Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Filosofia_v_voprosakh_i_otvetakh_Rodzinsky_D_L_...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.91 Mб
Скачать

§ 4. Какие добродетели в интеллектуальных

религиях?

Если христианство, рассмотренное нами ранее, представляет собой религию любви, то иудаизм, в рамках которого возникло христианство как одна из многочис­ленных сект может быть условно отнесен к интеллекту­альным религиям, так как представляет собой религию за­кона. Этот закон, установленный Богом для избранногоим народа, становится нравственным критерием к оценке деятельности как народа в целом, так и отдельных его представителей. Это значит, что вопросы морали являют­ся стержневыми в иудаизме, а вместе с ними ведется по­иск высшей добродетели, обеспечивающей достижение поведенческого идеала. Иначе говоря, божественный За­кон становится той высшей онтолого-гносеологической ценностью, познание которой определяет нравственный образец. Знание божественного закона и его активное осу­ществление в повседневной жизни вот специфическая особенность иудаизма.

Что представляет собой божественный закон и в каких формах он пребывает в иудаизме? Впервые еврейский народ получает божественное установление на горе Синай, оно было дано Моисею в виде декалога - десяти заповедей, регулирующих взаимоотношения людей между собой и Вотом. В дальнейшем с развитием и укреплением национальной культуры декалог для иу­деев уточняется и расширяется, превращаясь уже в 613 заповедей и наставлений, соблюдать которые обяза­тельно только евреям. Однако такое резкое увеличение божественных установлений произошло не на пустом месте. К этому времени иудейский народ имел уже док­трину своего развития, которая оформилась в Священ­ные тексты Танаха и Талмуда. Что собой представляют книги Священного Писания? 'Ганах - главная священ­ная книга иудаизма, содержащая в себе основы вероуче­ния. В нее входят три свода текстов: Тора (Закон), Не- биим (Пророки), Кетубим (Писание). По начальным буквам этих названий и образовалось слово «танах». Та­нах полностью вошел в христианскую Библию, получив название Ветхого Завета. Талмуд представляет собой многотомный сборник еврейских догматических, право­вых, религиозно-философских, моральных и бытовыхпредписаний, сложившихся с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Главной задачей Талмуда было приспособление библей­ского вероучения к социально изменяющимся условиям жизни. И если Талмуд адаптировал Танах к суровым будням иудейского народа, исторической долей которо­го стало изгнание и жизнь на чужбине, то Тора выступа­ла духовным стержнем самого Танаха. С точки зрения талмудистов она становится тем «генеральным пла­ном», в который заглядывал Бог, когда создавал Вселен­ную (Берешит Раба, I). Наличие двух священных книг: Танаха и Талмуда - объясняет великую жизненную си­лу иудаизма. Первая из них сохраняет прошлое от заб­вения, вторая - приспосабливает вечный божественный закон к настоящему и будущему. Учитывая все вышеиз­ложенное, можно определить и высочайшую доброде­тель, которой становится знание. Именно знание закона и его проявления выступает первым шагом к его сущест­вованию в жизни. Объем знания определяет, добродете­лен человек или порочен, ведь малое знание уводит че­ловека от Бога, превращая его в атеиста, большой объем знаний приводит его назад к Богу. И если в христианст­ве человека делает свободным только любовь, обретен­ная им в благодати, то иудаизм в основание свободы кладет знание. Только тот, кто с Богом, может быть сво­бодным. А поскольку Бог есть закон, то знание и испол­нение закона освобождает человека от греха и невежест­ва. Возникает вопрос: до какой степени нужно погру­зиться в знание, чтобы обрести свободу? Рабби Элханон отвечает: «Только тот вполне утвердится в учении, кто станет рассматривать себя как ничто» (Беленький М. Что такое Талмуд. - М., 1970. - С. 73). В иудаизме даже молитвы проникнуты желанием, чтобы Бог наде­лил человека знанием. Вот одна из них: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; дай мне тер-

пение вынести то, над чем я не властей; и дам мне муд­рости отличать первое от второго». В одной притче рас­сказывается, как одноногий калека молился и о чем-то усиленно просил Бога. К нему подошел другой человек, который наблюдал за стараниями инвалида, и спросил: «Неужели ты думаешь, что Бог вернет тебе ногу только потому, что ты молился?». Молящийся человек повер­нулся и ответил: «Конечно, Бог не верпе! мне ногу, но я молю его, чтобы он научил меня жить без нее».

