
- •Проф., к.Т.Н. Романов в.А. Шахты 2006
- •Введение
- •1 Характеристика олигополистических рынков
- •2 Модели олигополистического поведения на рынке
- •2.1 Модели конкуренции по доле рынка и издержкам производства
- •2.1.1 Равные доли рынка и равные издержки
- •2.1.2 Равные доли рынка и разные издержки
- •2.1.2 Равные доли рынка и разные издержки
- •2.1.3 Различные доли рынка и одинаковые издержки
- •2.1.4 Различные доли рынка и разные издержки
- •2.2 Кооперативные и не кооперативные стратегии конкуренции
- •2.2.1 Модель картеля
- •2.2.2 Разновидность модели картеля – сознательный параллелизм
- •2.2.3 Модель теории игр
- •2.3 Модели ценового лидерства
- •2.3.1 Лидерство доминирующей по цене фирмы
- •2.3.2 Барометрическое ценовое лидерство
- •3 Неценовая конкуренция на олигополистических
- •Библиографический список
2.2 Кооперативные и не кооперативные стратегии конкуренции
У
Со временем,
олигополистические рынки приходят
либо к интенсивной конкуренции (не
кооперативное стратегическое поведение),
либо к сознательному параллелизму
(кооперативное стратегическое поведение).
Если избирается кооперация и сознательный параллелизм, то фирмы будут стремиться избежать прямого конфликта с конкурентами, особенно в сфере цены и выработки. Но если избирается стратегия независимой максимизации прибыли, фирмы, скорее всего, обнаружат себя в агрессивной конкурентной среде, в которой продавцы находятся в прямом конфликте друг с другом по цене и выработке. Модели олигополии, таким образом, могут строиться на кооперации между фирмами или на отсутствии кооперации, и между двумя типами поведения на рынке существует существенная разница. Линия поведения, ведущая в тому или иному типу среды конкуренции, не остается постоянной. Реальные олигополистические рынки могут измениться, иногда очень быстро, и ситуация очевидной конкуренции путем избежания агрессивной конкуренции может обернуться независимой максимизацией прибыли и прямой конкуренцией по цене. Выбор между кооперацией и не кооперацией ведет к различным результатам. Крайними случаями являются открытый сговор и олигопольная война.
Крайняя форма кооперации олигополистов иллюстрируется моделью картеля, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Модель картеля высвечивает два противоречивых мотива олигополистических рынков. Фирмы могут получить выгоду от ограничения конкуренции и раздела рынка, но все картели несут в себе стимул, который является причиной реализации фирмами независимой стратегии максимизации прибыли, что приводит к развалу картеля. Мы также рассмотрим не столь формальный метод кооперации между фирмами, когда фирмы не образуют картеля, но подчиняются молчаливому соглашению не конкурировать. Последняя модель, рассматриваемая в данном разделе, есть модель теории игр и она подразумевает стратегический выбор между кооперацией и не кооперацией на олигополистическом рынке.
2.2.1 Модель картеля
Картель есть формальная организация продавцов (или покупателей), которые стремятся ограничить конкуренцию на непрерывной основе.
К
Картель формируется
с целью ограничения конкуренции и
формирования рыночных условий для
получения членами картеля монопольной
прибыли.
Сущность и последствия деятельности картеля легче всего могут быть объяснены путем использования нескольких упрощающих допущений, которые подчеркивают последствия успешно действующего картеля и выявляют некоторые проблемы, присущие всем ограничениям конкурентного поведения, основанным на тайном сговоре.
Как и ранее, представим, что на рынке конкурируют только две фирмы А и В, что рыночный спрос постоянен и легко прогнозируем и что кривая спроса линейна. Допустим также, что фирмы А и В производят идентичную продукцию и рыночный спрос на продукцию есть также совместный или комбинированный спрос картеля. Следует сделать также два допущения относительно функции производства и издержек, кривые краткосрочных и долгосрочных издержек которых идентичны. Наконец, допустим, что функция производства характеризуется постоянной отдачей от масштаба. Эти допущения упрощают модель, делая функции долгосрочных средних и долгосрочных предельных издержек постоянными.
