Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Р. Штайнер "Лечебная эвритмия".doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
916.99 Кб
Скачать

РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР

Лечебная эвритмия

GA 315

Лекции 1921—1922 годов.

Перевод с немецкого Д.М. Виноградова.

Под редакцией С.В. Казачкова.

Товарищество научных изданий КМК.

Москва-2008.

RUDOLF STEINER

Heileurythmie

Acht Vorträge, gehalten in Dornach vom 12. bis 18. April 1921 und in Stuttgart am 28. Oktober 1922.

2003.

RUDOLF STEtNER VERLAG.

Научный редактор Т. Стрижак. Фонд «Терапевтическая эвритмия»

Научный консультант Z:. 7V. Кафедра пропедевтики внутренних болезней лечебного факультета РГМУ

Серийное оформление Ю. ß.

В оформлении использован силуэт М. В. Ломоносова, гравированный Ф. И. Захаровым.

Перевод опубликован с согласия Попечительства о наследии Рудольфа Штейнера, Дорнах (Rudolf Steiner Nachlassverwaltung, Dornach / Schweiz)

ISBN 3-7274-3152-0 О Rudolf Steiner Nachlassverwaltung,

Dornach / Schweiz, 2003 О Фонд «Терапевтическая эвритмия».

Перевод, оформление, 2008 О С. В. Казачков. Редакция перевода, ISBN 978-5-87317-455-3 примечания, 2008, статья, 2001

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ,

прочитанный врачам, эвритмистам и студентам-медикам в Гётеануме, Свободной высшей школе духовного знания.

Дорнах, 12—17  апреля 1921г.

Содержание

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ.

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ.

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ.

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ.

ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЛЕКЦИИ.

ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ И КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНОВ. Лекция из Второго курса для врачей и студентов-медиков. ДОРНАХ 18 АПРЕЛЯ 1921г.

О ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ.

Доклад на Неделе антропософской медицины. ШТУТТГАРТ 28 ОКТЯБРЯ1922 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Примечания (С В. Казачков, В. Келлер-Рот, В. Куглер)

Литература

Указатель имен

Предметный указатель (Т. Л. Стрижак)

Рудольф Штейнер (С. В. Казачков)

Лекция первая

На этих послеобеденных лекциях я предполагаю очертить основы некой эвритмии, но эвритмии, я бы сказал, ЛЕЧЕБНОЙ.

Намеченное сегодня в некотором введении в последующие дни обретет определенные формы. Я хотел бы начать с одного принципиального замечания. До сих пор под именем эвритмии существовала лишь эвритмия как искусство/2/ именно в качестве искусства детская эвритмия призвана войти в состав педагогики и дидактики. Ведь в ходе ее прежнего развития эвритмия была почерпнута из здорового человеческого образа. Нам же предстоит рассмотреть некоторые исходные данные для развития на основе эвритмии гигиено-терапевтических методов. Мы увидим, как преобразуются многие художественные формы, чтобы стать тем, что можно назвать родом эвритмии лечебной.

Принципиально важно подчеркнуть, что художественную эвритмию (в сущности — полноту проявления стихийных задатков облика и тенденций движения человеческого тела) надо считать полезным зрелищем и прекрасным средством развития здорового организма, душевно-духовно-телесного формирования здорового организма. Но, кроме того, можно стремиться к эвритмии лечебной, которая способна очень многого достичь в терапии тех или иных хронических, да и острых состояний, но особенно рациональной и действенной будет в профилактике подступающих болезней, в борьбе с предрасположенностью к ним. Здесь речь идет о том, что дидактико-педагогический элемент эвритмии должен постепенно переходить в гигиено-терапевтический.

