственные и судебные документы в соответствии с установленным УПК РФ порядком вручаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет.

Суды Российской Федерации в отношениях с судами стран Содружества пользуются государственными языками или рус­ским языком (ст. 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Гарантией соблюдения этого принципа является целый ряд положений, закрепленных в УПК РФ:

— участие защитника в судебном разбирательстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу (п. 4ч. 1 ст. 51 УПК РФ);

— обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет, должны вручаться постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, обвинительное зак­лючение (п. 2 ч. 4 ст. 47 УПК РФ), а также ряд других следствен­ных документов;

— приговор излагается на том языке, на котором проводи­лось судебное разбирательство (ст. 303 УПК РФ);

— если приговор изложен на языке, которым подсудимый не владеет, то приговор ему переводится вслух, синхронно с про­возглашением приговора или после его провозглашения (ч. 2 ст. 310 УПК РФ);

— переводчик в уголовном судопроизводстве имеет свой пра­вовой статус (ст. 59 УПК РФ).

В ч. 2 ст. 26 Конституции РФ закреплено право каждого на пользование родным языком. Уже в силу одной этой конститу­ционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объясне­ния и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке или языке, которым они владеют.

Нет необходимости приглашать переводчика для лица, дли­тельное время (10 лет) проживающего на территории России, владеющего русским языком и не заявлявшего на следствии хо­датайства об обеспечении его переводчиком.

И наоборот, если, к примеру, обвиняемый по национально­сти узбек, проживал в Узбекистане, окончил 8 классов узбекс­кой школы, собственноручно написал объяснение, которое со всей очевидностью свидетельствует о том, что он нуждается в переводчике, тот ему должен быть предоставлен немедленно, а не по окончании предварительного расследования.

Любое ограничение прав обвиняемого, подсудимого, защит­ника, обусловленное незнанием ими языка, на котором ведется судопроизводство, и необеспечение этим лицам возможности на любой стадии процесса пользоваться родным языком явля­ются нарушением норм уголовно-процессуального закона, ко­торое может повлечь отмену приговора.

Принцип обжалования процессуальных действий и решений

Принцип обжалования процессуальных действий и решений заключается в праве указанных в УПК РФ заинтересованных лиц обжаловать действия (бездействие) и решения суда, судьи, про­курора, начальника следственного отдела, руководителя (чле­на) следственной группы, следователя, органа дознания, на­чальника органа дознания и дознавателя.

По общему правилу действия начальника следственного от­дела, руководителя (члена) следственной группы, следователя, органа дознания, начальника органа дознания и дознавателя обжалуются прокурору, надзирающему за исполнением закона органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю необходимо разъяснить порядок обжалова­ния принятого решения, а также право обращаться в суд, если таковое предусмотрено законом. Причем решение, принятое прокурором по жалобе, не может препятствовать обращению лица в суд за защитой своих прав. Закон запрещает пересылать жалобы в орган или должностному лицу, решения либо дей­ствия которых обжалуются (ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Действия прокурора и суда обжалуются вышестоящим соот­ветственно прокурору и суду.

Согласно прямому указанию УПК РФ решения дознавателя, следователя, прокурора (а значит, и начальника следственного отдела, руководителя следственной группы и т. п.) обжалуются в суд. Речь идет о таких решениях, как:

— отказ в возбуждении уголовного дела;

— прекращение уголовного дела;

— иные их решения и действия (бездействие), которые спо­собны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить дос­туп граждан к правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК РФ).

—Действия и решения суда, судьи, прокурора, начальника следственного отдела, руководителя следственной группы, сле­дователя и дознавателя могут быть обжалованы даже тогда, ког­да в УПК РФ или ином уголовно-процессуальном нормативном акте специально не закреплено право субъекта на принесение подобной жалобы.

Обжалование в этих случаях осуществляется на основе предусмотренного Конституцией РФ права граждан обжаловать решения и действия любых органов государствен­ной власти. Общие же принципы подачи и принятия жалоб в уголовном процессе (установленный УПК РФ порядок) долж­ны соблюдаться и в таких ситуациях.

При несогласии с постановлением о прекращении уголовно­го дела в стадии предварительного расследования и с другими процессуальными действиями органа дознания, следователя, руководителя следственной группы и прокурора заинтересован­ные лица могут реализовать свое право на судебную защиту не иначе как в форме подачи жалобы в рамках уголовного дела, производство по которому регулируется нормами уголовно-про-цессуального права. При рассмотрении такой жалобы суд дол­жен применять нормы материального и процессуального уго­ловного права. Такие жалобы не могут рассматриваться по пра­вилам гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 15 и 18 Конституции РФ при рассмотре­нии жалобы на постановления о прекращении уголовного дела в стадии предварительного расследования должны непосред­ственно применяться положения ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ с учетом установленного уголовно-процессуальным законода­тельством порядка судебной проверки иных действий органов дознания, следователей и прокуроров.

Помимо предоставленной широкому кругу участников уго­ловного процесса возможности обжаловать действия (бездей­ствие) суда и должностных лиц (органов), осуществляющих уголовное преследование, данный принцип предусматривает право, принадлежащее в первую очередь обвиняемому. Так, осужденному предоставлено право не только на обжалование, но и на пересмотр вынесенного в отношении его приговора вы­шестоящим судом в порядке кассационного (апелляционного), надзорного производства, а также ввиду новых или вновь от­крывшихся обстоятельств.

Верховный Суд РФ указывает на необходимость тщательно изучать каждую жалобу, поданную в порядке надзора, на недо­пустимость отказа в истребовании дел, если содержащиеся в жа­лобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо вызывает сомнение законность и обоснованность самих судебных актов. Он требует, чтобы ос­тавление жалобы без удовлетворения было мотивированным.