Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО КРАЯ.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
687.63 Кб
Скачать

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО КРАЯ

    Русский Север является уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций.

    С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения нового для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века). Поморская культура, маргинальная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своей этнокультурной самоидентификации – сохранение базовых духовных ценностей. Это и явилось одной из причин архаизации поморской культуры. Отсутствие на северных территориях татаро-монгольского ига и крепостного права, а также суровые условия жизни привели к формированию своеобразного характера местного населения: его отличало чувство собственного достоинства, независимость, свободомыслие, что также способствовало закреплению в культуре региона древних русских традиций. Русский Север с полным основанием рассматривается как своего рода заповедник русской культурной традиции. Знакомство с ней оказало огромное влияние на всю культуру России конца XIX – начала XX вв.

    Внимание к истории и культуре Русского Севера значительно усилилось в XIX веке. Споры о самобытности России, о богоносности русского народа вызвали волну интереса к событиям ранней истории и к народной культуре. Русский Север представлял оазис, где народная культура сохранялась в относительно незамутненном, первозданном виде. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре. Одной из таких сенсаций стало открытие П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом в 70-е годы XIX века в Олонецкой губернии живого былинного эпоса. В 80-е годы огромное воздействие произвели материалы, привезенные В. В. Сусловым из экспедиции по изучению деревянного зодчества Архангельской и Олонецкой губерний. В начале XX века Н. Е. Ончуков обнаружил живое бытование народной драмы. Сенсационное открытие в начале XX века общественностью России Западной Европы русской иконы во многом было связано с расчисткой северных икон, в первую очередь новгородских. Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только корифеев отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Северное зодчество было творческим импульсом для создания в архитектуре «неорусского стиля». Существовавшие на Севере уникальные промыслы – холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари – распространились по всей России.

    "Влияние культуры Русского Севера на общерусскую культуру было постоянным, многообразным и во многом судьбоносным". (Н. В. Бицадзе).

Буторина Т. С.,  профессор Архангельского государственного технического университета.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА

Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных козулей и т.п.

Н ародно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) ;и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду – вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки – «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью;  берестяные емкости – туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.

Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, как прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.

Е сли производство прялок считалось преимущественно мужским делом, тодомотканное искусство являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платьяв подлинные произведения искусства.

В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали«царских» мест, царские врата, киоты, аналои, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

Буторина Т.С,  профессор Архангельского государственного технического университета

Резьба и роспись по дереву

Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В северном лесном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Любовь к узорочью ярко отразилась в фольклоре нашего края. Как пример можно привести отдельные отрывки из былин и песен архангельского Севера и Заонежья. Вот один из них, описывающий украшение корабля:

Маленький кораблицок!

Да как нос-корма по-звериному,

Да бока сведены по-лошадиному,

Да как вместо глаз было врезано

Да по дорогу, по самоцветному по камешку.

Декоративное искусство было той областью, где русский народ сумел создать совершенные по красоте произведения. Много внимания уделялось украшению жилища.

Р езные доски - подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец - украшали русскую избу. Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Замкнутый в кругу практически полезных вещей, он в то же время их художественно преображал. Каждая вещь, не теряя своих бытовых свойств, превращалась в произведение искусства.

Для наиболее старых вещей, дошедших до нас от конца XVII и первой половины XVIII века, характерны выразительность и монументальность форм, сила орнамента. Вещи делались "на век", материала не жалели. В любом крестьянском предмете в глаза бросается его прочность, но в то же время и всегда выступает красота материала, обработанного топором и ножом, нередко без пилы. 

Д олото появилось в деревенском обиходе поздно - лишь в XVIII веке.

Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев - "кап". Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы - бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака.

Крестьянское искусство, разносторонне выразившее себя в орнаментации, обладало сильным чувством ритма, которое выражалось в любви к повторению узоров, в желании подчеркнуть равновесие форм, симметричность в построении, как частей предметов, так и орнаментов.Орнамент всегда подчинялся размерам и изгибам поверхности вещей. Он укрывал ее равномерно, спокойно, подобно куску ткани. В раскраске преобладали звучные локальные цвета, среди которых любимым был тон пылающей киновари, алый, как заря, дополненный зеленым, желтым, сдержанно-коричневым и редко синим; этот цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера.

