- •Пьер Абеляр
- •Свободомыслие
- •Социально – экономическое и политическое положение Франции в 11-12вв.
- •Автобиография Пьера Абеляра - «История моих бедствий»
- •Мировоззрение и философские труды Пьера Абеляра
- •Духовная культура: ценности эпохи
- •12Век –время расцвета средневекового образования, возникают школы и появляются первые университеты.
- •Заключение
Духовная культура: ценности эпохи
На фоне общих изменений, происходящих в мире, когда возникают новые деревни и города, цветущие поля и виноградники, развивается торговля и ремёсла, появляются новые ценности, которых раньше не было, преобразуется быт и нравы людей –изменяется и их внутренний мир. Повсюду брожение и стремительное развитие и сама мысль о замедлении невыносима. Религиозное чувство приобретает иной оттенок: начинает утверждаться убеждение, что взаимоотношения с Богом являются личным делом каждого и что спасение можно заслужить, ведя определённый образ жизни. С Апокалипсиса Иоанна Богослова взгляд переходит на Деяния Апостолов и само Евангелие, люди, непривыкшие к новому миру и не нашедшие ответы на многие свои вопросы в Откровениях пытались найти модели поведения в других книгах Священного Писания. Этот переломный период нашёл отражение и в искусстве.
Примерно с 70 –гг 11 и на протяжении всего 12 века идёт объединение аббатств в конгрегации, что поощряло их совместные искания не только религиозно – возвышенного толка, но и эстетического, они предпринимались вначале в обособленно в Турню, в аббатствах Сен – Бенинь в Дижоне и Сент – Илер в Пуатье. К 1100 г самым могущественным из этих конгрегаций был Клюнийский орден, самым же значительным памятником является новая церковь аббатства Клюни, построенная всего за несколько лет, благодаря притоку золота из Испании и серебра из Англии. Церковь эта отличалась роскошью убранства, в этом Божьем дворце царил праздник, а глаз пленяли невиданные до того пышность и великолепие. Ибо клюнийские монахи всерьёз считали себя князьями, составляющими двор Всемогущего, придворными неземного Двора. Если ангелы и архангелы – это воинство Божье, то себя они считали не менее, чем слугами этого воинства. Дворянами самого высшего земного ранга. Они были убеждены, что их долг состоит в совершении со всяческой пышностью непрерывной службы и что для этой цели необходимо расточать бесчисленные сокровища.
Несомненно, тенденция, вышедшая из монастырской традиции и доминирующая в клюнийской эстетике по –прежнему выражала стремление подготовить дом Спасителя к Его триумфальному возвращению, приветствовать его и встретить как царя. Подобное намерение вызывает дерзкое новшество: украшение порталов базилик крупными скульптурными изображениями, подобными тем, что когда то украшали триумфальные арки в языческом Риме. Искусство 12 века отличается свободой и относительной смелостью. Повсюду мы видим человеческие лица, в которые заботливый и талантливый мастер вдохнул жизнь. Они не столь аскетичны, а скорее, наоборот, праздные, но в то же время призывающие задуматься над нашей жизнью: для чего мы рождаемся, куда идём и куда в конце концов уходим. На что похожи ад и рай, если оно есть, а для человека 11 -12 вв, с детства изучающего Святое Писание, они существуют и его живое воображение, хоть и стремится отрешиться от всего суетного, но, тем не менее, оно хочет видеть картины того мира здесь. Все пороки и добродетели мира Горнего переносятся и на мир Дольний, все наши дела при жизни соотносятся и с миром загробным. Подобным же образом человеческое общество предстаёт на фресках монастырей в идеальных структурах, согласных с волей Бога: 3 сословия – крестьяне, рыцари, духовенство, причём первые два подчинены монахам, взирающим на мир, от которого они отделились, с высоты своего совершенства. Такие изображения во множестве появляются на стенах и под сводами бенедектинских монастырей. Их назначение в том, чтобы молитва монаха воспаряла ввысь, переходя от образа к образу, предоставляя им размышлять только о Боге. Художественные воплощения их размышлений, украшающие монастырские галереи, обнаруживают 2 тенденции, одна из которых принадлежит прошлому, а другая будущему и их противоположность проявлялась с тем большей силой, чем дальше заходил прогресс.
