- •Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции ю.В. Баскина, а.С. Спиваковская
- •Общая характеристика методики включенного конфликта
- •Экспериментальный материал методики
- •Процедура проведения эксперимента
- •Техника и параметры интерпретации
- •Контингент испытуемых
- •Обсуждение результатов
- •3Aключение
Техника и параметры интерпретации
Фиксируются качественные и количественные показатели выполнения задания испытуемыми.
Выполнение родителем задания интерпретируется по следующим параметрам:
Адекватность предсказания ответов ребенка.
Уверенность родителя в знании своего ребенка.
Отношение к недостаткам ребенка (как к изменяемым или как к статичным).
Преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку.
Форма подачи совета ребенку.
Ответы родителя по параметрам I и V сравниваются с ответами ребенка.
Выполнение задания ребенком интерпретируется (отдельно от родителя) только по одному параметру:
Решение конфликта.
Учитывается сходство или различие в решении ребенком конфликтной ситуации «за себя» и «за родителя».
При интерпретации данных по параметру I (для родителя) и параметру VI (для ребенка) проводится только количественный анализ.
При интерпретации данных по II, III, IV, V параметрам (для родителя) проводится качественно-количественный анализ. С этой целью в каждом параметре выделены категории. Для определения соответствующих категорий составлен словарь индикаторов. Индикаторы — это те единицы содержания текста, которые служат качественными признаками соответствующих параметров.
Контингент испытуемых
Чтобы проверить возможности использования методики для оценки эффективности психологической коррекции, мы провели ее с родителями (и детьми) до начала работы с ними и после ее окончания.
Занятия с клиентами проходили в Консультационном центре психологической помощи семье.
При проведении подготовительного этапа к коррекционной работе, который включал в себя патопсихологическое обследование ребенка, беседы с родителями, а также наблюдение реального взаимодействия родителей с детьми, выявились некоторые общие признаки, присущие большинству клиентов.
Родители проявляли неадекватное отношение к ребенку, выражающееся в искаженном представлении о его психическом облике и в реальном взаимодействии с ним, строящемся на основе неправильных оценок реакций ребенка. Кроме того, отношение к ребенку было негибким. Его недостатки представлялись как нечто роковое и неизменное, а способы воздействия на него, несмотря на неуспех в их применении в течение долгого времени, оставались прежними. При общении с ребенком родители в основном не проявляли диалогичности, не учитывали его мнение и не старались понять его. В эмоциональном отношении к ребенку в большинстве случаев преобладал негативный оттенок (как правило, в рассказе о ребенке его недостатков отмечалось гораздо больше, чем положительных сторон). У большинства детей были выявлены различного рода невротические реакции, которые проявлялись или усиливались в наиболее трудной и конфликтной для каждого ребенка ситуации (в отношениях с родителями, со сверстниками или в школе, на уроках). Внешние поведенческие проявления у детей были различными (от агрессивного поведения с аффективно насыщенными, бурными реакциями до полной замкнутости и скованности). Однако, несмотря на такую разницу в реакциях, а также в способах переработки конфликта, общими у этих детей были неадекватная самооценка и уровень притязаний, что соответственно проявлялось в неадекватном поведении.
Цикл занятий с клиентами включал в себя подготовительный этап, о котором говорилось выше, а также параллельное проведение занятий с двумя группами — детской и родительской. С детьми проводились игровые занятия. В группу входили ребята младшего школьного возраста (7—10 лет). В процессе занятий дети получали новый опыт общения со сверстниками, учились контролировать свои эмоции, получали навыки произвольного поведения. Специально организованные игры помогали ребятам справиться со страхами, повышенной агрессивностью или излишней робостью и скованностью. Психологические методы воздействия, применяемые в игровой группе, были направлены на укрепление личности каждого ребенка, повышение его уверенности в себе.
Занятия с родителями проводились в недирективной форме по типу группы встреч. Занятия не были структурированы, т.е. ведущий не задавал темы для обсуждений, они рождались спонтанно. В группе создавались условия для свободного переживания родителями своих установок, отношений, эмоций. Родитель попадал в атмосферу, в которой ощущал полную свободу выражения мыслей и чувства. Ведущий не давал советов, воздерживался от оценок и критики, готовя родителей к самостоятельной постановке и разрешению проблем, пересмотру взглядов на воспитание, своих поступков по отношению к детям и выбору новых, более зрелых и адекватных способов взаимодействия в семье. На занятиях родители учились анализировать не только отношения с детьми, но и свои личные и супружеские проблемы.
Занятия длились три месяца с периодичностью один раз в неделю. Продолжительность одного занятия в детской группе составляла 2 ч, во взрослой — 5—6 ч.
Мы провели методику на двух группах родителей и двух группах детей. Один цикл занятий проходил под руководством А.С. Спиваковской (группа 1), второй — под руководством Ю.В. Баскиной (группа 2).