На рисунке 4 показан картель, состоящий из двух фирм, а также его потенциальная прибыль в условиях упомянутых ранее допущений. Долгосрочные издержки каждой фирмы заданы кривыми LRACA и LRACB, совокупный рыночный спрос задан кривой DТ. Если фирмы жестко конкурируют по цене, наименьшая возможная равновесная цена долгосрочного периода есть цена РС, представляющая собой конкурентную цену. Совокупная выработка двух фирм есть OQC. Подобно конкурирующим фирмам, находящимся в положении равновесия долгосрочного периода, при цене РС и выработке OQC фирмы А и В зарабатывают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, если фирмы А и В формируют картель и ограничивают выработку для максимизации совместной прибыли, то совокупная выработка будет равна только OQM, поскольку это та выработка, при которой предельная выручка фирм (MRT) равна их предельным издержкам (LRMCA = LRVCB). Оптимальная цена картеля (или монопольная цена) равна РМ – что представляет собой наивысшую цену, которую картель из двух фирм может взимать за выработку OQM.
Монопольная прибыль картеля представлена заштрихованным прямоугольником. Для получения максимальной прибыли, фирмы должны так координировать свою деятельность, чтобы совместно производить монопольную выработку. Если по какой-либо причине выработка превысит монопольную, монопольную цену нельзя будет удержать, и прибыль с необходимостью будет ниже максимально возможной совместной прибыли. То есть, если совместная выработка превысит OQM, цена будет ниже РМ, а прибыль не достигнет максимума, представленного на рисунке 4 заштрихованным прямоугольником.
Вне зависимости от того, действуют ли фирмы в условиях, сделанных выше упрощающих допущений, все картели сталкиваются с двумя общими классами проблем, которые должны быть решены, если картель желает добиться успеха. Один класс проблем составляют внутренние проблемы, связанные с несколькими определенными, но связанными друг с другом трудностями. К ним относится процесс переговоров и достижения соглашения по разделу рынка среди членов картеля, контроль за соблюдением соглашения и обеспечение согласованности. Второй класс проблем – это внешние проблемы, касающиеся конкуренции со стороны сторонних фирм и товаров. Оба класса проблем важны и заслуживают дальнейшего рассмотрения.
Организуя картель, фирмы с необходимостью несут издержки заключения сделки и обеспечения соблюдения всеми сторонами ее условий. Может оказаться особенно трудным прийти к согласию относительно раздела рынка и цены в рыночной среде, в которой картели считаются незаконными. Например, в США официальные соглашения о разделе рынка полагаются сговором с целью ограничения торговли, что по Антитрестовскому акту Шермана 1890 года считается незаконным. Но на многих реальных рынках потенциальная прибыль, которую может получить картель, побуждает продавцов войти в сговор, даже если такой сговор является незаконным. На рисунке 4 взаимовыгодное разделение монопольных прибылей явно возможно; участвуя в картеле, каждая фирма может улучшить свое положение. То есть внутренние проблемы картеля, связанные с достижением соглашения об ограничении конкуренции и разделе рынка, вполне решаемы во многих рыночных ситуациях, даже если такое поведение на рынке считается противозаконным.
