- •Введение
- •Глава 1. Биография. Истоки и начало карьеры
- •Глава 2. Большая политика Збигнева Бжезинского
- •Глава 3. Победа Бжезинского. 80-е - начало 90-х. Достижение мирового доминирования
- •Глава 4. Стратегия мирового лидерства сша. Время интеллектуальной борьбы для Збигнева Бжезинского
- •Глава 5. Бжезинский: Подчиненная Россия и её независимые соседи
- •Глава 6. Новая мировая политическая система
- •Глава 7. Бжезинский. Жизнь в политике
- •Литература
Глава 5. Бжезинский: Подчиненная Россия и её независимые соседи
Появление независимого государства Украина Збигнев Бжезинский считает одним из наиболее значительных феноменов XX века в Европе. «Первое событие - распад в 1918 г. Австро-Венгерской империи. Второе - раздел Европы в 1945 г. на два блока. Появление независимой Украины может считаться третьим событием, поскольку оно знаменует конец имперской России» («День», 17.12.1999).
После крушения Советского Союза Бжезинский посвятил себя разработке плана независимого статуса Украины, что стало началом его работы над тем, чтобы не допустить возрождения России как супердержавы. При этом он отстаивает интеграцию России в западную систему и «геополитический плюрализм» на пространстве бывшего Советского Союза. Он разрабатывает «план для Европы», который предусматривает расширение НАТО в прибалтийские республики. Его усилия принесли плоды через несколько лет, когда три прибалтийские республики были интегрированы в НАТО в 2002 году. План Бжезинского включал три этапа.
Первый этап: блокирование Леонида Кучмы и перетекание власти от Кучмы к Ющенко. Второй этап: нейтрализация других конкурентов Виктора Ющенко на президентских выборах. Третий этап: формирование постоянного управляемого конфликта между Россией и Украиной:
- Формирование интенсивного конфликтного поля между Россией и Украиной, активация всего спектра разногласий.
- Использование военно-технического сотрудничества с Россией для подрыва военно-технического потенциала России и, таким образом, срыв всех совместных проектов в области высоких технологий.
- Установление контроля НАТО над украинскими вооруженными силами и спецслужбами.
- Блокада Черноморского флота и российских коммуникаций.
- Присоединение Украины к санитарному кордону вокруг России.
- Введение визового режима между Россией и Украиной.
- Полное вытеснение русского языка в Украине, запрет на его использование в государственных учреждениях и СМИ.
- Приватизация газопроводов, энергосистем и других остающихся экономически эффективными предприятий в интересах польского и другого восточноевропейского бизнеса, участвующего в финансировании организаций, финансирующих антикучмовские выступления.
Цель такого управляемого российско-украинского конфликта - блокировать развитие России, обеспечить доминирование США и Польши в Восточной Европе и Евразии. План примечателен тем, что создавался еще во время президентства Кучмы. Существует мнение, что и «оранжевая» революция не прошла без участия Збигнева Бжезинского, который помогал формированию «неорганизованных» групп, сидевших на Майдане.
Бжезинский уделяет большое внимание развитию Украины и, что самое главное, становлению ее независимости от России: "Судьба Украины больше связана с судьбой России. Однако если Украина хочет сохранить свою независимость, ей придется стать частью Центральной Европы", ей придется сполна участвовать в связях Центральной Европы с НАТО и Европейским Союзом. Принятие Россией этих связей тогда определило бы собственное решение России также стать законной частью Европы. Отказ же России стал бы равносилен отказу от Европы в пользу обособленной ""евразийской" самостоятельности и обособленного существования". Выбрать такую самостоятельность, считает Бжезинский, - это значит для России стать "евразийским изгоем", то есть по-настоящему не принадлежать ни к Европе, ни к Азии и завязнуть в конфликтах со странами "ближнего зарубежья". Таким образом, решающим этапом определения Россией своего будущего должен быть выбор отношения России к самостоятельности Украины, к ее вступлению в ЕС и НАТО. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Без Украины Россия все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским государством и, скорее всего, была бы втянута в изнуряющие конфликты с поднимающей голову Средней Азией, которая, произойди такое, была бы обижена в связи с утратой недавней независимости и получила бы поддержку со стороны дружественных ей исламских государств юга.
