Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mishatkina_t_v_yaskevich_ya_s_obsh_red_etika.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.07 Mб
Скачать

Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 421

пытается уйти от обыденности жизни, которая подавляет в нем всякое желание развиваться. А хип-хоп дает ему шанс выразить себя в творчестве.

«Подросток ничего не умеет, но он желает как-то выделиться из толпы. Пожалуйста, граффити, ты рисуешь, ты оставляешь свои мессиджи. Брейкданс, ты танцуешь, ты самовыражаешься в танце», — говорят сегодня «отцы» хип-хопа.

Сегодня уже нельзя говорить о хип-хопе только как о стиле музыки или о стиле одежды. Хип-хоп — это стиль жизни многих молодых людей нового поколения, людей, предпочитающих электро, рэп и другие музыкальные направления, танцующих би-боинг на улице, рисующих граффити, тусующихся в ночных клубах, катающихся на роликовых коньках и сноубордах.

Существуют и другие тенденции изменений морального сознания и поведения нашей более «продвинутой», взрослой молодежи. Довольно точно их выражает Виктор Пелевин — автор романа «Generation П» (возможно, это отечественный аналог коуплендовского «Поколения X»).

Герои В. Пелевина, как и его читатели, как правило, энергичные, молодые, амбициозные, вполне свободные люди, активно ищущие себя в новых общественных координатах. Их волнуют Интернет, дзен, наркотики, самоидентификация. Это новые, «компьютерно-интернетные» люди — современный молодежный авангард. Каковы же их моральные ценности и ориентиры?

Их отношения с миром и другими складываются непросто. Жизнь воспринимается ими как досадная обуза. Не страдание, а скука, пустота, стремление к смерти заполняют все их существование. Отсюда и другие черты «поколения П»: полное неприятие реальности, неуправляемая неприязнь к своему времени. «Поколению П» не нравится ни-че-го: всюду царят уродство и безобразие, кажется, что больше вообще не осталось интересных и хороших людей, есть только ублюдки, ошметки, шушера. Поэтому ненависть становится лейтмотивом отношения ко всему и всем.

Это может быть, к примеру, ненависть к отцам. «Отцы» — люди конченые; с ними не о чем говорить; их опыту, их прошлому, их моральным ценностям место на свалке.

422 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Этот негативизм носит анархический характер. В нем — стремление к полной идеологической независимости, ибо идеи закрепощают, а держаться за них — значит попасть в рабство, взять на себя ненужные обязательства. Это инфантильное стремление к свободе «от».

Роман Пелевина — своеобразная заявка на выражение поколенческого кредо, на создание «культового» романа, выражающего миросозерцание современных молодых людей, их моральный облик, их стиль, способ жизни и общения. С кредо героев Пелевина можно соглашаться или не соглашаться. В конце концов, самим молодым виднее.

К концу XX века в мире скопилось столько фикций и лжи, что молодым людям трудно найти что-либо подлинное в океане пустых банальностей и идеологем. О том, что эти идеологемы могут быть весьма опасны, свидетельствуют и другие тенденции проявления молодежного сознания и поисков некоторой частью молодых людей моральных ценностей и ориентиров. Вот некоторые из них.

«Россия — страна арийцев! Хватит, поиздевались над нами всякие жиды и большевики. Мы, арийцы, здесь хозяева. И мы будем хозяевами. Когда мы придем к власти — мы всех выстроим вдоль стен и всем скажем: «Жиды и комиссары — шаг вперед!» И всех жидов и коммуняк — из пулемета. Потом скажем: «Узкоглазые и черножопые — шаг вперед!» И всех узкоглазых и черножопых — на рудники и на лесоповал. Пусть работают... Да здравствует Тысячелетний Великий Рейх Арийской Нации!..»

Это фрагмент выступления одного из лидеров нового российского молодежного движения, именующего ебя «скинхеды» (или «скины») — бритоголовые.

