Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы мп.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
905.22 Кб
Скачать

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.

Италия обратилась к властям Туниса о выдаче бывшего премьер-министра Кракси, обвиняемого в серьезных преступлениях и связи с мафией.

До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях

В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип "Выдать или наказать". Так, бежавшие из мест заключения России преступники, захватившие заложников, улетели в Пакистан. Пакистан не выдал преступников Советскому Союзу, но пакистанский суд осудил их по своим законам к пожизненному заключению.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

1) когда преступление совершено на его территории;

2) когда преступник является гражданином этого государства;

3) когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

  • преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

  • если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

В Конституции (ч. 2 ст. 63) говорится: "Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации".

В Уголовном кодексе вопрос о выдаче преступников решается в ст. 13 следующим образом: "Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации". Представляется правильным развернутое определение выдачи преступников, данное В.К. Звирбулем и В.П. Шупиловым: "Это акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора"*.

Звирбуль В.К., Шупилов В.П. Выдача уголовных преступников. М., 1974. С. 11.

 

Положение о предоставлении политического убежища, как правило, регламентируется в конституциях современных государств.

Статья 63 Конституции Российской Федерации гласит:

"1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением".

Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, которое вступило в силу 1 августа 1995 г. В этом Положении декларируется: "Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом" (ст. 2).

В ст. 5 этого Положения указывается, что "политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действие (или бездействие), признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций".

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента Российской Федерации (ст. 3).

Ранее, в период противостояния двух систем, право политического убежища обеими сторонами использовалось в политических целях, когда даже лица, совершившие общеуголовные преступления, например убийство, не выдавались стране, в которой было совершено преступление. В современных международных условиях институты выдачи преступников и предоставления политического убежища приобретают правовой характер, служат целям взаимодействия государств в борьбе с преступностью и соблюдения прав человека.

  1. Международно-правовая ответственность государств.

Международно-правовая ответственность (МПО) – это юр. обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения, а также право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов (восстановление границы, требование публичного извинения и т.д.).

Форма МПО – способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им М правонарушения. Различают 2 формы (внутри формы - виды):

  1. Нематериальная=политическая=моральная. Осуществляется в виде:

    1. Сатисфакция – удовлетворение Г-вом-правонарушителем явно выраженных ему подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим Г-вом и выходящих за рамки простого восстановления. Обычно выражается в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения и принесение извинения.

      1. Ординарная сатисфакция – удовлетворение нематериальных требований потерпевшего Г (в первую очередь, чести и достоинства), строго официальный характер, торжественность, гласность.

      2. Чрезвычайная сатисфакция – временные ограничения суверенитета и правоспособности Г-ва, совершившего М преступление

    2. Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.

    3. Реторсия – ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (отзыв посла)

    4. Коллективные санкции – могут применяться только на основании решения СБ ООН (полное/частичное прекращение экономических отношений, временном ограничении суверенитета и пр.).

  2. Матеральная. Осуществляется в виде репарации (Реституция, Субституция, Ресторация)

    1. Репарация – возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода не возмещается.

      1. Чрезвычайные репарации

    2. Реституция – возмещение положения до причинения ущерба

    3. Субституция – замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными

    4. Ресторация – восстановление Г-вом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий.

    5. Абсолютная=объективная ответственность (возникает на основе договоров) – возникает вне зависимости от вины, пострадавшей стороне необходимо только доказать непосредственную причинную связь между действием/бездействием и ущебром.

    6. МП санкции.

  1. Международная уголовная ответственность военных преступников.

Как известно, некоторые действия, совершенные в период вооруженных конфликтов, рассматриваются как международные уголовные преступления, и ответственность за них несут в индивидуальном порядке участники военных действий, соучастники, их пособники.

Среди этих преступлений международного характера фигурируют и военные преступления, т. е. серьезные нарушения международного гуманитарного права, которые государства считают международными преступлениями. При этом в ряде случаев военные преступления могут накладываться на иные международные преступления (против мира, человечности, террористические акты, пытки, наемничество и др.).