Политолог считал необходимым включение в будущем Украины в НАТО. Украина - наиважнейшая страна Восточной Европы. Появление особого треугольника сотрудничества «США - Польша - Украина» спровоцировано Бжезинским. Тем не менее, в настоящее время, политолог часто заявляет, что включение Украины в НАТО осложнено и не произойдёт раньше включения Турции. Несмотря на это, Бжезинский продолжает использовать своё влияние для создания особо доверительных американо-украинских отношений. Главной опорой «уз» являются украинские власти, которые должны, по идее Збигнева, развивать националистические устремления, ограничивать ностальгические воспоминания относительно совместного существования с Россией. Бжезинский очень желает увидеть модернизированную европейскую границу между Украиной и Россией. В «Великой Шахматной доске» он писал: «Кроме того, тяжелая рука России в обращении с новым украинским государством: ее нежелание признать границы Украины, ее сомнения в отношении права Украины на Крым, ее настойчивые притязания на исключительный экстерриториальный контроль над Севастополем - все это придало пробудившемуся украинскому национализму явную антирусскую направленность».
Политолог очень избирательно подходит к изучению отношений и истории России и Украины. Подобный идеологизированный подход, к сожалению, находит своё воплощение в реальной американской политике.Более того, не является секретом тот факт, что Бжезинский сколотил так называемый «Американо-украинский консультативный комитет», своего рода "главный штаб" по лоббированию интересов Украины в США. В списке его руководящих органов (с американской стороны) упоминались такие имена, как Джордж Сорос, Генри Киссинджер. Нельзя забывать, что сын Бжезинского, Марк работал в посольстве США в Украине, работая над реализацией идей отца. Подталкивала Малороссию к «необходимости» вступления в НАТО политика Мадлен Олбрайт, проводившая политику американского доминирования (вполне разделяя взгляды своего учителя). «Особое внимание» Бжезинского к Украине сделало его «большим другом» украинской нации. Он стал почетным гражданином города Львова. Приезды Бжезинского в Украину в СМИ преподносились как стремление построения доверительных отношений с Вашингтоном. Бжезинского иногда даже называли лоббистом украинских интересов. Конечно, эти мнения остаются лишь голословными заявлениями. Бжезинский всегда руководствовался политическими интересами Америки, иногда Польши. Украина же для него скорее важный геостратегический объект, с которым необходим тесный контакт, необходимая фигура в сложной шахматной партии.В течение 90-х Бжезинский являлся специальным посланником президента США для продвижения самого крупного проекта нефтяной инфраструктуры в мире - нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот проект являлся наилучшей конкретизацией его устремлений не дать России встать на ноги. Одновременно он руководит с 1999 года "Американским комитетом за мир в Чечне" (American Committee for Peace in Chechnya), находящийся в помещении 'Фридом Хауса' (Freedom House).
Он утверждает, что в этой должности он способствует мирным переговорам между российским правительством и борцами за независимость под руководством Масхадова. Но его деятельность, тщательно облеченная в благие 'демократические' намерения, все хуже маскирует реальность, а именно - тайную помощь сепаратистам для поддержания периферийной войны, как в Афганистане, ради ослабления России и отстранения ее от ресурсов Каспийского моря.Регион Средней Азии Бжезинский считал наиважнейшим на евразийском континенте, а, следовательно, во всей мировой политике. В своём крупнейшем труде он писал, что после развала СССР в районе Средней Азии возникла «черная дыра» - район громадных экономических ресурсов, освободившийся из-под тотального влияния России. Этот регион чрезвычайно важен, он открывает путь к мировому лидерству. Отсюда необходимость для США в хороших отношениях с Турцией (их удалось добиться в 90е) и Ираном. Бжезинский уверен, что США вынуждены добиваться лояльности Тегерана (возможно, силовым путём). Работая одновременно консультантом BP-Amoco и Freedom House, Бжезинский отвечает в Азербайджане за то, чтобы поправить имидж лидера Гейдара Алиева. Для этого он, не колеблясь, называет диктатора 'хорошим парнем' в интервью для 'Нью-Йорк Таймс'.
