Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В1_Документ_Понятие_Эволюция.doc
Скачиваний:
201
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
87.55 Кб
Скачать

3. О значении понятия «документ»

Термин «документ» используется в многих областях знаний, где он трактуется в зависимости от специфики тех объектов, которые эта область изучает и которым предоставляет статус документа. В библиотечном деле термин «документ» употребляется давно, но особое распространение приобрел только теперь, когда встала необходимость получить общее понятие относительно объектов, которые поддаются обработке, сохраняются и выдаются читателям. Библиотекари на основе сравнительного анализа разных подходов к формулированию понятия «документ» ищут такое его определение, которое отражало бы существенные характеристики предмета их труда.

Так, Г.Швецова-Водка делает попытку очертить главные признаки понятия «документ», что отвечает объекту библиографической деятельности3. Воспользуемся предложенными ею тезисами для конкретизации приведенных значений, и сосредоточим внимание на понятии, которым оперирует библиотековедение, библиографоведение, книговедение и некоторые другие родственные с ними области знаний.

Наиболее общим признается определение документа как «любого материального объекта, которым можно воспользоваться для передачи информации в обществе»4. Подобное толкование дает в «Трактате о документации» (1934) Поль Отле, с чего фактически и начинается наука о документе. Сейчас эта концепция согласовывается со взглядами на документ как на любой материальный носитель (вещественный объект) социальной информации. По мнению библиотековеда Ю.М.Столярова, документом считается любая нооинформация (информация, созданная человеческим умом, в отличие от информации, зафиксированной в действиях безжизненной природы или биологи), зафиксированная в пространстве и времени с целью его использования, передачи и хранения5. Информатик А.В.Соколов определяет социальную информацию как движение идеального в обществе6. А поскольку такое движение может рассматриваться как передача сообщения в виде совокупности знаков или отдельного знака, который является текстом, то, считает ученый, «документы - это документированные тексты»7. Анализ этой концепции нуждается в уточнении классификации знаков, представленной А.В.Соколовым8, что поможет одновременно понять содержание текстовой основы разных трактований документа. Из всей совокупности знаков, рассматриваемых в специальной литературе по семиотики, мы выделили те, которые могут играть роль средств обмена информацией между людьми. Для показа спектра знаков осуществим их дифференциацию по характеристике природы и формы существования (см. приложение). В основу классификации положено деление на знаки языковые и знаки-изображения (неязыковые).

Языковые знаки имеют две группы: знаки естественного языка (учитывают знаки устного и письменного языка, языки жестов) и знаки искусственных языков. Знаки письменного языка, в свою очередь, включают графические (письмо пиктографическое и условно-геометрическое) и вещевые (письмо для слепых, историческое вещевое письмо - кипу, вампумы). Знаки искусственных языков делятся на графические (символика математики, химии, логики, картографическая, черчение, нотная, шахмат, кодовых информационно-поисковых языков, азбуки Морзе, тайнописи и т.п.), световые (языка сигнальных огней на кораблях, разных племен), звуковые (музыка, язык тамтамов и т.п.).

Знак-изображение (неязыковые) - это изображения имеющихся или мысленных объектов, «определений понятий, их схематическое представление. Они делятся на знаки-«пикчеры» (от английского слова «picture» - картина, рисунок, кинофильм, кадр фильма)9 - знаки произведений живописи (в том числе графики), художественной вышивки, художественной чеканки на металле, фотографий (включая кинофильмы) объектов (кроме фотографий языковых, графических знаков), эмблемные и вещевые. Знаки эмблемные - разная эмблематика (воинская, спортивная, торгово-фирменная, геральдическая, мифологическая и т.п.), дорожное условное обозначение. Знаки вещевые (трехмерные) - скульптура, макеты, модели и разные образцы как экспонаты выставок, музеев и др. Среди вещевых знаков - также разнообразна (большей частью, обрядовая) вещевая символика, которая означает разные понятия, например, обручальное кольцо на четвертом пальце - человек состоящий в браке, тыква при сватанье - отказ, черная повязка на руке - траур и т.п. То есть функция знака предоставляется отдельным предметам в конкретном случае10.

