
- •1.1. Социологическая характеристика основных видов социальных процессов в обществе
- •1.2. Социологический подход при объяснении социальной стабильности и социальных изменений
- •1.3. Понятие, субъект, виды и модели типов, источники и факторы социальных изменений
- •1.4. Механизм социальных изменений в структуре инновационного процесса
- •1.5. Социальный прогресс в контексте социального развития личности индивида и организации
- •Сущность социальных движений и особенности их развития
- •2.1. Понятие и типы социальных движений
- •2.2. Жизненный цикл социальных движений
- •2.3. Ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
- •2.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений и факторы, влияющие на участие индивидов в них
2.2. Жизненный цикл социальных движений
Социальным движениям, инициирующим проактивность индивидов (личностей), всегда противостоит реактивность среды (организации), в качестве которой выступают другие индивиды. Это обусловлено тем, что среда в движениях видит угрозу своему повседневному существованию. Противостояние, как правило, проявляется в двух формах — это сопротивление движению или индифферентное, то есть безразличное к нему отношение.
В социальной практике движения постоянно находятся в процессе собственного (внутреннего) и окружающего (внешнего) развития. Их внутренняя и внешняя динамика отражает две стороны социального процесса.
Любое социальное движение в своей внутренней динамике проходит четыре стадии развития.
Первая — возникновение. Социальные структуры, то есть структуры групп индивидов, общностей, общества в целом, функционируя, создают определенный собственный запас ресурсов и возможностей в виде нормативной структуры. Она представлена в виде идей, которые являются источником не только формирования целей, обоснования перспектив будущего, но и дифференциации индивидов на аутгруппы и ингруппы и их идентификации.
Общепризнанные и общеразделяемые социальные ценности и нормы-правила, исполняемые роли устоявшегося ценностно-нормативного порядка начинают подвергаться ревизии, пересмотру. Они критикуются или высмеиваются, и более того, им бросается вызов. Однако при этом одни движения ориентированы на изменение норм-правил, которые утра-гили функцию средства при целедостижении, а другие — на социальные ценности, которые с их позиции уже устарели, утратили свою значимость для индивидов.
Факторами первичной мотивации участников движения являются внутриличностные и межличностные (внутригрупповые) нротиворечия из-за социального неравенства, иерархии богатства, власти и престижа Именно они инициируют социальную напряженность, приводят к усилению недовольства, что и является побудительным фактором присоединения индивида к социальным движениям либо протеста (деструктивное) либо реформ (конструктивное). Более того, индивиды, лишенные надежды на успех и доступа к ресурсам, максимально нацелены на перераспределение социальных благ, привилегий и поощрений.
Исходной точкой возникновения движения считается момент соединения социальной напряженности и социального сознания. В нем групповое идеологическое осознание актуализировавшегося противоречия и социальной проблемы подкрепляется инициирующим фактором, то есть не значительным событием, которое ситуативно стремительно поднимает уровень осознания, создает прецедент геройского противодействия, провоцирует открытое выражение коллективной поддержки и тем самым открывает широкий диапазон оппозиционного консенсуса.
Вторая — мобилизация. Она ориентирована на приведение участников движения в состояние, способствующее достижению его целей и решения задач.
Если на первом этапе вовлекаются в движение в подлинном смысла убежденные сторонники (активисты), то на втором — сочувствующие симпатизирующие.
Если первые убеждены в том, что данное движение выступает в роли средства, инструмента в преобразовании, то вторые надеются, что получат в нем и его успех принесет им более социально-выгодные статусно-ролевые позиции. Утилитарность мотивации вторых в случае трудностей или поражения движения позволяет им в числе первых его покинуть.
Следует особо отметить, что на данной стадии решается задача не столько рекрутирования, сколько мобилизации индивидов-участников на коллективные действия. Ее выполнение под силу признанным лидерам движения, которые выполняют функцию сплочения группы. При этом получаем признание со стороны других и руководство их действиями инициирует внутреннюю социальную дифференциацию (лидер — организаторы — сторонники) и иерархию (ведущие — ведомые) структуры движения.
Третья — совершенствование структуры. На этой стадии исходящей точкой выступает простое объединение индивидов, а окончательной, результирующей — сформировавшаяся, успешно функционирующая организация. В этом процессе развития можно выделить четыре этапа:
1) появление идей, верований, принципов, положенных в основу мир' • восприятия и мировоззрения членов движения;
институционализация новых норм-правил и социальных ценностей, регулирующих деятельность участников движения, а также предоставляющих им критерии (почву) для критики внешних социальных условий. Данная ценностно-нормативная совокупность образует, с одной стороны, этику солидарности членов движения, а с другой стороны — этику борьбы с контрагентами движения;
образование внутренней организационной структуры, включающей новые взаимодействия и отношения, единения индивидов и их взаимные обязательства. Эта формальная, пусть и не формализованная, то есть юридически не оформленная, организация с фиксированными целями и предпочтениями готова приступить к их достижению;
формирование, селекция и отбор востребованных социальной ситуацией структур, иерархии зависимости, доминирования, лидерства, влияния и власти. Единение индивидуальных интересов и коллективных общественных целей является показателем социальной зрелости организации социального движения, так как удовлетворяются потребности участников движения, и оно выполняет функцию потенциала конкретных социальных изменений.
