- •Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции ю.В. Баскина, а.С. Спиваковская
- •Общая характеристика методики включенного конфликта
- •Экспериментальный материал методики
- •Процедура проведения эксперимента
- •Техника и параметры интерпретации
- •Контингент испытуемых
- •Обсуждение результатов
- •3Aключение
Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции ю.В. Баскина, а.С. Спиваковская
Одним из важных вопросов, связанных с психологической коррекцией взаимоотношений детей и родителей, является оценка эффективности проводимой психологами работы. Психологическая сложность этих отношений, обусловленность личностными особенностями родителей, а также неполная их осознанность предъявляют особые требования к методам, определяющим их изменение в процессе коррекционной работы. Наиболее распространенные из них — проективные методики. К ним относятся как классические методы — ТАТ, тест Роршаха, так и использующиеся в последнее время диагностические проективные сочинения на тему «Портрет моего ребенка», «Моя семья», оценивающие изменения в эмоциональном отношении к ребенку.
Кроме того, существует ряд стандартизированных опросников и шкальных методик, регистрирующих, например, изменения в воспитательных позициях родителей (PARI). Однако эти опросники, как правило, не дают представления о совокупности проявлений родителя в отношении к ребенку. Они в основном затрагивают когнитивный аспект отношений. Иногда, для того чтобы наиболее полно увидеть изменения, происходящие в поведении родителя с ребенком, используется целенаправленное или включенное наблюдение их реального взаимодействия. Такой метод позволяет наиболее достоверно воссоздать модель взаимоотношений. Однако при этом сразу выявляется очень широкий диапазон признаков (А. Шванцара, например, выделил около 80). Такой поток информации сложно фиксировать, трудно выделять из него главное и обобщать полученные данные. Часто в качестве критерия изменений используются самоотчеты родителей, отражающие их впечатления от занятий, а также беседы в начале и в конце коррекционной работы. Однако получаемые при этом данные, а также их интерпретация в значительной степени субъективны. Таким образом, несмотря на наличие ряда диагностических приемов, довольно остро стоит вопрос о создании таких методик для оценки эффективности психологической коррекции, которые бы позволили исследовать взаимоотношения детей и родителей в их реальной сложности, могли бы учитывать как осознанный, так и неосознаваемый план отношений, а также давали бы возможность не только качественного, но и количественного анализа данных. С этой целью нами была предпринята попытка создания методики, которая смогла бы диагностировать некоторые особенности (компоненты) отношения родителя к ребенку, а также некоторые отклонения в отношении к ребенку у тех родителей, которые испытывают сложности в его воспитании. Методика была апробирована на двух группах испытуемых. В первую группу вошли родители и их дети (от 7 до 10 лет) из «конфликтных» семей, которые обратились в Консультационный центр психологической помощи семье. Причина обращения — потребность в квалифицированном совете по поводу воспитания детей или же просьба о психологической помощи в воспитании. Родители высказывали жалобы по поводу нарушения взаимоотношений с ребенком (отсутствие контакта, непослушание, упрямство), негативного отношения к учебе, отклонений в поведении, а также некоторых характерологических особенностей ребенка. Ко второй группе относились испытуемые из семей, члены которых не высказывали серьезных жалоб на ребенка и взаимоотношения в семье. При сравнении данных по двум группам были выявлены значимые различия. Результаты интерпретировались с помощью ряда параметров, выделенных эмпирически. Для проверки валидности и надежности параметров интерпретации использовался метод экспертных оценок. Экспертами были квалифицированные специалисты, ведущие психокоррекционную работу с родителями и детьми. Показатели валидности и надежности основных параметров оказались достаточно высокими.
Следующим этапом работы было определение возможностей использования методики для оценки эффективности психологической коррекции, проводимой с родителями и детьми.