То же касается объектов разных экспозиций, в частности музеев, зоопарков, ботанических садов, выставок, в том числе научно-технических. В данном случае этим экспонатам предоставляется знаковая форма наглядной иллюстрации как представителям определенного класса (типа, рода, вида) исторических памятников, минералов, животных, растений, изделий, оборудования. Тем не менее рассмотрение этих объектов как носителей определенного знака-сообщения возможно только в границах самой экспозиции. Изъятый из нее объект теряет свой знаковый статус (то есть, тыква на огороде, вне обряда сватанья или сельскохозяйственной выставки не фиксирует ни одной социальной информации).

Второе трактование документа - это понимания его как созданного человеком материального объекта, который является результатом человеческой культуры и свидетельствует об уровне ее развития11.

Истоки этой концепции базируются на терминологии французских историков первых десятилетий XX ст., которые называли все исторические источники (письменные и неписьменные) документами. Однако значительная часть источниковедов не разделяли и не разделяют такого взгляда, оставляя за классом документов только «записи». Обходя проблему типологии исторических источников, укажем, что дифференциация информации исторических источников на вещевую и документную (осуществленная русскими учеными Г.Г.Воробьевым и Г.М.Ивановым) ассоциируется с делением этих источников П.Сальмоном на «документы умышленные» и «неумышленные».

Упомянутая концепция документа, которая, казалась бы, суживает круг объектов к совокупности «следов» материальной и духовной культуры человечества, выключая объекты живой и неживой природы, в то же время почти не связана с первым толкованием понятия «документ». В первом случае мы имели дело с сообщениями, которые зафиксированы в виде знаков (или знака) на материальном носителе (или представлены носителем-предметом, которому предоставлены значения такого знака). То есть речь шла об информационном процессе, процессе передачи информации от человека к человеку. В понятии документа как любого остатка материальной культуры, если он не представлен в форме такого сообщения, информационный процесс не просматривается. Отсутствует он и в процессе изучения такого остатка исследователем. Любое изделие, хотя и «отягощенное идеей создания», исследуется так же, как и любые объекты живой и неживой природы, которые в данном случае тоже могут считаться свидетельствами (то есть, документами) истории природы. Утверждения, что вещь «рассказывает» о себе, что исследователь «берет из нее скрытую информацию» не более чем метафора с точки зрения информационно-коммуникативного подхода. Наши реконструкции исторической действительности с помощью материальных остатков базируются на основе анализа разных их характеристик (содержания, формы, функций и т.п.), и масштабность такой реконструкции целиком зависит от способностей самого исследователя. Французский историк А.И.Марру считает, что не исторический источник является исходной точкой исторического познания, а сам историк, который задает ему вопрос, и глубина понимания этого источника зависит от личности историка, от его ума, техники исследования, изобретательности и культуры12.

По третьей концепции документ - это материальный объект, созданный человеком специально для передачи информации (Г.Швецова-Водка включает сюда и т.н. трехмерные произведения искусства: архитектуры, скульптуры13). Это трактование было весьма распространено в 60-70-е гг. Например, в «Большой Советской Энциклопедии» документом считается «материальный объект, который содержит информацию в заданном виде и специально предназначенный для ее распространения в пространстве и времени»14.

С развитием концепции знаковой основы передачи социальной информации к документам стали относить и объекты, которые фиксируют эстетичную информацию изобразительной формы, включая сюда не только живопись, а и упоминавшиеся трехмерные произведения искусства. Понятно, что при любой фиксации информации на материальном объекте мы имеем дело с определенным информационным процессом (сохранение, передача информации), но едва ли любой из этих объектов можно считать документом, в особенности с точки зрения специального предназначения носителя для передачи информации. В этом случае для фиксирования информации специально может быть задействован любой материальный объект (в том числе дом, забор или тело человека).

