
- •Орлов б. П., доктор экономических наук, Новосибирск Цели среднесрочных планов и их осуществление.
- •В. И. Ленин
- •Послевоенное десятилетие.
- •Экономический рост на новом этапе.
- •Плановые и фактические темпы прироста продукции в 1929-1933гг.,%.
- •Прирост или уменьшение розничных цен и заработной платы в 1-ой и 2-ой пятилетках, %
- •Плановые и фактические темпы прироста основных показателей в 4-ой и 5-ой пятилетках, %.
- •Плановые и фактические темпы прироста основных показателей в 1959-1965 гг.,%.
- •Плановые и фактические темпы прироста основных показателей в 8-й пятилетке,%.
- •Выполнение планов по приросту основных показателей в 9-й,10-й,11-й пятилетках,%.
Орлов б. П., доктор экономических наук, Новосибирск Цели среднесрочных планов и их осуществление.
(ЭКО.1987.№11.с.34-53)
...Надо, чтобы экономисты, литераторы, статистики не болтали о плане вообще, а детально изучали выполнение наших планов, наши ошибки в этом практическом деле, способы исправления этих ошибок. Без такого изучения мы слепые.
В. И. Ленин
В 70-летнем пути нашего экономического развития много поучительного, достойного не только высоких оценок, но и извлечения серьезных уроков. На долю народов СССР "выпали все трудности и испытания, которые ждут первопроходцев на дорогах истории" (Правда, 1987, 14 марта). Нам пришлось первыми прокладывать путь в неведомое, организовывать плановое управление хозяйственной деятельностью, не имея опыта предшественников. Планы, в конечном счете, отражают интересы людей, преобразующиеся в их цели, то есть в желаемое состояние экономики. Ретроспективный анализ планов показывает, что конечные результаты их осуществления далеко не всегда совпадали с заранее сформулированными целями. Несовпадения были подчас столь значительными, что вызывали радикальные расхождения между намерениями и действительностью, превратились в конфликт между словом и делом. Казалось бы, причинно следственный анализ этих несовпадений должен представлять первостепенный интерес для плановиков и для исследователей. Ведь главная прикладная ценность исторического знания в том, что прошлое подсказывает полезный совет для будущего. Однако накопленный в СССР огромный опыт осуществления среднесрочных планов менее всего описан именно с точки зрения такого анализа.
ДОВОЕННЫЕ ПЯТИЛЕТКИ.
Перспективное планирование стало в СССР формой управления народным хозяйством с 1-й пятилетки. До отечественной войны были приняты три пятилетних плана, а осуществлены два. Прежде чем приступить к их анализу, выскажем общее соображение, важное для понимания последующего изложения.
С точки зрения структурной политики государства, экономическое развитие СССР можно условно разделить на два укрупненных этапа. Первый (примерно до середины 50-х годов) отражал курс на форсированную, индустриализацию на основе технических достижений первой промышленной революции, которая началась в 60-х годах 18-го века в Англии и в 19-ом веке распространилась на Западную Европу, США, Россию, Японию. По словам В. И. Ленина это этап перехода от мануфактурного производства основанного на ручном искусстве мастера, к фабричному, базирующемуся на первичной механизации труда в основных технологических переделах сырья в готовую продукцию. Второй этап, продолжающийся и поныне, направлен на формирование новой структуры народного хозяйства на основе использования достижений второй промышленной революции, принявшей форму НТР.
Парадоксальный факт - темпы экономического роста СССР, высокие на первом же этапе, стали снижаться на втором. Этот феномен требует обстоятельного исследования.
Первый пятилетний план оказался исключительным в нескольких отношениях. Он был разработан в двух вариантах; был динамичным (в современной терминологии), так как предусматривал по годовую преемственность основных количественных показателей (разбивку по годам планируемого периода); имел в качестве специальных разделов строительную, производственную, социальную программы, особые блоки производственных ресурсов, размещения производительных сил.
Составлению плана предшествовало четкое определение целевых установок политического, экономического, социального развития; максимальное развитие производства средств производства как основы индустриализации страны; решительное усиление социалистического сектора в городе и деревне, вовлечение миллионных масс крестьянства в социалистическое строительство на базе кооперативной общественности и коллективного труда; преодоление чрезмерной отсталости сельского хозяйства от промышленности и решение зерновой проблемы; значительной подъем материального и культурного уровня рабочего класса и трудящихся масс в деревне; укрепление руководящей роли рабочего класса, экономических и политических позиций пролетарской диктатуры; хозяйственный и культурный подъем национальных республик и отсталых районов и областей; значительное укрепление обороноспособности страны. ( КПСС в резолюциях... М., 1954. Ч.2. С.573 ) В ходе осуществления первого пятилетнего плана (был принят его оптимальный вариант) многие фактические показатели сильно отклонились от запланированных (см. табл.1). Их несовпадение объясняется не реалистичностью, некоторых проектировок и неожиданными, изменениями хозяйственной обстановки, прежде всего положения в сельском хозяйстве.С этими причинами мы часто будем встречаться и в дальнейшем.