Первые международные военные трибуналы были созданы после окончания Второй мировой войны для судебного преследования высших военных преступников Германии и Японии. С этой целью был разработан Устав Международного военного трибунала.

В 1968 г. в рамках ООН была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. В ней закреплено положение о том, что никакие сроки давности не применяются к военным преступлениям, как они определены в Уставе Международного военного трибунала от 8 августа 1945 г., а также к преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время.

Принцип личной ответственности лиц, виновных в совершении военного преступления, отражен в Уставах Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде, в Римском Статуте Международного уголовного суда, а также в Проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссии международного права.

Следует отметить, что в Проекте названного кодекса уточняется, что личная ответственность возлагается не только на лицо, непосредственно совершившее преступление, но и на того, кто:

1) приказал его совершить;

2) воздержался от того, чтобы воспрепятствовать его совершению, хотя мог это сделать;

3) содействовал его совершению, оказывая помощь непосредственному исполнителю;

4) участвовал в его планировании;

5) публично подстрекал к его совершению.

96. Международное процессуальное право как отрасль международного права.

Международные процессуальные нормы, закрепленные в договорах и других источниках международного права, в совокупности образуют самостоятельную отрасль — международное процессуальное право. Международное процессуальное право — это совокупность принципов и норм, регулирующих порядок осуществления прав и обязанностей субъектов международного публичного права. Международное процессуальное право — важнейшая гарантия выполнения норм международного публичного права. По мнению Э. А. Пушмина, процессуальная форма пронизывает многие отрасли и институты современного международного права. Международные процессуальные нормы регулируют правоприменительную деятельность субъектов международного публичного права, т. е. практическую реализацию ими в этих целях принадлежащих им юридически-властных полномочий. Одновременно этими нормами регламентируется такого же рода деятельность международных судебных органов. В международных процессуальных отношениях всегда представлен соответствующий субъект международного права. Международно-правовому процессу свойственно исполнительное производство. Например, в соответствии со ст. 25 Устава ООН члены этой организации соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если же государство игнорирует решения этого органа, то он вправе применить санкции, которые перечислены в ст. 41 и 42 Уст.ООН.

Международный процесс нельзя сводить только к деятельности судебных и арбитражных органов по рассмотрению конкретных дел. В подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности. В международном публичном праве функции международного процесса сводятся к реализации диспозиции и санкции материально-правовых норм. Таким образом, налицо два направления реализации функций международного процесса: судебная юрисдикция и управленческая роль в обеспечении выполнения норм международного права различными средствами (через международные и национальные механизмы и т. д.).

Основными источниками международного процессуального права являются; международные договоры и международные обычаи; уставы и правила процедуры межправительственных организаций; статуты и правила процедуры и доказывания международных судов и трибуналов; национальное законодательство государств, обеспечивающее выполнение материальных норм международного права и решений международных судов.

Международное процессуальное право тесно взаимодействует с материальным правом. Оно служит формой принудительного осуществления торговых, экономических, дипломатических, воздушных, морских, экологических и других обязанностей субъектов международного публичного права. Международные суды и международные органы разрешают дела на основе норм материального права. Предметом регулирования материального права является поведение субъектов в соответствующих областях отношений — дипломатической, космической, экологической и пр. Предметом же регулирования международного процессуального права служат отношения, возникающие в сфере применения норм материального права государствами, международными органами (например, Комитетом по правам человека, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, Комитетом по правам ребенка), международными судебными учреждениями (Международным судом, Международным уголовным судом и др.) и национальными судами.

Принципами международного процессуального права являются все основные принципы международного публичного права. К специальным принципам относятся: выборность судей, их независимость и подчинение только нормам международного права; гласность судебного разбирательства; состязательность; процессуальное равноправие сторон и т. д. Международное процессуальное право состоит из двух компонентов: а) комплекса норм, регламентирующих деятельность международных юрисдикционных органов по защите прав и интересов субъектов международного права; б) комплекса норм, регламентирующих взаимодействие международных и национальных органов, которые обеспечивают выполнение материальных норм международного права.