О
Одной из больших
проблем успешной деятельности картеля
в долгосрочном периоде является проблема
обмана партнеров одним или несколькими
членами картеля, которые нарушают
соглашение и стараются увеличить
собственную прибыль. Условия, делающие
обман выгодным, являются обычными и
широко распространенными
Успех картеля зависит от решения внутренних проблем, выявления и пресечения обмана. Но даже если эти проблемы решены, как это может и быть на некоторых олигополистических рынках, то остаются внешние проблемы конкуренции со стороны других фирм и товаров. Во-первых, речь идет о конкуренции со стороны действующих фирм, которые производят ту же продукцию, но не присоединились к картелю. Например, Организация стран-экспортеров нефти
(ОПЕК) включает в свой состав большинство, но не всех ведущих экспортеров нефти. Некоторые сравнительно небольшие, но важные производители, включая Норвегию и Мексику, решили не вступать в картель. Для малой фирмы (или страны-производительницы нефти) решение не вступать в картель равносильно обману. Картель устанавливает высокие цены, а сторонняя фирма производит без ограничения квоты и свободна преследовать цель индивидуальной максимизации прибыли.
Е
Даже если члены
картеля не будут обманывать друг друга,
картель все еще должен защитить свою
монопольную прибыль от конкуренции
извне от продавцов товаров-заменителей
более низким ценам, чем те, которые максимизируют совместную прибыль.
Скажем еще об одной, может быть, самой серьезной внешней проблеме картеля. Наличие у картеля прибыли наверняка вызовет конкуренцию со стороны новых товаров, которые создаются в расчете на покупателей картеля. В перспективе динамичной конкуренции, все картели должны в конце концов развалиться. Вопрос о том, как долго они просуществуют.
Нижеследующие факторы способствуют или затрудняют формирование картелей.
Законность картеля. Юридический подход к картелям может быть самым разным. Если картели являются незаконными, то заключение соглашения между фирмами является затруднительным. В нормативно-правовой среде, в которой картели являются незаконными как таковые, фирмы вынуждены вести секретные переговоры и картели должны быть подпольными. Если картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы и интересы, риск снижается и неприсоединившиеся фирмы, вероятно, не представляют проблемы.
Количество продавцов. Чем меньше количество фирм, тем легче достичь соглашения о картеле. По мере увеличения количества фирм, возрастают издержки формирования картеля. С количеством фирм возрастает также вероятность того, что одна или несколько фирм не присоединятся к картелю.
Барьеры входа на рынок. Отсутствие барьеров входа на рынок снижает мотивацию организации картеля. Если новые фирмы легко могут войти в отрасль, то новый уровень конкуренции вскорости ликвидирует краткосрочные выгоды от формирования картеля. При таких условиях действующие в отрасли фирмы вряд ли пойдут на расходы по организации картеля.
Идентичность продукции и издержек. Идентичные продукты и издержки в значительной степени способствуют олигополистической координации и вносят положительный вклад в достижение соглашения о картеле. Наоборот, разница в продукции и издержках затрудняет достижение соглашения. При одинаковой продукции и разных издержках фирмы не согласятся на наилучшую для картеля выработку. Производитель с малыми издержками всегда предпочитает большой объем производимой продукции, тогда как производитель с высокими издержками стремится к меньшей выработке. Разница в продукции приводит к потенциально серьезной проблеме соглашения о разнице в ценах на продукцию разных фирм. В случае, если продукция создается по заказу потребителей, соглашения о картеле становятся практически невозможными.
Стабильность и предсказуемость спроса. Если спрос в целом стабилен и относительно легко предсказуем, то фирмы могут легко прийти к соглашению о картеле. В противном случае заключение такого соглашения становится проблематичным. Изменения размеров заказов покупателей также дестабилизируют ситуацию и могут затруднить переговоры фирм о разделе рынка.
Социальные отношения между отраслевыми лидерами и фактор «белой вороны». Соглашения между фирмами достигаются легче, если их руководители находятся в дружеских или просто хороших отношениях между собой. Принадлежность к одному клубу или неформальное общение способствует олигополистической координации и положительно влияет на достижение соглашения о картеле. Если один из отраслевых лидеров в социальном плане является белой вороной, то к соглашению прийти труднее. Например, Генри Форд был необщительным человеком и имел славу эксцентрика. Наличие среди лидеров отрасли подобных личностей снижает вероятность формирования картеля.