- •От берегов Потудани до берегов Дуная.
- •В ногу со временем, в ногу с эпохой.
- •О родовых корнях.
- •А что же младшая дочь Мария? Как сложилась её судьба?
- •И вели машины, объезжая мины, по путям дорогам фронтовым.
- •И вновь резкий поворот судьбы. О послевоенных фашистских пулях.
- •Новая жизнь, новый отсчет времени.
- •Вот и встретились два одиночества.
- •Вместо эпилога.
А что же младшая дочь Мария? Как сложилась её судьба?
После окончания средней школы в 1940 году поступила в г.Воронеже на Всесоюзные курсы механиков звукового кино. И было ей в ту пору семнадцать лет – семнадцать весен. Здание, где располагались эти курсы, и сейчас сохранилось в доме № 20 на проспекте Революции. Обучение проводилось по двум профессиям. Одна из них кинотехники (техники - механики), другая киномеханик – шофер кинопередвижки. Была выбрана вторая профессия. В довоенное время женщина за рулем кинопередвижки была на виду и в большом почете у жителей сельской местности. По своей значимости она воспринималась как нечто возвышенное, необычное и почти героическое. Во многих селах центральной России электричество появилось лишь в середине, а то и в конце шестидесятых годов. Для перемещения кинопередвижки с одного места на другое пользовались автотранспортом на основе грузовиков или автобусов. Самым распространенным автомобилем той поры была знаменитая полуторка. В состав агрегата входили: кинопроекционный аппарат, громкоговорящее устройство и сворачивающийся кинопроекционный экран, а также передвижная электростанция на бензине. Кинопленка была узкоформатная (16 мм). Кинопоказ осуществлялся с перерывами для смены и перезарядки частей. Обычно демонстрировался киножурнал, освещавший политические события, а затем какой – либо художественный фильм, состоящий их двух частей. В Советском Союзе в довоенные и послевоенные годы кинопередвижкам отводилась особая роль в идейно – политической и научно – культурной пропаганде, особенно в сельской местности. До начала широкого распространения телевидения демонстрация кинофильмов являлась одной из наиболее впечатляющих форм досуга. До сих пор в моей памяти сохранились слова на большом красном транспаранте в Репьевском районном доме культуры (сгоревшем в 1968 году): «Из всех искусств важнейшим для нас является кино. В.И.Ленин». Во время Великой Отечественной войны кинокурсы были эвакуированы на Дальний Восток, а преподаватели и учащиеся курсов защищали нашу Родину на полях сражений. В период Великой Отечественной войны советская кинематография продолжала активно функционировать, способствуя разгрому фашизма. В трудных условиях было сдано 130 полнометражных картин, которые были проникнуты духом патриотизма и верой в победу. Направляли всю работу по кино комитет по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров СССР и главное управление кинофикации. Армейская работа кино возглавлялась Главным Политическим управлением Рабоче-Крестьянской Красной (позже Советской) армии. На уровнях областей и краев местным кинематографом руководители главные областные (краевые) управления по кинематографии.
Ведь у нас такой народ, если Родина в опасности – значит, всем идти на фронт.
Старший брат Марии Пётр (мой отец), будучи кадровым офицером РККА, за неделю до первого дня начала войны приехал в отпуск из Читы в Острогожск, чтобы жениться на моей маме, выпускнице фельдшерско – акушерской школы. Молодожены в любви, мире и согласии прожили с 16 июня по 21 июня 1941 года. А уже 22 июня, как в песне «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону». Пётр с первого дня войны направляется в действующую армию. С боями отступает почти до самой Москвы. А в декабре 1941 года после изнурительных оборонительных боев оказывается в составе контрнаступающего Центрального фронта, затем воевал в составе IIиIII Прибалтийских фронтов. Был ранен и контужен. В звании старшего лейтенанта медицинской службы был уволен из армии по болезни. Его жена Клавдия Федоровна (моя мама) служила фельдшером во фронтовых и прифронтовых госпиталях. Её младший брат Григорийв возрасте 19 лет, провоевав 3 месяца, пропал без вести в 1943 году. Вечная ему память.
Константин после окончания четырех курсов мединститута в статусе зауряд-врача в 1942 году попадает нафронт. Прошел суровую школу фронтового хирурга. Дошёл до Берлина и далее на запад до берегов Эльбы. С войны вернулся старшим лейтенантом медицинской службы, закончил 5-й и 6-й курсы Воронежского мединститута.
Мужья Пелагеи и Марфы с первых дней войны сражались до самой победы. Одному из них, Титаренко Ивану Ивановичу, в последний день войны 8 мая 1945 года в Берлине оторвало ногу. Всю последующую жизнь протез не носил, ходил на деревянной колодке. Почему – то отдавал предпочтение колодкам из грушевых стволов.
Муж Марфы – Гадецкий Иван Павлович за все четыре года войны, воюя в пехоте, благодаря Господней милости не получил ни единого ранения, ни царапины, ни контузии. Вся грудь в орденах и медалях. В 1947 году пришел с работы на колхозном току, решил порадовать жену: «Смотри, Марфа, я зернопринес в голенищах сапог». И гордо высыпал его на пороге. «Детям каши наваришь». Бдительный сосед об увиденном и услышанном написал донос куда надо. Каша обошлась бывшему фронтовику в 5 лет тюремного заключения.
Первая потеря. Летом 1942 года дед Иван Кислов (мой прадед) по прозвищу Кирасир, в прошлом офицер императорской армии XIXвека, был остановлен немецким патрулем у села ШубноеОстрогожского района.Человек был в весьма преклонных летах. Немцам что – то не понравилось в его документах. Без суда и следствия был повешен на яблоне.