Четвертое значение документа - как материального объекта, который является записью предназначенной для передачи информации, - сформулировано Г.Швецовой-Водкой15. Именно такие документы, по ее мнению, входят в систему библиографического дела, являются объектами библиографической деятельности, и на этом значении и базируется система документальных коммуникаций в информатике.

Однако представление записи информации как материального объекта, на наш взгляд, не совсем корректно, поскольку форма предусматривает определенный внешний вид вещевого объекта16, который имеет обычные для него объемные параметры (высоту, длину, ширину). Возможно, здесь имелась в виду интегрированность информационной составляющей и материального носителя17 (указывается в некоторых определениях понятия «документ»). Вместо «записи информации» в них выступают «семиотичные (знаково-логические) средства представления информации, то есть ее жанровая организация» (О.А.Гречихин), «осмысленный текст» (А.И.Черный), «фрагмент информации» (Р.С.Гиляревский) и т.п.

Все другие значения понятия «документ», приведенные Г.Швецовой-Водкой, уже и означают специфические вещевые объекты в историческом источниковедении, делопроизводстве, юридической науке. Мы остановимся на определении документа как записи, которая является остатком человеческой деятельности и свидетельствует о ее существовании18. Эта точка зрения распространена в историческом источниковедении. В границах этой концепции (не единственной в источниковедении) документами признаются лишь те источники, которые имеют языковое отождествление (то есть только письменные). В историческом источниковедении есть и другие подходы к трактованию термина «документальные источники». В частности, в учебном пособии19 исторические источники делятся на два типа: вещевые памятки и письменные, а последние - на два рода: повествовательные (исторические произведения, речи, памфлеты, биографии, мемуары и т.п.) и документальные (законодательные акты, распоряжения, финансово-статистические материалы, письма и т.п.).

Для формирования понятия «документ», которое отвечает содержанию таких видов деятельности, как библиотечная, библиографическая, книгоиздательская, книготорговая и научно-информационная, мы воспользовались приведенными выше третьим и четвертым значениями этого понятия. Во-первых, в информационной части вместо словосочетания «запись информации» целесообразней употреблять слово «текст», учитывая, что он представляет собой логическую последовательность языковых и неязыковых знаков. Как неязыковые знаки здесь выступают художественное оформление (включая иллюстрации), фотографии и кинокадры, которые фиксируют объекты (то есть, знаки-«пикчеры»).

Однако сам текст нельзя идентифицировать с документом. Иначе любой текст - надпись на заборе, вывеска на магазине или даже надпись-татуирование на теле человека - можно было бы считать документом. Указанные нами области деятельности работают со специально изготовленными объектами, функционально предназначенными для сохранности и передачи информации в пространстве и времени. Причем эта функция является их основной функцией как вещевых изделий20, поскольку существует немало других изделий, на которых зафиксирована информация (они также передают ее в пространстве и времени), но основная функция этих вещевых изделий - давать право на проезд, удостоверять лицо и быть платежным средством.

С другой стороны, такая основная функция вещевых изделий, как выполнение роли средства сохранения и распространения информации в пространстве и времени предопределяет их специальную, специфическую материальную конструкцию, представленную в форме книг, брошюр, листов бумаги, буклетов, микрофиш, магнитных дискет и т.п.21 Эта специальная конструкция обеспечивает выполнение ими их основных функций, предоставляя возможность этим изделиям быть удобными для перемещения в просторные, прочными для сохранности информации во времени, приспособленными для физиологических возможностей чтения текста. Именно в таком виде они функционируют в документальных коммуникациях, являются объектами обработки, сохранения и выдачи в библиотеках, книжных магазинах, органах информации и т.п. Известно, что даже специальная форма объекта не является критерием того, чтобы считать его документом (записник без записей, чистая дискета или фотопленка), такая идентификация возможная только при наличии зафиксированного на нем текста.

Итак, для библиотековедения, библиографоведения и книговедения документ - это текст (как логическая последовательность языковых и неязыковых знаков), зафиксированный на вещевом изделии, основной функцией которого является сохранение и распространение (передача) информации в пространстве и времени.