
- •Введение
- •Глава 1. Биография. Истоки и начало карьеры
- •Глава 2. Большая политика Збигнева Бжезинского
- •Глава 3. Победа Бжезинского. 80-е - начало 90-х. Достижение мирового доминирования
- •Глава 4. Стратегия мирового лидерства сша. Время интеллектуальной борьбы для Збигнева Бжезинского
- •Глава 5. Бжезинский: Подчиненная Россия и её независимые соседи
- •Глава 6. Новая мировая политическая система
- •Глава 7. Бжезинский. Жизнь в политике
- •Литература
Глава 3. Победа Бжезинского. 80-е - начало 90-х. Достижение мирового доминирования
В 1981 году с приходом к власти Рональда Рейгана (1981-1988) Бжезинский продолжил свою академическую карьеру: в Колумбийском университете в качестве профессора американской внешней политики и в Джорджтаунском университетском Центре стратегических и международных исследований в качестве старшего советника. Центр занимается программами в сферах энергетики, государственной безопасности, международного бизнеса, превентивной дипломатии и международной организованной преступности. Бжезинский начинает читать в Колумбийском университете курс Внешней политики США. В это время его студенткой становится Кондолизза Райс. В 1985 году его преподавательская деятельность переносится в университет Джона Хопкинса.
В то же время он стал консультантом и где-то даже наставником тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, что нашло свое отражение в проводимой ею политике американского доминирования. Олбрайт была одной из лучших учениц Бжезинского и начала работу с ним еще в команде Картера, будучи референтом Збигнева. В своих отчетах Бжезинскому Олбрайт так тонко подмечала чужие ляпы, что эти серьезные документы теперь читаются как юмористические рассказы. Как-то в конгрессе обсуждался вопрос об американских заложниках в Иране (их захватили в 1979 году, когда к власти там пришел аятолла Хомейни). И Олбрайт в своем отчете процитировала одного конгрессмена: "Я поддерживаю силовые действия в Иране при условии, что они не приведут к насилию". Позиция Олбрайт сформировалась под сильным влиянием русофоба и радикала Бжезинского.
Бжезинский приветствовал многое в политике Рейгана. Политика приобрела антисоветский характер. Широко была развёрнута система санкций уже не такого сильного Советского государства, подрывавшая экономику. Начались обоюдные «укусы», провокации, показательные акции с обеих сторон. США шли на сокращение экспорта в СССР. Сложилась система взаимного недоверия.
Бжезинский продолжал поддерживать отношения с движением «Солидарность». В 1973 году в Польше было введено военное положение почти на полгода. За это время в стране было арестовано почти 12 тыс. человек. «Солидарность» была объявлена вне закона. Лишь поддержка Соединенных штатов помогла выжить движению. 7 лет провели лидеры организации в подполье. В 1989 году перед поездкой заместителя президента Джорджа Буша-старшего в Польшу Бжезинский в личной встречи передал инструкции для лидеров «Солидарности». Официальную политику относительно Польши, руководствуясь идеями своего наставника, реализовывала Мадлен Олбрайт. В итоге США наложили санкции на СССР в связи с вмешательством в Польшу: приостановить полеты самолетов "Аэрофлота" в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.
В 1985 году в правительстве Рейгана Бжезинский становится членом президентской комиссии по химическому оружию. В 1987-1988 годах работал в совместной комиссии Совета национальной безопасности и Министерства обороны по выработке долгосрочной стратегии.
В эти же годы участвовал в работе президентской комиссии, курировавшей разведдеятельность США. Он писал, что в это время вся секретная информация мира проходила через него. Он не был уже идеологом, но всё равно оставался активным политическим деятелем. К мнению Бжезинского прислушивались, особенно в тяжелые времена для Советского Союза и социалистического лагеря.
На выборах 1988 Бжезинский порвал с демократической партией (неожиданно были разорваны его отношения с бывшей ученицей Мадлен Олбрайт, которая стала внешнеполитическим консультантом оппонента Буша Дукакиса) и выступил на стороне Джорджа Буша-старшего (1988-1992). Новый президент был избран как продолжатель дела Рейгана. До своего президентства Буш был заместителем главы государства. С новым президентом Збигнева связывали дружеские отношения, которые сложились при совместной работе в команде Рейгана.
В том же 1988 году выходит в свет книга Бжезинского «Большой провал: рождение и смерть коммунизма в XX веке». Он писал, что коммунизм - "самое необычное политическое и интеллектуальное заблуждение ХХ века". Коммунизм, эта разработанная "никому не известным иммигрантом-библиотекарем, немецким евреем" доктрина, "с таким энтузиазмом" воспринятая "малоизвестным русским политическим писакой", потому смог стать самой привлекательной теорией века, считает Бжезинский, что давал всеобъемлющее и вместе с тем простое объяснение смысла жизни. Он писал, что неверно считать сталинскую систему экономическим чудом, ведь Япония после войны развивалась значительно быстрее СССР. Единственное оправдание живучести «сталинской системы», как её называл Бжезинский, было в культе личности, массовых убийствах несогласных. "Сталинская система продолжала существовать не только потому, что Брежнев и его правительство извлекали из нее выгоду и хранили ей верность". Она выжила благодаря тому, что" массы не могли представить себе какую-либо другую альтернативу". "Если бы не Горбачев, то, по всей вероятности, какой-то другой реформатор стал бы лидером в середине 80-х годов", - убежден Бжезинский. Горбачев начал с гласности - реформ снизу - и на ее основе перешел к более широкой политической реконструкции - перестройке - реформам сверху. Однако, считает американский политолог, как бы хороши ни были эти реформы, только "отказ от двух источников советской дилеммы: сталинизма и ленинизма" мог бы предотвратить замедленность развития СССР.
