Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Корнилов-Ю.К.-Драпак-Е.В.-сост.-Мышление-практи...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.64 Mб
Скачать

Действенность как перевод объекта в другое состояние

Мы попытались вкратце показать, как сложна на самом деле специфика практического мышления, его особенность, формулируемая традиционно как включенность его в реальную деятельность. Другая сторона – его «направленность на решение практических задач» в последующие годы понималась несколько шире: как действенность, направленность на внесение изменений, на преобразование. Эта особенность вовсе не сводится к пониманию действенности, характерной для сенсомоторного интеллекта, она не сводится и к реализуемости найденного решения. Действенность понимается широко – как внесение изменений в объект, преобразование его, изменение характера его функционирования. Например, придание нужных свойств некоторой детали машины, вмешательство (лекарственное или хирургическое и т.п.) в функционирование организма больного, обманное движение спортсмена с целью изменить замысел и поведение противника в поединке, приказ руководителя об изменении распределения работ в цехе и получения иного строения функционирования цеха и т.д.

С. Скрибнер, например, говорит о практическом мышлении как о «разуме, в действии», «мышлении в действии». Наша попытка вычленить практическое мышление, – пишет она, – требует анализа роли мышления внутри системы действия, а не вне её… Исследователь должен выбрать как объект анализа интегральное действие, направленное к некоторому специфическому результату и выполненное при специфических обстоятельствах [25].

Таким образом, по мнению С. Скрибнер, практическое мышление специфично ещё и потому, что обеспечивает действие, его адекватность. Близкую этому мысль высказывали ещё О. Липман и Х. Боген в своей знаменитой работе. По их мнению, предметом познания могут быть логические гносеологические или чувственные свойства и связи предметов. При этом познание занимается в основном фиксацией сходств и различий, логическими взаимосвязями, иерархией и пр. Но если умственное познание выступает как подготовка, предпосылка для действия, то весь процесс познания направлен с самого начала на совсем другие свойства и связи, на те, которые необходимы при исполнении действия. По сравнению с чистым научным познанием всякое физическое действие означает вмешательство в естественные события и создаёт новые следствия для причинных процессов [38, с. 4].

Факт вмешательства, о котором упоминают авторы «Наивной физики», является очень важным: вмешательство в естественное развитие событий, стремление изменить, преобразовать – это весьма существенная особенность человека, его деятельности. Человек активен, человек преобразует окружающий мир, создаёт искусственную среду своего существования. Человеческий труд – это внесение изменений в естественную среду в соответствии с замыслами, планами человека, имеющимися у него представлениями. Достаточно вспомнить мысли К. Маркса о том, что труд – это «воспроизводство физического существования индивидов», «определённый способ деятельности этих индивидов, определённый вид их жизнедеятельности»[39; с. 34]. Таким образом, преобразование, внесение изменений, вмешательство в природу – это существенная особенность человека.

С другой стороны, познание, обеспечивающие эти вмешательства, их успешность, имеет определённую специфику. Человек, производящий действие, должен знать: каким должно быть это действие, чтобы в итоге был получен искомый результат; каким по характеру и по величине будет сопротивление преобразуемого объекта. Воздействие направлено на изменение объекта. Но у измененного объекта будут иными и некоторые его свойства, иными будут и его отношения с другими объектами. И это тоже специфично именно для познания, обеспечивающего осуществление преобразований в объекте.

Об этой же особенности познания в практической деятельности пишет В.В. Давыдов. Изменение того, что дано природой, «является актом преодоления её непосредственности», – отмечает он. Сами по себе естественные предметы не приобрели бы той формы, которая придаётся им сообразно потребностям общественного человека. «При этом люди должны наперёд учитывать те свойства предметов, которые позволяют производить метаморфозы, соответствующие как поставленной пели, так и природе самих предметов.» [41; с. 250].