
3. Эхинококкоз
Эхинококкоз наиболее распространен в странах с пастбищным животноводством. Эндемичными зонами являются Аргентина, Чили, Уругвай, Бразилия, Алжир, Морокко, Тунис, Египет, Монголия, Иран, Афганистан, Турция. Греция, Болгария, Испания, Австралия, Новая Зеландия. На территории СНГ заболевание распространено в Закавказье, на Северном Кавказе, в Средней Азии, на Украине, в Молдавии, Сибири и на Дальнем Востоке.
Возбудитель - личиночная стадия эхинококка (Echinococcus granulosus). Половозрелая форма гельминта - цестода длиной 2-7 мм, состоящая из головки с четырьмя присосками и двойной короной из 38-4U крючьев, шейки и 2-6 члеников. Последний членик заполнен маткой с боковыми выпячиваниями и содержит яйца. В половозрелой стадии гельминт паразитирует в гонком кишечнике собак, волков, шакалов, гиен, куниц и других плотоядных животных. Заражение человека и других промежуточных хозяев (овец, крупного рогатого скота, диких жвачных -животных и др.) происходит перорально при контакте с инвазированными животными, при сборе трав, ягод, питье из загрязненных источников. Яйца гельминта устойчивы во внешней среде и сохраняют инвазионное!ь при температуре -2-20 °С до 6 месяцев. Высокая температура и высыхание действую! ил них губительно.
Попав в желудочно-кишечный тракт промежуточного хозяина, яйцо эхинококка освобождается от оболочки в двенадцатиперстной кишке В тонком кишечнике происходит внедрение зародыша паразита в стенку, а затем через кишечные капилляры он проникает в систему воротной вены. Печень является первым фильтром, где основная часть зародышей задерживается и начинает свое развитие. Прошедшие печеночный барьер зародыши попадают в правое сердце, малый круг кровообращения и оседают в легких. Лишь незначительная часть их может проникнуть в большой круг кровообращения и осесть в любом органе (головном и спинном мозгу почках, костях и т.д.). Возможно первичное попадание зародыша в легкие, если распространение его шло по лимфатическим путям через грудной лимфатический проток. Частая локализация эхинококкового пузыря у пастухов в легочной ткани говорит о возможном заражении через верхние дыхательные пути при вдыхании пыли.
Патогенез. На месте осевшего зародыша начинает формироваться эхинококковая кис га, которая растет очень медленно, годами. Она состоит из наружной (кутикулярной) и внутренней (герменативной) оболочек, выводковых капсул со сколексами, пузырной жидкости, в которой могут быть дочерние и внучатые пузыри. Герменативная оболочка регулирует обмен веществ, из нее вырастают выводковые капсулы сколексы и дочерние пузыри. Вокруг кисты образуются зона некроза, затем вал клеточной инфильтрации из эозинофилов, плазматических клеток, лимфоцитов, макрофагов и фибробластов. Постепенно зона некроза и воспаления замещается рубцовой соединительной тканью, т.е. формируется фиброзная капсула различной толщины С кутикулярной оболочкой фиброзная капсула связана непрочно и отделена от неё перипаразитарным пространством в виде щели. В пораженном органе может развиваться одна киста - солитарное поражение (рис. 2, 3) пли несколько кист - множественный эхинококкоз (рис. 4). Размеры кист - от 1-5 см в диаметре до гигантских, содержащих несколько литров жидкости.
Рис. 2 Эхинококк печени
Рис. 3. Эхинококк почки
Эхинококковая киста растёт экспансивно, раздвигая ткани. В результате механического давления растущей кисты и сенсибилизирующего воздействия паразитарных антигенов, входящих в состав эхинококковой жидкости, в окружающих тканях развиваются дистрофические изменения, приводящие к расстройству функции органа. Значительное попадание в организм содержимого эхинококкового пузыря в результате механической травмы, оперативного вмешательства, прорыва кисты может привести к анафилактическому шоку. Систематическое поступление в организм продуктов обмена эхинококка приводит к интоксикации. В поздних стадиях заболевания, особенно при множественном поражении органов, существенную роль в патогенезе играют иммунопатологические реакции. При разрыве кисты вместе с эхинококковой жидкостью в ткани и полости попадают сколексы и обрывки внутренней оболочки что обусловливает развитие вторичного эхинококкоза.
Беременность, тяжелые интеркуррентные заболевания, алиментарные нарушения неблагоприятно сказываются па течении болезни. В этих случаях возможно быстрое, «галопирующее» течение процесса, что проявляется быстрым ростом кист, склонностью их к разрывам и диссеминации возбудителя. Более «злокачественное» течение эхинококкоза наблюдается также у неиммунных, временно проживающих в очагах инвазии лиц, а также у людей с нарушенным иммунологическим статусом.