Скины — это молодые люди с бритыми головами, в черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации или нашивками в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть «Heil Hitler!») или букв WP («White Power»). Последний «писк» скин-моды — украшать ремень якобы декоративной цепью, которая делает этот импровизированный кастет более опасным. Вот такие «моральные ценности».

Скинхеды появились у нас в начале 1990-х годов. В 1992-м в Москве их было всего около десятка. Вели они себя тихо и в основном просто тусовались в центре города. Это было чисто подростковое обезьянничание: наши первые скины старательно подражали западным скинхедам,

­Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 423

о которых они узнали из советских СМИ. Однако в начале 1994-го скинхеды вдруг стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. К концу 1999 года в России насчитывалось уже свыше двадцати тысяч скинхедов. Процентов на восемьдесят — это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные. Большинство из них объединены в маленькие банды, не являющиеся политическими организациями. Однако в Москве существуют и две политизированные скинхедские организации: «Скинлегион» и «Blood & Honor — Русский филиал». Появились скинхеды и в Беларуси.

У бритоголовых есть собственная пресса: журнал «Белое сопротивление», сайт в Интернете «Русские бритоголовые». Бурно развивается и музыкальная скин-культура (скин-группы «Штурм», «Белые бульдоги», «Вандал», «Дивизион», «Крэк», панк-ой!-группа «Террор»). Тексты песен скин-групп чрезвычайно агрессивны и, как правило, довольно примитивны.

Скинхедов относят к новому асоциальному поколению, отрицающему существование любых норм общественной морали. Для этих молодых людей характерен полный разрыв с нравственными традициями, с моральными ценностями и установками. Они напоминают стадо биологических особей — аморальных, эгоцентричных, неспособных к коммуникации, примитивных в своих запросах, жадных, озлобленных, тупых и все более неграмотных. Отсюда их агрессивный национализм, ибо давно доказано, что источником ненависти к иным народам — ксенофобии — является необразованность, невоспитанность и бескультурье.

Подобные процессы молодежного сознания — агрессивность, нетерпимость к «иному», — безусловно, играют на руку праворадикальным и фашистским партиям и организациям, часть из которых смотрит на скинов как на свой резерв и «социальную базу». Так, с бритоголовыми активно работает Русский национальный союз (РНС), Русское Национальное Единство (РНЕ), Национал-большевистская партия писателя Эдуарда Лимонова (НБП) и др.

Впрочем, неофашистские и расистские наклонности были у скинов изначально. Любимое времяпрепровождение для них — напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего студента или «лицо кавказской национальности». Но если раньше скины избивали африканцев и азиатов «абстрактно» — за цвет кожи и за то, что те «заражают нас СПИДом» и «торгуют наркотика-

424 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

ми», то теперь любой рядовой скин готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об «угнетенной жидами русской (белорусской) нации», «мировом сионистском заговоре» и «грядущем возрождении Великой России (Беларуси)».

­И скинхеды, и «Generation П» принадлежат одному времени и пространству, они наши современники. Разница между ними не только в том, что одни идеологизированы до опасной черты, до уровня фанатизма, а другие отказываются от всякой идеологии. Различны, прежде всего, их моральные ценности и ориентиры. «Интернетно-компьютерные» мальчики и девочки строят свои отношения с миром на основе последовательного индивидуализма, доходящего до изоляционизма. Выстраивается система моральных отношений «Я-Они», в которой любые агенты «Они» игнорируются, а иногда и попросту отторгаются.

У бритоголовых явственно прослеживается иная тенденция: принцип стаи. Они изначально «кучковались» по территориальному и социально-имущественному признакам и были нацелены на противостояние «чужим»: от жителей соседнего двора до «инородцев». Здесь другая система моральных отношений: «Мы-Они», противостояние более опасное, ибо общение идет по принципу «стенка — на стенку» и ориентировано на массово-отрицающее (а иногда и уничтожающее) взаимодействие.

К счастью, ни одна, ни другая тенденция не являются в современной молодежной среде тотальными, но чтобы они не превратились в доминирующие факторы, необходимо научиться распознавать их и вырабатывать к ним соответствующее отношение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]