Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анализ Бахтина.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
40.13 Кб
Скачать

М. М. Бахтин ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

ВВЕДЕНИЕ.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Задача настоящего введения – поставить проблему народной смеховой культуры средневековья и Возрождения, определить ее объем и дать предварительную характеристику ее своеобразия.

Объем и значение этой культуры в средние века и в эпоху Возрождения были

огромными. Целый необозримый мир смеховых форм и проявлений противостоял официальной и серьезной (по своему тону) культуре церковного и феодального

средневековья.

При всем разнообразии этих форм и проявленийплощадные празднества

карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны,

карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная

литература и многое другое – все они, эти формы, обладают единым стилем и являются

частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры.

4. Які основні форми народної сміхової культури виокремлює бахтін?

Все многообразные проявления и выражения народной смеховой культуры можно по их характеру подразделить на три основных вида форм:

1. Об р я д о в о - з р е л ищны е ф о р м ы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.);

2. С л о в е с ны е с м е х о в ы е (в том числе пародийные) п р о и з в е д е н и я разного рода: устные и письменные, на латинском и на народных языках;

3. Р а з л и ч ны е ф о р м ы и жа н ры ф а м и л ь я р н о - п л оща д н о й р е ч и (ругательства, божба, клятва, народные блазоны и др.).

Все эти три вида форм, отражающие – при всей их разнородности – единый смеховой аспект мира, тесно взаимосвязаны и многообразно переплетаются друг с другом.

Празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа: праздники дураков, праздник осла, пасхальный смех. Каждый церковный праздник имел свою народно-площадную смеховую сторону.

3. Яким чином, на думку бахтіна, народна сміхова культура співіснувала з офіційною (церковною) культурою?

Все эти обрядово-зрелищные формы, как организованные на начале с м е х а , чрезвычайно

резко, можно сказать принципиально, отличались от с е р ь е з ны х официальных –

церковных и феодально-государственных – культовых форм и церемониалов. Они давали

совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект

мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили в т о р о й м и р и в т о р ую жи з н ь. Это – особого рода д в у м и р н о с т ь , без учета которой ни культурное сознание средневековья,ни культура Возрождения не могут быть правильно понятыми.

СВЯТО, ПОДІЇ, ПОВЕДІНКА, ВЛАДА, ЛЮДИНА, ВІДНОСИНИ

ОФИЦІЙНИЙ (ЦЕРКОВНИЙ) ПОГЛЯД

ЛЮДСЬКИЙ АСПЕКТ

(СМІХ, СКЕПТИЦИЗМ)

  1. Об р я д о в о - з р е л ищны е ф о р м ы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.);

КАРНАВАЛ – сама жизнь, но оформленная особым игровым образом. Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Карнавал не созерцают, – в нем жи в у т , и живут в с е , потому что по идее своей он в с е н а р о д е н . Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной с в о б о ды .

Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. некарнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Карнавал – это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его п р а з д н и ч н а я жи з н ь . Праздничность – существенная особенность всех смеховых

обрядово-зрелищных форм средневековья.

В

Народ життя

условиях классового и феодально-государственного строя средневековья
эта праздничность праздника, то есть его связь с высшими целями человеческого существования, с возрождением и обновлением, могла осуществляться во всей своей неискаженной полноте и чистоте только в карнавале и в народно-площадной стороне других праздников. Праздничность здесь становилась формой второй жизни народа, вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия.

Официальные праздники средневековья

и церковные и феодально-государственные –

никуда не уводили из существующего

миропорядка и не создавали никакой второй жизни.

Карнавал торжествовал как бы временное

освобождение от господствующей правды и

существующего строя, временную отмену всех

иерархических отношений, привилегий, норм и запретов.

Это был подлинный праздник времени, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершимое будущее.

Богатый и своеобразный язык карнавальных форм и символов.