Клиническая картина. Проявление эхинококкоза зависит от локализации и размеров кисты, повреждения окружающих тканей и органов, общей интоксикации и степени аллергизации организма. В 50-80% случаев эхинококкоз локализуется в печени и в 15-20% - в легких. Начало заболевания обычно установить невозможно, так как больной долго не предъявляет жалоб и чувствует себя вполне удовлетворительно
Рис. 4. Эхинококк сердца
При поражении печени ранними симптомами являются боли в правом подреберье, крапивница, лихорадка, эозинофилия. Иногда первой жалобой больного служит пальпируемая опухоль в проекции печени. При неосложненном эхинококкозе печени растущая киста растягивает капсулу органа, вызывая тупые, ноющие, реже приступообразные боли. Если поражена правая доля печени, то болевой синдром подобен на таковой при холецистите, а если левая, то чаще наблюдаются тошнота и чувство тяжести в эпигастрии. Характерны малая болезненность увеличенной в объеме печени и значительная ее плотность, что обусловлено фиброзом пограничных с кистой участков органа, иногда пальпируют опухолевидное образование, имеющее гладкую или кругло-бугристую поверхность.
Эхинококкоз печени может осложниться нагноением кисты (чаще по типу асептического некроза), что проявляется усилением болей, повышением температуры, лейкоцитозом, увеличением СОЭ. Возможно развитие холангита. Растущая эхинококковая киста может сдавливать крупные желчные протоки и вызывать механическую желтуху, иногда приводящую к развитию билиарного цирроза печени. При сдавливании сосудов портальной системы появляются признаки портальной гипертензии: расширение вен передней брюшной стенки, вен пищевода и заднего прохода, асцит, отеки, кровотечение из желудочно-кишечного тракта. Наиболее грозным осложнением является разрыв кисты, который сопровождается резкими болями и аллергической реакцией: крапивницей, лихорадкой, гиперэозинофильным лейкоцитозом. В тяжелых случаях развивается анафилактический шок, который может привести к летальному исходу. При разрыве жизнеспособной кисты, содержащей сколексы, происходит диссеминация эхинококков с развитием вторичного эхинококкоза.
Легочный эхинококкоз чаще локализуется в нижней доле правого легкого. Неосложнённая форма его нередко выявляется случайно при рентгенологическом обследовании. При больших кистах, сдавливающих бронхи кровеносные сосуды, у больных появляются боли в груди, кашель, одышка, кровохарканье, симптомы сухого или серозного плеврита, иногда наблюдаются выпячивание соответствующей половины грудной клетки, притупление перкуторного звука, смещение органов средостения. Прорыв эхинококковой кисты легкого чаще происходит в бронхи, что вызывает рвоту, мучительный кашель, кровохарканье. Возможно самопроизвольное выздоровление больного, если весь инвазионный материал выделится из организма. При прорыве кисты в плевральную полость появляются сильные боли в боку с явлениями коллапса, а затем развивается плеврит.
Эхинококкоз почки, головного мозга и других органов вызывает симптоматику объемного поражения этих органов. Во всех случаях внепеченочного эхинококкоза необходимо исключить эхинококкоз печени.
Из лабораторных признаков при эхинококкозе отмечают повышение содержания эозинофилов в крови. Показатели функционального состояния печени изменяются только при больших солитарных кистах и при множественном эхинококкозе. Наиболее выражены изменения белковых показателей крови: гпперпротеинемия, диспротеинемия за счет увеличения фракций грубодисперсных белков, снижение уровня альбуминов.
Диагностика. Основывается на клинико-лабораторных и инструментальных данных: сканирование, ультразвуковое исследование, компьютерная томография, гепатография, спленопортография, лапароскопия и др. Эхинококк вызывает у больных активную выработку антител, поэтому в диагностике могут быть использованы иммунологические методы исследования. Внутрикожную пробу Каццони с эхинококковым антигеном, широко распространенную ранее, применять нецелесообразно из-за ее недостаточной специфичности и возможности тяжелых анафилактических реакций, особенно при повторных исследованиях. В настоящее время используют серологические реакции со специфическим антигеном: реакция латекс-агглютинации, реакция непрямой гемагглютинации, иммуноферментный метод. Следует помнить что положительный титр антител чаще (97%) наблюдается при поражении печени, чем легких (72%). При поражении ЦНС, глаза титр антител может быть отрицательным.
Лечение. Основным методом лечения эхинококкоза является хирургический. Эхинококкотомия может быть выполнена открытым и закрытым методами. При открытом способе операция состоит из двух этапов. Вначале выделяют кисту и без вскрытия ее просвета стенки герметично подшивают к краям кожной раны. Через несколько дней кисту вскрывают и удаляют ее содержимое, а полость дренируют, добиваясь в дальнейшем заполнения последней грануляционной тканью. Закрытый метод эхинококкотомии заключается в том, что после вскрытия кисты во время операции с удалением жидкости, всех дочерних пузырей и хитиновой оболочки полость ее протирают формалином, а затем или дренируют, или зашивают наглухо Кроме эхинококкотомии, используют эхпнококкэктомию - вылущивание паразитарной кисты из тканей или органа. Однако в последнее время более широкое распространение получила резекция части органа с кистой.
Из консервативных методов лечения эхинококкоза наибольший эффект дает мебендазол (вермокс) в высоких дозах (до 10 г перорально в течение двух недель).