Основой крестьянского искусства было ремесло. 

В работах деревенских художников видны сноровка, уменье, большая выдумка. В далеком прошлом, еще в допетровской Руси, возникли многочисленные промыслы по деревням и селам, в которых жили мастера-прялочники, бурачники, красильщики… На Русском Севере сохранялось наибольшее количество первоначальных деревенских промыслов. Условия Севера способствовали их развитию. Малое количество пахотной земли, сильная заболоченность, обилие леса вели к организации домашних ремесел: резьбе по кости, выделке прялок, набоечно-красильному, не говоря уже о чисто хозяйственных промыслах. С другой стороны, этому способствовала торговля, развивавшаяся по берегам Северной Двины, по которой проходили торговые пути из Москвы и крупных городов средней части Руси к Белому морю. Это отражалось на всем строе местной художественной культуры, проникнутой многочисленными влияниями, насыщенной сложными формами. Зато в районах Пинеги и Мезени, более оторванных от остального мира, больше было замкнутости и неподвижности.

И менно здесь еще в конце прошлого XIX века сохранялись самые архаические формы крестьянского искусства, соответствовавшие архаическому жизненному укладу (сошное земледелие, курные черные избы, освещаемые лучиной; одежда, изготовленная из домотканого полотна). Здесь же производились мезенские прялки с самым архаическими орнаментом из всех известных.

По реке Тотьме, около Великого Устюга и почти во всех районах, прилегающих к Северной Двине, делали посуду. При этом всюду существовал свой тип изделий.

Декоративная изобразительная пластика изделий народного искусства из дерева вбирает в себя широкий диапазон решений от символов и знаков до мотивов и сюжетов. Первоэлементом резного или расписного декора являются символ, мотив, сцена. Так в росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

Немаловажное значение имела роспись фасадов и интерьеров крестьянских построек. Самые ранние росписи жилых домов на территории Архангельской области датируются 1840-ми годами; хотя сам факт расписных строений упоминается в исторических источниках уже в XVII столетии. Росписью украшали фронтоны фасадов, подшивку свесов кровли и нижней части балконов, ставни и наличники.

В интерьере, как правило, украшали перегородки, стенки, ограждающие печь - "опечье", подвижную мебель, шкафы, реже - двери и стены. Крестьянские мастера расписывали предметы обихода: прялки и короба, дуги, сани, различную мебель, даже кладбищенские кресты. Порой они сами изготавливали утварь и орудия труда, а затем и расписывали их, достигая тем самым стилистического единства в оформлении северного крестьянского дома различных районов области. Зачастую те же мастера украшали росписями фасады и интерьеры деревянных храмов: тябла иконостасов, "неба" 

( потолка), двери и порталы, аналои и резные иконы. В художественном отношении такие росписи представляют самостоятельные и вполне законченные произведения. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы по дереву, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой.

Мастера - профессионалы или народные художники нередко организовывали артели "красильщиков" или работали семьями, уходя на работу далеко за пределы своих земель. С середины XIX века начался упадок народного искусства. В крестьянский быт проникают безвкусные рыночные вещи. Народные ремесла все более приспособляются к зыбким вкусам городского потребителя. Старинное крестьянское искусство вымирало, сохраняясь лишь в далеких уголках Севера, среди лесных просторов Пинеги и Двины.

На территории Архангельской и соседней Вологодской областей можно выделить несколько историко-культурных территорий, где были распространены и до сих пор сохранились различные типы народной росписи (см. "Центры народной росписи"). Это западные районы Архангельской и Вологодской областей (Поонежье и Каргополье); Поважье (территория вдоль реки Ваги); территории вдоль рек Северной Двины (красноборские и верхнетоемские типы росписей), Пинеги и Мезени.

В оформлении страниц раздела использованы фотографии и иллюстрации из книг:

Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.

Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1983.

Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера. - Москва, 2007.

Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера. - Архангельск, 1998.