В оправдание англосаксонской поддержки диктатуры Алиева Бжезинский охотно выдвигает аргумент, что после семидесяти лет коммунистического правления нельзя ожидать, чтобы Азербайджан и другие республики бывшего Советского Союза стали демократическими за такой короткий промежуток времени. Хотя политические репрессии режима Алиева в последние годы усиливались пропорционально уменьшению не оправдавшихся надежд в отношении богатств Каспийского моря, Азербайджан, тем не менее, перешел из разряда 'не свободной' страны в разряд 'частично свободной' в классификации 'Фридом Хауса'. В то же время госсекретарь и ученица Бжезинского Мадлен Олбрайт пригласила в 1999 году Гейдара Алиева на празднование юбилея НАТО.
С этой же целью - проникновения НАТО, чтобы позволить западным интересам, особенно нефтяным, укорениться в регионе - Грузия, Азербайджан и Украина организовали совместные военные учения 16 апреля 1999 года в рамках программы НАТО 'Партнерство ради мира'.
По инициативе "Американского комитета за мир в Чечне", руководителем которого является Бжезинский, с 16 по 18 августа 2002 года в Лихтенштейне прошла встреча между главными лидерами чеченского движения. Эта встреча произошла через два месяца после встречи Басаева и Масхадова, на которой был заключено соглашение о совместном командовании 'военными силами Чеченской республики Ичкерия'. Участники высказали мнение, что Чечня больше не может входить в состав России, что необходима большая автономия и что настоятельно необходимы переговоры с Масхадовым. Но был ли захват заложников в Беслане, ответственность за который взял на себя Басаев, частью процесса требования независимости Чечни или процесса дестабилизации России? Так как главным следствием этой акции стало возрастание напряженности между Северной Осетией и соседней Ингушетией, то есть еще большая 'балканизация' региона, то здесь возникают вопросы.
Бжезинский заклеймил «безразличием и невежеством» позицию президентской администрации США относительно российской политике в Чечне: безразличие к трагедии Чечни и невежество в вопросе об ее истоках. Особенно его возмутили слова президента о том, что он «не симпатизирует чеченским повстанцам». Бжезинский требовал не только морального осуждения Москвы, но и санкций - прессинга по всему международному полю. «Победа в чеченской резне», как он выразился, приведет к тому, что «в России власть захватят наихудшие элементы, такие, как полковник Путин и другие полковники КГБ и армии. И Путин станет следующим президентом России». Напомню, что все это происходило незадолго до памятного "новогоднего" обращения Б.Ельцина (в который раз темный кардинал мировой политики Бжезинский заранее предугадал развитие событий). Во-вторых, сказал Бжезинский, дистанцирование США от событий, происходящих в Чечне, приведет к нестабильности не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье и в Средней Азии, в результате чего «международное сообщество потеряет доступ к этим регионам» и к нефтяным месторождениям в России («Известия», 11.12.1999).
Бжезинский в одном из интервью в 2005 году высказывал своё мнение о цветных революциях в бывших республиках СССР. Он утверждал, что, несмотря на попытки команды Путина навязывать странам бывшего союза свою политику, свободная молодежь молодых стран-соседей России сбрасывает с себя гнёт авторитарных прокремлевских групп. Это подтверждают волнения в Киргизстане и мирные революции в Грузии и Украине. В Белоруссии пока власть в руках примитивного диктатора, поддерживаемого Путиным. Все соседи России или боятся или презирают её сейчас. Символичны визиты в Прибалтику и Грузию Буша по пути на празднование 60-летия победы нацизма (Бжезинский нигде не упоминает о победе России). Збигнев осуждает Россию, которая до сих пор не признает пакт Молотова - Риббентропа как раздел Гитлером и Сталиным Европы. В Грузии она до сих пор располагает базой и поддерживает сепаратистские движения, в то время как борется с ними в Чечне. Бжезинский требовал от России официального осуждения сталинизма, господства в Восточной Европе в течении 45 лет. Такие высказывания вскрывают нездоровый характер русофобии Бжезинского. Он часто лишался крупного поста из-за чересчур радикальной точки зрения, но до сегодняшнего дня ему так и не удаётся смягчить позицию по отношению к России.