Четвертая — завершение. Она представлена двумя альтернативами:
• оптимистическим вариантом, согласно которому социальное движение достигает своих целей, и соответственно устраняются причины, инициирующие его; деятельность постепенно завершается, и движение прекращает свое функционирование;
К пессимистическим вариантом, согласно которому социальное движение подавляется, терпит поражение, исчерпывает потенциал энтузиазма участников и неизбежно приходит в упадок, не достигнув своих целей.
Однако при этом следует обратить внимание на два диаметрально противоположных социальных феномена, непосредственно связанных с последствиями функционирования движений':
кризис победы, для которого характерен быстрый распад и ответная реакция оппозиционных социальных сил;
победа поражения, для которой характерно критическое переосмысление неудач и реанимирование его в новых формах.
Наряду с рассмотренными внутренними силами, которые последовательно разворачивают и прекращают социальные движения, существуют внешние условия, которые, с одной стороны, влияют на процесс развития движения, а с другой стороны — сами являются результатом влияния движений на них.
Внешняя динамика социальных движений — это их влияние на социальное окружение, среду, в которой они выполняют функцию структурных изменений в группе, общности, обществе в целом.
Так, структурные сдвиги, ориентированные на перераспределение шансов на успех и являющиеся отражением содержания и целей движения, раскрываются:
в разрушительных действиях;
в созидательных действиях.
К числу основных требований, предъявляемых к инновациям, относится отсутствие/наличие социально-творческого потенциала не только для ослабления, подрыва (разрушения) прежней структуры, но и для созидания новой. Это связано, прежде всего, с тем, что, к сожалению, ряд движений ограничивается только разрушением. Причиной в данном случае является доминирование деструктивного структурно-преобразовательного потенциала над конструктивным. Социально-творческий потенциал в практике жизнедеятельности дифференцирован и проявляется в виде четырех форм:
как идеологический потенциал, который обеспечивает влияние идей, верований, социальных ценностей на формирование мировоззрения участников движения, а также, по возможности, на их объективные и адекватные представления о прошлом, настоящем и будущем, об аутгруппах и ингруппах;
как реформаторский потенциал, который обеспечивает производство принципиально новой, воспроизводство обновленной нормативной структуры, распространение ценностей, норм-правил поведения;
как реорганизационный потенциал, который обеспечивает влияние движения через коммуникационные каналы на потенциальных участников в целях образования новых групп (коалиций);
как перераспределительный потенциал, который обеспечивает влияние движения на процесс формирования, селекции и отбора структур, приемлемых для отчуждения и изъятия, социальных благ у своих контрагентов (оппонентов, недругов, врагов) и для передачи их своим участникам (сторонникам, симпатизирующим). При этом обретение легитимной административно-политической власти является решающим моментом в процессе сохранения достигнутых преимуществ и в последующем управлении распределением материально-экономических ресурсов и социальных благ.
Итак, на внешнем уровне реализация динамического потенциала социального движения должна происходить во всех рассмотренных четырех формах. Это является залогом социального успеха движения в процесс развития группы, общности, общества.
Особенностью социальных движений является их способность (тенденция) перерастания во взрывы недовольства и негодования, бунты, восстания, революции, путчи. Их тесная связь со структурными сдвигами в какой-то мере обеспечивает модернизационные прорывы, которые могут генетически происходить:
«снизу» посредством технологии формирования новой идеологии, тождественных ей социальных ценностей, норм-правил социальных взаимодействий и их организации, которая актуализирует неудовлетворенные потребности и нереализованные интересы. В своей сущности — это революционные движения;
«сверху» посредством технологии перераспределения ресурсов, возможностей, жизненных шансов на социальный успех, которая формирует процесс исследования, новым образцам социального взаимодействия, подкрепляя их новыми идеями и верованиями, объясняющими их. В своей сущности — это реформаторское движение.
Таким образом, жизненный цикл социальных движений включает в себя четыре стадии, отражающие их внутреннюю динамику. Это стадии беспокойства, возбуждения, формализации и институционшшзации, завершения в форме распада или становления его как института (организации). Движение максимально эффективно при условии полного раскрытия им идеологического, реформаторского, реорганизационного, перераспределительного потенциалов.