Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Воркачев - Лингвокультурный концепт.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.57 Mб
Скачать

5.2 Ассоциативные свойства концепта «любовь» (по данным свободного ассоциативного эксперимента)

Если судить о месте какого-либо культурного концепта в национальном образе мира по результатам свободного ассоциативного эксперимента – ассоциативному полю имени этого концепта, то имя любви, безусловно, входит в число лексических единиц, у которых число ассоциативно-вербальных связей значительно превышает среднестатистическое и которые составляют ядро лексикона естественного языка (Уфимцева 1996: 142).

Психолингвистическая характеристика слов, входящих в ассоциативное поле концепта «любовь» и его субконцептов, позволяет описать соответствующий концепт/субконцепт через указание его связи с другими концептами той же культуры. Описывая отношение концепта «любовь» к другому слову/ассоциату, связанному с ним парадигматическими или синтагматическими связями, мы получаем частичное толкование концепта.

В связи с тем, что пол рассматривается языковым сознанием как существенная характеристика человека, велика вероятность существования разного рода устойчивых представлений о женских и мужских поведенческих и личностных особенностях, которые закреплены в особенностях функционирования языка и могут находить реализацию в ассоциациях, полученных на заданный стимул.

Вариативность «концепта-универсалии» «любовь» обусловлена не в последнюю очередь различиями в наполнении его периферийной семантики в зависимости от биологических (половых) характеристик носителей определенной лингвокультуры.

Исследования, проводимые на базе словарей лексических единиц, на наш взгляд не могут дать полной картины анализируемого концепта, так как являются овнешнением сознания составителя словаря, в то время как ассоциативный эксперимент фиксирует действительное овнешнение сознания (респондентов).

Таким образом, исследование структуры концепта с помощью свободного ассоциативного эксперимента выходит за рамки интроспекции, его валидность повышается, а результаты можно считать более объективными. Мы считаем, что «и семантическое значение, и ассоциативное поле представляют овнешненный словом образ сознания», хотя и «представленный в них с разной полнотой» (Ментальность россиян 1997: 267).

Исследование структуры концепта включает не только анализ его непосредственного смыслового содержания, но также анализ тех ассоциаций, которые возникают у носителя той или иной лингвокультуры в связи с данным концептом. Ассоциативные связи носят глобальный характер и, как показывают исследования, интегрируют все типы словесных и межсловесных связей. Таким образом, через ассоциации носителей языка мы получаем представление об образе мира данной культуры, её ценностных ориентирах.

Задачей нашего исследования явилось рассмотрение чувства любви и его видов как бы сквозь призму языкового сознания человека, а именно попытка понять с чем, прежде всего, ассоциируется концепт «любовь» и его субконцепты в сознании рядового носителя русского языка. Мы постарались выделить то универсальное, что есть в ассоциативном значении слов, и специфическое субъективное, зависящее от параметров личности человека (его пола).

Свободный ассоциативный эксперимент состоял из следующих этапов:

1 этап – подготовка эксперимента (подбор словосочетаний-стимулов, выбор состава и количества информантов, определение слов-ассоциатов, разработка анкеты САЭ и ее тиражирование).

2 этап – опрос выбранного числа информантов и фиксация их ассоциаций.

3 этап – обработка и интерпретация экспериментальных данных и представление их в виде таблиц.

Анкета включала в себя инструкцию и девять стимулов. Мы также попросили испытуемых указать возраст и пол.

«Многоликость» и «многоплановость» любви вызвали необходимость разграничения семантического наполнения концепта «любовь» в зависимости от объекта любви и рассмотрение его объективации в сопоставительном плане с учётом гендерной парадигмы. Выбранные нами стимулы представляют собой часть некоего организованного лексического множества, точнее, виды любви как межличностного чувства, которые мы называем «субконцептами».

Наряду с субконцептами любви (материнская любовь, отцовская любовь, любовь мужчины к женщине, любовь женщины к мужчине, дочерняя любовь, сыновняя любовь, любовь к ближнему, братская любовь) в анкете в качестве слова-ассоциата используется и сам концепт «любовь», что было продиктовано особенностью нашего эксперимента.

Количество слов-ассоциатов, которое предполагалось получить от испытуемых было ограничено. Мы просили назвать по три слова, которые без размышлений приходят в голову в связи с указанными стимулами.

Обобщение материала, полученного от испытуемых, позволило выявить ассоциативную группировку, то есть множество ассоциатов, данных испытуемыми на стимульное слово, которое отражает некоторые стандартизированные и нестандартные ассоциативные связи слов в лексиконе (Волков 1994: 35).

По составу информантов проведенное нами исследование имело определенную «психо-социологическую» окраску. Выбор испытуемых определялся тем, что именно данный контингент, то есть люди в возрасте 18-25 лет, будут составлять активное ядро общества в ближайшие 10-15 лет. Кроме того, мы считаем, что к указанному возрасту становление языковой личности в основном завершается.

По Ю. Н. Караулову, в ассоциациях находит отражение сформировавшийся образ мира участника эксперимента. В свою очередь, содержательное наполнение языковой способности (словарный запас, иерархическая структура ценностей, прагматические установки) и ее формально-комбинаторные возможности у большинства людей остаются относительно стабильными на протяжении всей жизни (Караулов 1994: 192–193).

В ходе эксперимента учитывалась также и гендерная репрезентация испытуемых: представители мужского и женского пола в целом были представлены поровну. В эксперименте приняло участие 222 человека, то есть число испытуемых соответствует групповому опросу.

По возрастному показателю все респонденты относятся к молодежи (возраст 18–25 лет). Среди опрошенных 114 лиц мужского пола, что составляет 51,4% от общего числа, и 108 лиц женского пола, что соответствует 48,6%. Все испытуемые имеют на момент опроса незаконченное высшее образование.

При анализе ассоциатов, полученных в ходе эксперимента учитывались следующие параметры: общее число реакций, число различных реакций, число единичных реакций, число отказов (количественный уровень анализа); типы ассоциативных связей с точки зрения характера связи (парадигматические, синтагматические, фонетические, атипичные и прецедентные ассоциации), а также типы ассоциативных связей с точки зрения содержания связи (реакции как семантические множители, реакции с эмоционально-оценочной коннотацией и реакции, отражающие типичную сферу функционирования концепта).

Процедура интерпретации результатов свободного ассоциативного эксперимента может носить как количественный, так и качественный характер. Количественный анализ может учитывать уровень стереотипности реакций, количество разных реакций на слово-стимул, количество реакций конкретных и абстрактных и т. д. Качественный анализ заключается, прежде всего, в реконструкции структуры ассоциативного поля, которая определяется типом и содержанием ассоциативной связи. В нашем исследовании процедура интерпретации результатов эксперимента носит комплексный характер, то есть мы проводили как количественный, так и качественный анализ результатов.

Для нашего исследования считаем принципиальным выделение двух основных типов ассоциаций по характеру связи – парадигматические и синтагматические ассоциации. Считаем, что первый тип ассоциаций дает сведения о парадигматике концепта «любовь» и его подвидов в обыденном сознании, второй тип дает информацию о сочетаемости единиц словообразовательного ряда, об особенностях контекстного окружения слов/словосочетаний-тимулов.