Будущее, как он считает, за молодым поколением, которое не будет так привержено прошлому, которое нужно скорее похоронить. Бжезинский выразил восхищение теми, кто 4 недели сумел высидеть на площади за идею «демократии». В пример остальным лидерам он ставит Ющенко и Саакашвилли. Основной же задачей для Буша в России Бжезинский видит необходимость найти подобных лидеров (как Ющенко) в Москве. Политолог уверен, что в скором времени это будет сделать несложно, так как произойдёт переориентация молодежи, которая «поймёт» необходимость уничтожения архаических пережитков коммунизма. Бжезинский верит, что когда-нибудь выпускник Гарварда или высшей школы бизнеса в Лондоне займет место, занимаемое сейчас выпускником КГБ. Соседи России станут демократическими, как только она сама станет таковой.
Збигнев Бжезинский считает, что Владимира Путина можно сравнить с итальянским фашистским диктатором Бенито Муссолини. Об этом он заявил в своей статье, опубликованной в Wall Street Journal (2005). По мнению политолога, нынешний режим в России "во многом похож на фашизм Муссолини" - во времена, когда в Италии у власти находились фашисты, существовала централизованная власть, был введен контроль над экономикой без ее национализации, "фашистский режим сопровождался распространением чувства национального величия, дисциплиной и возвышенными мифами о славном прошлом". Бжезинский считает, что централизация власти в России - это традиция, "которая питает шовинистическую паранойю относительно того, что политический плюрализм почти неизбежно повергнет саму Россию в пучину развала". "Воспитанники КГБ, в том числе Путин, - пишет Бжезинский, - считают аксиомой, что если Россия должна стать могучей и сильной, то она должна управляться сверху вниз". По мнению Бжезинского, в результате Москва стала "теплым местечком для паразитирующей политической элиты, которая отождествляет интересы России со своими собственными интересами", а регионы "продолжают биться в стагнации". Политолог очень болезненно относится к возможному величию России. Такое отношение выдаёт в человеке страх и, соответственно, неприязнь.
Самое страшное то, что часто идеи Бжезинского реализовывались. Страшно то, что с приходом в страну «демократии» американского типа умирают национальные особенности. Страна приобретает некоторую искусственность. Борьбу в первую очередь начинают вести против уникального духа народа этой страны. Стирается память о лучшем прошлом. Акцент делается лишь на том, что необходимо для подтверждения свободолюбивости народа и его исторического «стремления» к демократии. В связи с этим сомнительным выглядит будущее Кубы. Сложно представить эту страну без Фиделя Кастро. Без него остров вновь превратится в американский курорт, будет задушен уникальный, милый сердцу многих коммунистический дух, смешанный с географическими особенностями страны. К сожалению, демократия американского типа не щадит ни одно государство. Даже небольшое приближение к общему мировому правительству ведёт к всеобщему усреднению, стирает уникальные различия. Если смотреть с этой стороны, общемировое постиндустриальное общество уже не выглядит столь привлекательно.
Реализация доктрины Бжезинского, согласно которой «держава, господствующая в Евразии, будет контролировать два самых развитых и экономически продуктивных региона мира», связана с расширением НАТО на восток, над чем администрация Клинтона работала особенно активно. Но как ему удается «продать» эту необходимость европейцам? «Европейский регион, расположенный на западной границе Евразии и в непосредственной близости к Африке, более всего подвергается риску со стороны возрастающего глобального хаоса, чем более политически единая, более мощная в военном отношении и географически более изолированная Америка. Европейцы подвергнутся большему риску, если внешняя политика России будет стимулироваться шовинистическим империализмом», - объяснял он в обозрении 'National Interest' в 2000 году. Это все проясняет: размещение сил НАТО вокруг России было превентивной мерой. Если она отреагирует тем, что перейдет к обороне, это будет доказательством того, что она хочет восстановить свою империю и снова стать тоталитарной.