1.Эхо Евангельского послания, призывающего не пренебрегать плотью, являющееся частью личности каждого человека, даже Христос был во плоти.
2.Сказывается дух древнего пессимизма, склонный к осуждению всего, что не является чисто духовным, неизменно видящим повсюду козни зла и само зло в любых проявлениях телесности –зачастую на основании мнимых видений, и множества признаков, кроющихся за кошмарами, порождёнными хронической неудовлетворённостью.
« Господи, если монахи не краснеют за всю эту бессмыслицу, то хотя бы подумали, во что она обошлась». Этот осуждающий голос, заявлявший, что в Клюни предали дух монашества, принадлежал тому самому оппоненту Абеляра, его закоренелому врагу Бернару из Клерво. Как уже говорили, он был несравненным проповедником, его слова были подобны грому. Он сделал особым объектом своих обличений клюнийских монахов за их тягу к роскоши и удобствам. Он же предлагал иной стиль монашества и монастырского искусства – цистерцианский стиль. Эта идея была сама по себе ретроградной. Она сводилась к сопротивлению соблазнам, пусть самым полезным, прогресса. Отсюда возврат к принципам бенендектинского монашества, а значит и разрыв между общиной и современным миром, её большую изоляцию, уход в пустыню. Цистерцианци не давали увлечь себя суетными ритмами быстротечного существования, а вернулись к размеренной жизни, к простой пище, к скромной одежде и строгой литургии. За 30 лет было построено 300 монастырей цистерцианского ордена , рассеянных по всей Европе. Во второй половине 12 века обнаружилось противоречие между их проповедью аскетизма м успехами хозяйства, окружающие стали замечать рост их амбаров. Теперь общество требовало, чтобы институт монашества не уединялся в глуши, а занимался его делами. Они хоть и объявили себя нищенствующим орденом стали разрастаться за счёт даримых денег, которые они никуда не отдавали, их капиталы росли –рос и уровень жизни монастырей. Как заметил Гольбах: «духовенство было бы весьма недовольно, если бы их труды оплачивались исключительно духовно!»
Для людей, не сумевших порвать со всеми мирскими заботами и укрыться за стенами монастыря, существовало другое средство смыть грехи: паломничество. Это было средство покаяния, очищения, подготовки к Страшному суду. Это был и своего рода символ, прелюдия к переходу в иную вечную жизнь. Также это было и удовольствие: путешествие по далёким странам доставляло развлечение удручённым серостью этого мира. Путешествовали группой, компанией приятелей. Отправляясь в такие путешествия( в Сантьяго де Компостела или в Иерусалим) рыцари неизменно брали с собой оружие, надеясь потеребить нервы и кошелёк неверных. В ходе таких паломничеств и родилась идея священных походов против мусульман.
Росла религиозная экзальтация, усилились крайние проявления аскетизма, самоистязания, отшельничества. Во всей Европе распространились апокалиптические ожидания скорого конца света. Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым духовным подвигом достичь спасения. Из мифологизированных представлений о Востоке и его сокровищах и отождествления его с библейской Землёй Обетованной, ставшей достоянием неверных, и родилась идея особого, священного паломничества, войны ради Господа и освобождения его Гроба. Уже в 1074 г Григорий7 призвал Запад защитить христианскую религию на Востоке, оказав помощь Византии в борьбе с иноверцами – захватчиками. Византия переживала тяжёлую междоусобицу и терпела поражения от печенегов и норманнов, овладевших всей Южной Италией и частью Северной Греции (1071, 1081гг). В это же время тюрки – сельджуки принялись захватывать Малую Азию, Сирию, Палестину.
