- •V. Федеральные налоги и сборы с организаций
- •Состав и социально-экономическое значение федеральных налогов и сборов
- •Ндс: назначение и характеристика элементов налогообложения, порядок уплаты
- •Акцизы: порядок исчисления и уплаты в соответствии с российским законодательством
- •Налог на прибыль: назначение и характеристика элементов налогообложения, порядок уплаты
- •Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль рос. Организаций
- •Отчисления в государственные внебюджетные фонды соц. Назначения
- •Ндпи: назначение и характеристика элементов налогообложения, порядок уплаты
- •Водный налог
- •Сбор за право пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов
- •10. Государственные и таможенные пошлины и платежи в Российской Федерации: их фискальное и регулирующее значение.
Отчисления в государственные внебюджетные фонды соц. Назначения
Плательщики:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2)ИП, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Начисляют и уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет соответствующего фонда в течение одного финансового года. Стоимость страхового года = МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы * тариф страховых взносов в соответствующий фонд * 12. Если плательщики начинают/прекращают осуществлять деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству отработанных календарных месяцев. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. Плательщики не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС. Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения с ФСС и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования.
Объект: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Не признается объектом обложения у организаций выплаты в пользу лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее ОП, расположенным за пределами РФ, а также по договорам гражданско-правового характера, заключенных с иностранцами для оказания услуг и выполнению работ.
База для исчисления:
Для организаций и ИП, производящих выплаты является сумма выплат, начисленных за расчетный период (календарный год). База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (в 2013 году = 568 000 рублей с учетом индексации). Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативу, указанному в 212-ФЗ.
1) государственные пособия, пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; компенсационные выплаты; с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях; с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов;
взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя; стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период; суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников, суточные при командировках и др.
Тарифы:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процентов;
Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2013 года - 5,1 процента;
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 0,0 процента.
Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы: например, для тех, кто применяет ЕСХН и общественных организаций инвалидов в 2013 г. ПФ-21%, ФСС- 1,9% ФОМС-3,7% ТФОМС-1,2% (20,2%). Для тех, кто применяет УСН: ПФ 18%, ФСС-2,9%, ФОМС-3,1%, ТФОМС-2%(26%). Изменились также тарифы страховых взносов и для плательщиков – российских организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих производство и издание средств массовой информации. Теперь для них установлены следующие тарифы: в ПФР - 21,6%, в ФОМС - 3,5% (в 2012 году – 20,8% и 3,3% соответственно).
Начисление: Взносы исчисляются и уплачиваются отдельно в каждый внебюджетный фонд. Сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных плательщиками расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду обязательного социального страхования. В пределах расчетного периода плательщик вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду страхования в счет предстоящих платежей. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, за вычетом сумм платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Уплата: в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей до 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется. Уплата взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ФСС, ПФР, ФФОМС и ТФОМС. До 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР: расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (формы РСВ), сведения о каждом работающем застрахованном лице (персонифицированный учет). До 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС: расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование (Форма 4-ФСС).
Плательщики взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся начисления, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме. Остальные плательщики сдают отчетность в бумажном или электронном виде (на свой выбор).
Для ИП, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, не производящих выплат физическим лицам: страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года. Уплата взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Отчетность: до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, в территориальный орган ПФР. Расчет сумм, подлежащих уплате за расчетный период (год) производится плательщиками самостоятельно. Сумма исчисляется отдельно в отношении ПФР, ФФОМС, ТФОМС. В ФСС взносы не начисляются и не уплачиваются. Страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваниях: рассчитываются исходя из начисленной в этом месяце оплаты труда и страхового тарифа. Предположим, в компании есть работники вредных и опасных производств или профессий. По законодательству эти сотрудники вправе рассчитывать на досрочную пенсию. А раз так, то по новым правилам взносы с их выплат надо считать по дополнительным тарифам.
Ставки зависят от вида работ. К примеру, с выплат сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда или работникам горячих цехов (например, литейщикам) нужно отчислять 4 процента. Для остальных тариф в два раза ниже – 2 процента.
И заметьте, что такие дополнительные взносы надо платить, даже когда доход сотрудника с начала года превысит предельную величину 568 000 руб. На эти взносы вы будете оформлять отдельные платежные поручения.
Уплачиваются в день, установленный для выдачи заработной платы. Размер страхового тарифа установлен от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. К страховому тарифу ФСС РФ может назначить скидку или надбавку. Они устанавливаются с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию по каждому страхователю (п. 1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ). Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40% утвержденного страхового тарифа. Скидки и надбавки устанавливаются на один год (текущий) по итогам деятельности страхователя за год предшествующий. Расчетная ведомость 4-ФСС сдается ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Расчетная ведомость подается независимо от того, имеются ли начисленные взносы.
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Ежегодно не позднее 1 июня текущего года отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год представляются Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации для их внешней проверки.
Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, готовит заключения на них и не позднее 1 сентября текущего года представляет заключения на соответствующие отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 августа текущего года одновременно с проектом федерального закона об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для подготовки заключения на него.
Орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, готовит заключение на него в течение 1,5 месяца и представляет соответствующее заключение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (РСВ-1) представляется в органы Пенсионного фонда РФ в срок не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Форма расчета РСВ-1 утверждается Пенсионным фондом.
По страховым взносам в Пенсионный фонд сдается также персонифицированная отчетность. С 2012 года отчетными периодами по персонифицированной отчетности является квартал. Срок представления такой же, как и у формы РСВ-1
Отчетность в ПФР необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2013 году становятся 15 февраля (за 2012 год), 15 мая (за 1 квартал 2013 года), 15 августа (за 1 полугодие 2013 года) и 15 ноября (за 9 месяцев 2013 года).
С 2011 года ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету.
Работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2013 года составляет более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, не производящие выплаты физическим лицам, т.е. не имеющие наемных работников, с 1 января 2012 года освобождены от представления отчетности в ПФР.
Из всех категорий плательщиков, уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязанность по представлению отчетности в ПФР сохранилась только у глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Срок представления РСВ-2 главой КФХ за 2012 год – до 1 марта 2013 года.
С 2013 года название взносов в Пенсионный фонд и ФФОМС у ИП опять изменено. Вместо "взносов, исчисленных исходя из стоимости страхового года", в законе появилось название "взносы в фиксированных размерах". Суть взносов при этом осталась прежней.
Взносы в фиксированном размере обязательны к уплате всеми индивидуальными предпринимателями, независимо от системы налогообложения ИП, ведения хозяйственной деятельности и наличия доходов. В частности, если ИП работает где-то по трудовому договору, и за него уплачиваются страховые взносы работодателем, это не является основанием для освобождения от уплаты взносов, исчисленных исходя из стоимости страхового года.
Обратите внимание, что с 2010 года взносы уплачиваются также теми ИП, которые в прошлые годы пользовались льготами: военные пенсионеры платят взносы наравне со всеми остальными предпринимателями. С 2013 года можно не уплачивать фиксированные взносы за следующие периоды:
служба по призыву в армии;
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Однако если в вышеуказанные периоды предпринимательская деятельность осуществлялась, то взносы придется уплачивать (ч.6-7 ст.14 закона 212-ФЗ).
Фиксированный размер страхового взноса в Пенсионный фонд определяется как произведение двухкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (статья 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
Фиксированный размер страхового взноса в ФФОМС определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (статья 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