Из таблицы 1 видно, что первая из названных целей последовательно выполнялась. Более того, она имела приоритет по сравнению с большинством других. Вторая цель тоже была достигнута (впрочем, в аграрном секторе другим путем, чем намечалось). Пятилетний план предусматривал массовое производственное кооперирование крестьянских хозяйств в форме сплошной коллективизации, которая в действительности охватила большинство из них. Видимо, именно насильственное форсирование коллективизации объясняет обескураживающую динамику производства сельскохозяйственной продукции. В такой обстановке достижение третьей цели становилось нереальным.
Целевые установки второго пятилетнего плана были выражены в форме "основных задач". В резолюции 17 съезда ВКП (б) основной политической задачей на 1933-1937 гг. была названа "окончательная ликвидация капиталистических элементов и классов вообще, полное уничтожение причин, порождающих классовые различия..., основной социальной задачей -" ... еще более быстрый подъем благосостояния рабочих и колхозных масс..., повышения уровня потребления трудящихся в 2-3 раза", основной и решающей хозяйственной задачей - «завершениереконструкции всего народного хозяйства". (КПСС в резолюциях... Ч.З.с.203)
Эти задачи оказались нереалистичными и необоснованными: еще отсутствовали объективные условия для создания в СССР бесклассового общества: за пять лет невозможно было удвоить фонд непроизводственного потребления и завершить техническую реконструкцию народного хозяйства. Значительно более половины общей численности работников народного хозяйства было занято в отраслях мануфактурного типа, где первичная механизация труда либо только начиналась (сельское хозяйство), либо вовсе отсутствовала (сфера услуг). Так в земледелии в 1938г. насчитывалось в десять с лишним раз больше конских плугов, чем тракторов. Последние применялись в основном в зерновом хозяйстве. С помощью тракторного инвентаря в 1937 г. зерновые были убраны лишь с 44% площади. (История социалистической экономики СССР. М., 1978, Т.4.с.373,374) Животноводство, овощеводство, производство многих технических культур целиком базировалось на ручном труде.
Во 2-й пятилетке фактические показатели по национальному доходу и валовой продукции промышленности были близки к плановым, в целом улучшилась динамика экономического роста (см. табл.2).Таблица свидетествует о продолжении стратегического курса на преимущественное развитие средств производства. Пятилетний план намечал важный экономический маневр: приоритет в росте группы "Б". Но осуществить его не удалось, так как производственный потенциал страны не был к этому готов.
Самым сложным в довоенный период оказалось обеспечение намеченных рубежей в повышении уровня жизни населения и экономической эффективности производства (см. табл.3).Как видно из таблицы 3, провозглашенная в первом и втором пятилетних планах цель резкого повышения благосостояния оказалась нереализуемой. Это объясняется главным образом недобором (по сравнению с плановыми показателями) продукции сельского хозяйства, из которой в то время формировалось не менее 80% фондов личного и семейного потребления. За 1929-1932 гг. среднедушевое потребление продукции сельского хозяйства (в денежном выражении) упало на 28%.
Во 2-й пятилетке жизненный уровень населения несколько поднялся, о чем свидетельствует таблица 3. К сожалению, опубликованных данных о динамике реальных доходов сельскохозяйственного населения (а оно составляло большинство населения страны) и фонда непроизводственного потребления всех трудящихся за те годы нет. Среднегодовая валовая продукция сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) во 2-й пятилетке выросла по сравнению с 1-й лишь на 5%.Тем не менее, в резолюции 18 съезда ВКП (б), отмечавшей итоги выполнения пятилетнего плана, указывалось, что" задача подъема материально-культурного уровня трудящихся, с повышением уровня народного потребления в два раза и более, также выполнена". (КПСС в резолюциях... Ч.З.с.339)
Низкие темпы роста производительности труда в промышленности в 1-й пятилетке объясняются в основном трудностями освоения новой техники во всех отраслях из-за низкого профессионально-технического уровня рабочих-выходцев из деревни. Во 2-й пятилетке положение в данной области изменилось радикально: было организовано массовое профессиональное обучение рабочих, возникло стахановское движение. В довоенный период государство не смогло целенаправленно регулировать движение потребительских цен, что предопределило стихийность движения денежных потоков (см. табл.4). Практически в то время в СССР произошла настоящая "революция цен ", которую не ожидали руководители страны и не прогнозировали исследователи. Розничные цен в планируемой торговле в 1939 г. выросли по сравнению с уровнем 1928 г. в 5.4 раза, а в 1940 г. - в 6.4 раза. В результате рост средней заработной платы отражал в основном не повышение производительности труда, а увеличение потребительских расходов рабочих и служащих. Иными словами этот рост играл компенсирующую роль.
Произведенный национальный доход за 1929-1937 гг. увеличился в 3.4 раза, а денежная масса в обращении - примерно в 6.6 раза. Такое соотношение в существенной мере отражало инфляционные явления, непредсказуемость которых заставила отказаться от среднесрочного финансового планирования. Начиная со 2-й пятилетки в планах отсутствует финансовый раздел.