Горбачев своими реформами "открыл ящик Пандоры" и тем самым впустил в жизнь советских людей религию, национализм, социальные и политические диспуты, а это, по мнению Бжезинского, - "опасность для целостности марксистско-ленинского учения и потенциально даже для единства СССР". Поэтому автор в своей книге в 1988 году наиболее вероятное будущее Советского Союза представляет себе так. "Длительные, но так и не ведущие к определенным результатам беспорядки", "дальнейшие уступки и необдуманные перемены" - "такие шаги, скорее всего, усилят надвигающийся политический кризис"; "необходимые для оздоровления экономики реформы, вероятно, лишат советских рабочих главных благ, которыми они пользуются при существующей системе, а именно гарантий занятости и стабильной зарплаты, независимо от производительности, не дав им взамен никаких, сравнимых с этими, преимуществ". "Усиление среди народов СССР, обозленных непрекращающимся господством Москвы, национальных и религиозных конфликтов или сепаратистских устремлений" нарастающий развал порядка может привести к перевороту в Москве - перевороту, предпринятому военными при поддержке КГБ.
Бжезинский необыкновенно точно предсказал падение СССР. В то же время, было бы странно, если бы он написал теорию о воссоздании и величии России. Американский политолог в который раз показал себя специалистом российской политики. Многолетняя борьба Бжезинского с Советским Союзом приближалась к победе.
При Буше Збигнев стал сопредседателем Консультативной группы по национальной безопасности. В 1989 году Бжезинский прекращает свою преподавательскую деятельность в Колумбийском университете. В 90-х годах он посвящает себя политической публицистики и продолжает свою работу в команде Буша - старшего.
Конец 80-х становится богатым на обострения в различных регионах планеты. Время знаменуется распадом социалистического лагеря. В 1989 коммунисты не сумели собрать силы на противостояние «Солидарности» в Польше. Лех Валенса выигрывает выборы, и страна явно покидает соцлагерь. Польша становится «независимой» при большой поддержки США. В том же году Бжезинский совершает показательную поездку на родину с миссией доброй воли. Он заезжает на открывшийся мемориал Катынской пустоши. С начала 90-х Бжезинский часто выступает в ведущих мировых СМИ с требованием признания Россией геноцида поляков, массового убийства в Катынской пустоши, пакта Молотова - Риббентропа как договоренности Гитлера и Сталина о разделе восточной Европы.
Проходит 10 дней после победы «Солидарности» на выборах, как в Берлине разрушается стена. Вскоре коммунистические лидеры Восточной Германии теряют власть. США принимает активное участие в объединении независимой Федеративной Республике Германии. Вскоре перестал существовать и Советский Союз. Многое произошло так, как Бжезинский предсказывал в «Большом провале».
В том же 1989 году США проводит крупную внешнеполитическую акцию. В Панаме с 1983 года установился режим генерала Мануэля Антонио Норьеги. 20 декабря 1989 США оккупировали Панаму, арестовали Норьегу, и президентом стал Гильермо Эндара. Норьега был обвинён в торговле наркотиками. Так Соединенные Штаты получили еще одно лояльное правительство.
Вскоре США удалось продемонстрировать свою военную мощь. В 1990-91 годах Буш отправил 540 000 американских солдат (из них 10% женщин) в Персидский залив, чтобы по поручению Объединенных Наций прекратить иракскую оккупацию Кувейта. Операция «Буря в пустыне» за 42 дня сломила сопротивление иракцев. Американское командование не имело никакой долгосрочной стратегии. Так, постепенно эйфория от победы сошла на нет.
Збигнев Бжезинский выступил с резкой критикой войны в Персидском заливе. Он считал, что она принесёт значительно меньше выгод, чем потерь. В книге «Вне контроля: глобальная суматоха накануне XXI века» Бжезинский замечал, что нельзя расточать господство США, появившееся после распада СССР. Уже в 1993 году (выход книги в свет) политолог предупреждал, что всеобщее недовольство арабского мира может болезненно отразиться на всей мировой политике.
К 1993 году заканчивается определенный период политической жизни Збигнева Бжезинского. Цель многих его научных трудов, политических акций осуществилась. Советский Союз распался, США выиграли холодную войну, к лидерам которой можно причислять Бжезинского. Америка стала представлять из себя «единственную мировую державу». Стала чрезвычайно актуальна концепция постиндустриального мира, управляющегося или общим руководством или межгосударственными организациями. Бжезинский был сторонником и разработчиком концепции постиндустриального общества. Исследования в этом направлении он начал еще в 70-е годы, когда он начал работу в Трёхсторонней комиссии (книга «Между двух веков»). Ему была близка идея необходимого координирования мировой политики из одного центра (собственно, конец 70-х годов был временем, когда таким центром стала команда Бжезинского). Он видел США как единственную оставшуюся мировую империю, которой необходимо стремится удержать мировое доминирование. Эти проблемы стали основными для американского политолога с начала 90-х годов.