Добродетель знания позволяет по-другому отно­ситься к миру. Если для невежды в иудаизме мир агресси­вен и непредсказуем, то для человека, приближающегося к совершенству, мир обретает прекрасный образ - ведь он создан всеблагим Творцом. Но узреть ото может только тот человек, который обладает определенными достоинст­вами. Вот как происходи! трансформация отношения к миру человека, который постепенно обретает высшую добродетель: «До того как я обратился к знанию, я обви­нял во всем мир; когда я обратился к учению - стал обви­нять вместе с миром и себя. Когда я постиг знание, понял, что во всем виноват только я сам». И действительно, если в последующем за иудаизмом христианстве мир будет восприниматься как юдоль печали и скорби, который был дан человечеству в наказание за первородный грех его ро­дителя, где все люди должны нести свой тяжкий крест и вымаливать прощение, то в иудаизме мир воспринима­ется иначе. Во-первых, иудаизм не считает, что грех Ада­ма распространился на последующие поколения, а поэто­му человек от рождения чист и невинен. Во-вторых, мир дан человеку в радость, и через веру, основанную на доб­родетели разума, исполнение божественного закона при­внесет как в душу, так и в тело полную гармонию с окру­жающим миром. Радость уже земной жизни должна стать заслуженной наградой за праведность. Отсюда и иное от-ношение к истории в иудаизме по сравнению с христиан­ством. Если в христианстве мир ждет заслуженный страшный конец - Апокалипсис, где праведники будут от­делены от грешников и каждый получит по заслугам, то для евреев история это сценарий, написанный Госпо­дом, с предопределенным счастливым концом. Ожидание мессии - избавителя от страданий уже в земной жизни, а не в посмертной - как учит иудаизм, убеждает в том, что придет время, когда «не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать». Люди будут жить в ми­ре и спокойствии по законам, запечатленным на скрижа­лях. А это значит, что евреи должны способствовать ско­рейшему наступлению светлого будущего.

Подобная трактовка истории и роли в ней иудеев заставляе т этот народ специфически относиться и к зем­ным благам. Иудеи считают, что вся собственность яв­ляется не личным владением, а имуществом, которое на­стоящий хозяин - Бог доверил на время человеку для управления и хранения. Отсюда универсальная фраза, которую используют часто иудеи в бедах и даже горе: «Бог дал - Бог взял». Так иудей может оценить не толь­ко потерю имущества, но даже самого дорогого, что есть в жизни, - детей. Примером тому служат бедствия Иова или Давида. Вообще человек в иудаизме не хозяин тем вещам, которыми он владеет, и детям, которых он воспи­тывает, а выступает лишь заинтересованным распоряди­телем, где добродетель знания оставляет его в постоян­ной готовности проститься с тем, что ему дано лишь на сохранение.

Из отношения к истории и материальным благам вытекает и представление иудаизма о социальной спра­ведливости. Здесь полагается, что все люди равны перед Богом, для которого нет ни раба, ни господина. В каждом из них запечатлен божественный образ. Отличие людейтолько в тех социальных функциях, которые доверил им Бог, а пренебрегать ими - великий грех.

В истории не раз предпринимались попытки найти ключевую фразу, охарактеризовывающую сущность иу­даизма, но в связи с рассеиванием великой религии по разным уголкам мира это оказалось довольно сложно. Давление времени и разных пространственных культур оказало влияние на разнообразие форм существования иудаизма, но не затронуло его сущности, которая может быть выражена одной фразой: «Не делай ближнему того, чего не жалеешь, чтобы делали тебе, все остальное лишь толкование».

Какое место в мире определяет себе иудаизм? В Библии - одном из величайших религиозных памятни­ков и Священных текстов, Бог, обращаясь к Моисею, ска­зал: «А вы будете у Меня царством священников и наро­дом святым» (Исход. - 19:6). Пророк Исайя, живший в VIII веке до н. э., сказал евреям, что их миссия - быть «как знамя для народов» (Исход. - 11:10). Осуществи­лось ли это пророчество? Из трех мировых религий две христианство и ислам - авраамистические, то есть обяза­ны своим рождением иудаизму.

Если сравнивать между собой моральные доброде­тели конфуцианства, естественную добродетель христи­анства и интеллектуальную добродетель иудаизма, то можно выявить следующие особенности. Послушание в конфуцианстве уступает по силе воздействия христи­анской добродетели любви. Любовь, в свою очередь, как естественная добродетель, стоит ниже в универсальной шкале всех добродетелей, чем знание. Ибо знающая лю­бовь всегда выше и сильнее любви слепой, пусть даже правильной. Как следствие, цели, к которым приводят эти добродетели, тоже отличаются друг от друга. Поря­док Поднебесной ниже в ценностной шкале бессмертиячеловеческой души. А бессмертие души, обретенное на небе у христиан, уступает блаженству бессмертной души человека, если он обрел его уже на земле, как этому учит иудаизм.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]