Правивший с 1081г Византийский император Алексей1 из рода Комнинов вступил в переписку с папой Урбаном2(1088 -1099гг), ( Оддон де Лажери, бывший приор аббатства Клюни и кардинал – епископ Остии), рассчитывая на поддержку папства в организации помощи восточному христианству. Тогда папа постановил объявить Великий военный поход христианского рыцарства( название «крестовый поход» появилось значительно позже) с целью освободить из рук сарацинов Иерусалим и остальные места, освящённые пребыванием в них Христа. Значительная часть рыцарства объединилась вокруг «наместника Христа», что возвратило папству практически утраченные в ходе конфликтов с германским императором силу и блеск, ослабило антиримские настроения. Урбан2 лично отправился во Францию, чтобы в октябре 1095г на синоде в Клермоне – столице Оверни – провозгласить первый крестовый поход. Тем же, кто поддержит этот святой призыв папа клятвенно обещал «силой, полученной им от св. Петра»,дать полное отпущение грехов. В первый раз в истории существования христианства было употреблено выражение «отпущение грехов», по – латыни – indulgentia, которой позднее часто изобиловали папские документы. «Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями . Пусть справедливо бьются с варварами те, кто раньше сражался против братьев и сородичей. Так хочет Бог!» -эти слова в едином порыве повторяли все собравшиеся .Также в период понтификата Урбана2 во Франции появилась новая ветвь реформированного ордена св. Бенедикта в монастыре в Сито.
Первый крестовый поход начинается в 1096г, когда из Шампани, Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелкопоместных рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Ими предводительствовали проповедники, священники или обедневшие сеньоры. Их путь лежал к Константинополю, вдоль Рейна, через Венгрию, Белград и Пловдив и был отмечен еврейскими погромами в городах Франции и Германской империи( в евреях видели врагов, убийц Христа, а задолжавшие еврейским ростовщикам немало денег рыцари и горожане только разжигали эти настроения.) Лишённые пополнения продовольствия, крестьяне – пилигримы грабили и бесчинствовали в Венгрии и Болгарии, на византийской территории, нередко встречая отпор мирного местного населения. Деморализованные отряды прибыли к Константинополю в августе 1096г, император Алексей1 переправил их через Боспор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками. Попавшие в плен были проданы в рабство и лишь небольшая часть смогла спастись бегством в Константинополь.
В августе 1096г рыцарские ополчения тронулись колоннами из Лотарингии под предводительством Готфрида4 Бульонского. Из Южной Франции двинулась армия, предводительствуемая графом Тулузы Раймундом 4 Сен – Жилем. Эта армия избрала старинную дорогу через Далмацию на Константинополь – Виа Эгнациа. Из Северной и Средней Франции направились отряды герцога Нормандии Роберта Гюискара, в составе его войска были рыцари Англии и Шотландии; графа Блуа и Шартра Этьена и графа Фландрии Роберта 2. Проход войск через территорию Византии вновь был ознаменован разбоем. Больших усилий потребовалось от Алексея 1, чтобы добиться от предводителей обязательств вернуть империи завоёванные у сельджуков земли. В апреле – мае 1097 г отряды крестоносцев были переправлены в Малую Азию.
Более 7 месяцев шла осада крепости Антиохия. У истощённых голодом экзальтированных людей стали появляться галлюцинации, пророческие сны и видения, тогда один из клириков объявил, что спасение произойдёт, когда в одном из храмов Антиохии отыщут священную реликвию: наконечник копья Лонгрина, который тот вонзил в тело Христово. Реликвия была найдена и с неимоверным воодушевлением крестоносцы смогли победить осаждавшую теперь крепость и город армию Кербоги. 15 июля 1099г приступом был взят Иерусалим, руководил процессом Готфрид Бульонский.Через две недели в Риме скончался Урбан 2. За три дня Иерусалим был разграблен, а большая часть жителей вырезана. Официальная цель первого крестового похода была достигнута – Гроб Господень освобождён. Уже в 1100 г на Восток двинулись новые массы людей, на подмогу Христову воинству.
Второй крестовый поход(1147 -1148гг). Папа Евгений 3 в 1145 г издал Булу, призывающую к очередной священной войне. Проповедь похода была поручена Бернару Клервосскому. Поход возглавили король Франции Людовик 7 и германский император Конрад 3. Начавшись в 1147 г, он успеха не получил, так как немецкие рыцари были разгромлены у Дорилея, а французы потерпели поражение при осаде Дамаска в 1148г. После него обозначились серьёзные противоречия между Западом и Византией.
