
Л. Н. Гумилев о Петре I.
<... > При Екатерине II родилась петровская легенда - легенда о мудром преобразователе, прорубившем окно в Европу и открывшем Россию влиянию единственно ценной западной культуры и цивилизации. К сожалению, ставшая официальной в конце XYIII в. легендарная версия не была опровергнута ни в XIX, ни в XX столетиях. Пропагандистский вымысел русской царицы немецкого происхождения, узурпировавшей трон, подавляющее большинство людей и по сию пору принимает за историческую действительность.
На самом же деле все обстояло не совсем так, а вернее, совсем не так, <... > никто из современников не воспринимал его [Петра - ред. ] как нарушителя традиций. Как мы уже убедились, традиции у нас на Руси любили нарушать и нарушали все время - и Иван III, и Иван Грозный, и Алексей Михайлович с Никоном привносили значительные новшества. Контакты с Западной Европой у России никогда не прерывались, начиная по крайней мере с Ивана III. Привлечение Петром на службу иностранных специалистов русскими людьми воспринималось как нечто вполне привычное, <... > еще в XIY в. , <... > а в XY столетии нанимали уже и немцев. Но как в XY-XYII вв. , так и при Петре все ключевые должности в государстве занимали русские люди. <... > Да и отношение царя Петра к Европе, при всей его восторженности, в известной мере оставалось, если можно так выразиться, потребительским. Известна фраза царя: "Европа нам нужна лет на сто, а потом мы повернемся к ней задом". Однако Петр здесь ошибся. Европа оказалась нужна России лет на 25-30, так как все европейские достижения русские переняли с потрясающей легкостью. Уже к серелине XYIII в. стало возможным "повернуться задом", что и проделала родная дочь Петра Елизавета в 1741 г.
Все петровские реформы были, по существу, логическим продолжением реформаторской деятельности его предшественников: Алексея Михайловича и Ордин-Нашокина, Софьи и Василия Голицына, - да и проблемы он решал те же самые. Основной трудностью Петра во внутренней политике, как и у его отца и единокровной сестры, оставались пассионарные окраины. <... >
<... > петровские реформы, являясь по сути продолжением политики западничества в России, конечно, оказались глубже, чем все предыдущие, по своему влиянию на русские стереотипы поведения, ибо в начале XYIII столетия уровень пассионарности российского суперэтноса был уже гораздо ниже, чем в XYI-XYII вв. Но и при Петре в известном смысле была продолжена русская традиция XYII в. Придя к власти в 1689 г., боярская клика Нарышкиных во главе с Петром могла управлять страной только так, как она умела это делать. А способ управления в России существовал только один, известный еще со времен Шуйских и Глинских: царь проводил свою политику, опираясь на верные войска и правительственных чиновников, и потому все русское государство представляло собой совокупность сословий, так или иначе связанных с "государевой службой".
Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - M. : Экопрос, 1992. C. 212, 213-214, 286-287.
-
Военные кампании Петра Великого.
Список литературы.
Тексты
1700 |
Константинопольский мирный договор России с Турцией. (справочная статья) |
1704 |
Нарвский союзный договор 1704 г. (справочная статья) |
1709 |
Копенгагенский союзный договор 1709 г. (справочная статья) |
1711 |
Прутский мирный договор 1711 г. (справочная статья) |
1717 |
Амстердамский договор 1717 г. (справочная статья) |
1718 |
Аландский конгресс 1718 - 1719 г. (справочная статья) |
-
Екатерина II: исторический портрет.
Список литературы.
Тексты
-
Эпоха дворцовых переворотов.
Список литературы.
Тексты
-
Женщины на русском троне.
Список литературы.
Тексты