Тем же, кто намерен заниматься артистической эвритмией/3/, я хотел бы недвусмысленно сказать, что — раз они думают заниматься искусством — им придется вычеркнуть из памяти все, чем они овладеют на этих лекциях. Ибо именно в данной области необходимо строжайшим образом отличать то, что преследует гигиено-терапевтические цели, от художественного идеала эвритмии. И тот, кто вздумает смешать два направления, во-первых, нанесет ущерб своему собственному эвритмическому творчеству, а во-вторых, не достигнет сколь бы то ни было значимых успехов и в терапевтико-гигиеническом отношении. Кроме того, предстоящие лекции покажут нам, что для практического применения гигиено-терапевтического элемента эвритмии нужно обладать известными познаниями в физиологии, которые должны вылиться в своеобразное чувство строения и формы человеческого организма.

После этого небольшого предисловия я хотел бы, ради лучшего достижения названных целей, попристальней всмотреться в то, что нужно положить в основу всей эвритмии человека как таковой. Желая понять, что представляет собой эвритмия во всех ее различных чертах, следует прежде получить некоторое представление о человеческой гортани/4/. С другими органами речи мы познакомимся уже в связи с гортанью — в ходе наших упражнений. Но первое, что нам нужно усвоить, это определенные знания о гортани и всем ее значении для организма в целом. Люди слишком склонны считать, что всякий отдельный орган — сюжет особый. Только это не так. У человека не такие органы. Каждый человеческий орган — элемент сложного организма и в то же время метаморфическая версия некоторых других органов/5/. В сущности, каждый замкнутый в самом себе орган — это метаморфоз других замкнутых в самих себе органов. Правда, одним органам и группам органов яркий, так сказать, четкий характер метаморфоза присущ более, а другим — менее. И прекрасным примером того, что единственную возможность постичь природу нашего организма, исходя из отдельного органа, дает правильно понятый метаморфоз, — служит как раз гортань. Обратитесь к своим познаниям в анатомии и физиологии и вспомните, как своеобразно устроен этот орган.

Но понять то, что я хочу сказать, можно лишь при гётеанском взгляде на гортань. И, сделав попытку подняться к такому взгляду на соответствующие органы — к ним мы теперь обратимся, — вы убедитесь, что он полезен. Начав с понимания гортани как продолжения трахеи вверх и изучив ее форму, вы обнаружите характерную черту: гортань представляет собой как бы повернутый, смотрящий назад, фрагмент человеческого организма, — взятый в другом месте и повернутый фрагмент организма. Представьте себе затылок вместе с органами слуха (поскольку они расположены в этой части головы), пока без переднего мозга, и затем, продолжая этот образ вниз, — то, как все это переходит в грудную клетку: в грудные позвонки и прикрепленные к ним ребра, наделенные спереди гораздо более мягкой грудиной, совершенно исчезающей ниже. Итак, вы представляете себе эту систему органов, она имеет, конечно, не столь четкие границы. Я рисую: задняя часть головы, уши, внизу грудная клетка.

Теперь представьте себе следующий метаморфоз: диаметр ребер/6/ сильно уменьшается. То, что в ребрах, в грудной клетке расставлено столь редко, здесь превращается в трубку [трахеи], костные образования видоизменяются в хрящевые. Выделенную мною часть головы представьте себе так, будто все наполненное жидкостно-твердой массой подвергается замене. Что менее заполненные, содержащие проходы части головы стали наполнены, а то, что было заполнено более плотной тканью, отсутствует. Представьте себе подобное преобразование этой части человеческого организма, и вы получите ее метаморфоз в гортань — повернутый затылок и соединенную с ним грудную клетку. Продолжение [трахеи] вверх в виде гортани — это нечто вроде метаморфизованного затылка. В случае гортани эфирные формирующие силы/7/ оказываются повернутыми по сравнению с силами комплекса от затылка до грудной клетки включительно. В нашей груди, вместе с гортанью, мы в известном смысле несем, если речь об эфирных процессах, второго человека. Он, правда, представлен лишь в некой рудиментарной форме, но этот рудимент обладает потенцией к известному развитию.