Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
от берегов Потудани до берегов Дуная 2015год.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
38.78 Кб
Скачать

И вели машины, объезжая мины, по путям дорогам фронтовым.

А фронтовые дороги покатили передвижку на легендарной полуторке, управляемой фронтовым шофёром и киномехаником Трушовой Марией Ефимовной. На фронт попала по призыву с первых дней войны. Надолго рассталась с берегами реки Потудань. За плечами полугодовой опыт езды по проселочным дорогам предвоенного времени.потом пришлось пережить всю горечь отступления в составе обороняющихся частей Красной Армии. С началом 1943 года наступил коренной перелом. Советская Армия по всем фронтам переходила в контрнаступление. И замелькали фронтовые версты по освобожденным землям родной России. Потом была левобережная (от Днепра) и правобережная Украина. Затем, в составе частей III Украинского фронта, через Молдавию и Румынию с упорными боями наша армия дошла до берегов Дуная в столице Югославии г.Белграде. 16 октября 1944г. старший сержант Мария Ефимовна Трушова на своей славной кинопередвижке демонстрировала кинофильмы освободителям Белграда. В Югославии быстро была установлена стабильная и надежная власть. И III Украинский фронт повернул свои войска в направлении фашистской Венгрии. А уже 13 февраля 1945 года Советская Армия полностью освободила от фашистских войск столицу Венгрии Будапешт. К 4 апреля 1945 года завершилось полное освобождение Венгрии. Часть наших войск продолжила продвижение в сторону Германии. Приближалась Великая Победа. Но Венгрия – это не Югославия. Венгерские дивизии отличились особым усердием в своей преданности Гитлеру. Армии генерала Хорти дошли до берегов Дона. Зимой 1943 года потерпели сокрушительный разгром вблизи Воронежа. Было уничтожено свыше 250 тысяч венгерских солдат и офицеров. Во многихвенгерских семьях кто – то из родственников погиб под Воронежем. В моей Репьевке венгры, которых называли мадьярами, были самыми злыми, жестокими и агрессивными по отношению к местному населению. Доверия к властям освобожденной от фашистов Венгрии никакого не было. Поэтому часть наших войск пришлось придержать по всей этой стране. Так Мария Ефимовна со своими однополчанами осталась продолжать службу в городе Сольнок вблизи Будапешта. Война шла к завершению. Моей тете к тому времени исполнилось 22 года. В венгерских садах зацвели яблони и груши. Полным цветом благоухали сирень и черемуха. Война войной, а молодость есть молодость. Давно приглядывался к Марии ее однополчанин старшина Александр Кузьминов. Более того, 9 мая фашистская Германия была полностью разгромлена и капитулировала. Была и радость победы, и радость перехода к мирной жизни. Была и радость фронтовой любви. С разрешения командира части 6 июня 1945 года Мария Трушова стала Марией Кузьминовой.Потом была демобилизация и возвращение на родину мужа – в город Кропоткин на Кубани. Там в 1946 году родилась у бывших фронтовиков дочь, и назвали ее Людмилой.

И вновь резкий поворот судьбы. О послевоенных фашистских пулях.

Агронома Александра Кузьминова по партийному призыву в 1950 году направляют в Литовскую ССР на должность директора МТС (машино – тракторной станции). Место новой работы располагалось в небольшом литовском городке Пагегяй, который был в равной удаленности от городов Клайпеда и Каунас. Литовское население не проявляло особой радости по случаю проводимых мероприятий по вовлечению их в колхозы. Более того, практически по всей территории Литвы почти до середины пятидесятых годов в лесах скрывались и совершали многочисленные диверсии и нападения на представителей новой власти«лесные братья». По своей сути, это были ярые националисты, которые в годы ВОВ преданно служили в карательных частях СС. Случилось так, что в середине февраля 1951 года директор МТС г.Пагегяй возвращался с очередного совещания из областного центра г. Клайпеда. На лесной дороге машина попала в засаду. Шофер сразу был убит наповал, а директор МТС получил множественные ранения. Ранения оказались смертельными. Врачи местной больницы пытались его спасти. Не помог и дефицитный в то время пенициллин. Несколько флаконов этого «чудо - лекарства» мой отец Трушов Пётр Ефимович срочно самолетом доставил из Воронежа в г.Каунас, потом быстро добрался до

г.Пагегяй. Но пенициллин не помог. 22 февраля 1951 года Мария Ефимовна Кузьминова стала вдовой. Мужа похоронила на местном кладбище и с дочерью, 4-х летней Людмилой, приехала в Репьёвку. Поселилась у нас. Проживали мы в деревенской хате, в которой были зал (он же спальня), кухня – прихожая, между ними большая русская печка, пол был земляной, крыша соломенная. Нас самих было четверо, родители и мы с братом Владимиром. Надолго задерживаться в таком переуплотнении было, мягко говоря, не комфортно.