- •Тема 1: «Предмет, цели, задачи психологии детей со сложными недостатками развития»
- •1.3. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования.
- •1.5. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от изоляции к интеграции.
- •Опыт обучения л. Бриджмен, е. Келлер и о. Скороходовой
Тема 1: «Предмет, цели, задачи психологии детей со сложными недостатками развития»
Предмет - изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.
Задачи: - описании общих и специфических закономерностей их развития;
- разработке методов их диагностического изучения;
- психологическом обосновании содержания и методов их обучения и воспитания;
- изучении особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе.
Внутри каждого вида нарушения развития принято выделять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики. Часть детей имеет осложненный, часть сложный вид нарушений.
Сложными нарушениями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения и слуха (слепоглухота).
Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма - это осложненный дефект. Например, результатом родовой травмы может стать выраженное органическое поражение ЦНС, вобравшее в себя двигательные расстройства, нарушения поведения и развития речи. Эти симптомы, в зависимости от тяжести их проявлений, могут стать характерными для осложненной формы ЗПР, ОНР и олигофрении.
-
История изучения сложного дефекта
1.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.
Н.Н. Малофеев в своих исследованиях, посвященных развитию специального образования в России и за рубежом, пишет, что от момента установления законов Ликурга (в VIII в. до н. э.), закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти по отношению к инвалидам (в XII в.) прошло более двух тысячелетий.
В античном мире судьба интересующих нас людей была трагична. Они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных). В мир свободных граждан античных государств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было.
Первыми, кто смог подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии – IV в., в Западной Римской империи – VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу инвалиды. Постепенно создание институтов призрения перестает быть исключительно прерогативой церкви и становится объектом государственных интересов.
В России первый период отношения государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву) начинается с X в. (время христианизации Руси), а заканчивается только в начале XVIII в. (время издания указов Петра I, запрещающих умерщвлять детей с врожденными дефектами – 1704 г., а также повелевающих повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715)). Русь вместе с православием заимствовала характерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурными традициями. Первому княжескому указу об опеке увечных и открытию церковного приюта не предшествовал, как в Западной Европе, длительный период агрессии общества по отношению к людям с отклонениями в развитии. В России, как и на Западе, период завершается осознанием государством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.
1.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.
Отношение к инвалидам в период с XII по XVIII в. по сравнению с предшествующими веками менялось к лучшему, но происходило это медленно и трудно. В эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Но опыт успешного индивидуального обучения детей, накопленный в различных регионах континента, не повлек за собой организацию специальных учебных заведений. Лишь во Франции (Париж), благодаря переосмыслению гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями стало возможным появление первых государственных специальных школ для глухонемых (1770), для слепых детей (1784). Великая Французская революция с ее Декларацией прав человека и гражданина (1789) заставила парижан по-новому оценить статус инвалидов, умалишенных и слабоумных.
В условиях расцвета светского вольномыслия изменился взгляд влиятельной части общества, монарха на гражданский статус подданных с сенсорными нарушениями, что сделало возможным распространение на них законодательных инициатив в сфере образования. Открытию названных школ также предшествуют стойкие достижения в деле организации университетов и школьного обучения.
В отечественной истории условным рубежом первого и второго периодов (по Н.Н. Малофееву) стало время выхода петровских указов, запретивших умерщвлять «зазорных» детей, учреждающих богадельни, запретивших нищенствовать и подавать милостыню. Завершился второй период в те же сроки, что и на Западе, открытием первых специальных школ для глухих и слепых детей (начало XIX в.). Открытие специальных школ в России произошло под влиянием знакомства монарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей.