Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зайцев книга 2 ч. история педагогики и философи...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
70.87 Mб
Скачать

1. Реформы образования и педагогическая мысль в середине XIX – начале XX века в России

Реформы обучения и развития педагогической мысли в России Нового времени пришлись на вторую половину XIX века. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы: «Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник» и др.

В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.

В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университеты получили более широкую автономию, управление университетом передавалось Советам профессоров. Эти советы должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три проекта 1860, 1862, 1864 г.г., которые легли в основу Устава средних школ (1864 г.).

Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием для поступления в гимназии становится имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение.

От платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных не могло превышать 10% от общего числа учащихся). Предусматривалась выдача единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Устав объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы:

  • Классическая гимназия с двумя древними языками.

  • Классическая гимназия с латинским языком.

  • Реальная гимназия без древних языков – учреждался новый тип неполного среднего образования.

Прогимназия с 4 летним курсом обучения по программам классического и современного образования.

Во всех средних школах должны были обучать:

  • З акону Божьему

  • истории

  • географии

  • русскому языку

  • литературе

  • математике, а так же в классических гимназиях:

  • древние или современные европейские языки

современных (реальных) гимназиях:

  • естественные науки

  • черчение.

Устав предусматривал преобразование части уездных училищ в прогимназии, а другой части в двухлетние приходские начальные школы. В 1864 году был принят Устав по начальному образованию.

О н предусматривал сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В школах предусматривалось укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу «полезного знания». Закон Божий преподавал местный священник или специальный учитель по разрешению церкви. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный Уездным школьным советом. В него входили: представители министерства просвещения, священного синода, других правительственных школьных организаций, члены уездного, земского собрания. Этот совет выбирал преподавателя, который утверждался в Губернском школьном совете. Сюда входили: губернатор, главы церковной иерархии, два члена губернского земского собрания, губернский земской руководитель школьного ведомства. Уездные школьные советы давали разрешение на открытие новых школ, закрытия учебных заведений, назначения оплаты и увольнение учителей. Реформы 1860 гг. позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женские гимназии, отменить телесные наказания в школах.

В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новых народных школах:

Таврическое училище (1859 г.) Д.Д. Семенов, О.Ф. Миллер.

Яснополянская школа (1859 г.) Л.Н. Толстой и др., где использовали уважение к личности, побуждение у детей интереса к знаниям.

Д .Л. Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. В 1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. В соответствии с этими документами в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создается новый тип неклассической (реальной) гимназии. Тут получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далее они могли обучаться в высших технических училищах.

Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.

В опрос о женском образовании, так же как и женский вопрос в целом, привлек к себе внимание российское общества в 50-60-е гг. XIX в. Это было связано, с одной стороны, с распространением либеральных идей о равноправии и общественной пользе и, с другой стороны, с изменениями в социальном положении значительной части людей.

В России к середине XIX в. организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться. Кроме того, сословный характер женских учебных заведений, отрыв от реальной жизни, подвергались критике среди педагогов, общественных деятелей, в журналах и газетах.

В ыдающиеся русские педагоги-демократы К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.А. Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

В еликий талантливый педагог К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина – чересчур видный член общества», – писал К.Д. Ушинский. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни, Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь.

Женщина является необходимым связующим звеном между наукой, искусством и поэзией с одной стороны, правами, привычками и характером народа – с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собою необходимость полного, всестороннего образования женщины не только для семейного очага, но и для высокой цели провести в жизнь народа результаты науки, искусства, поэзии.

В противовес активной позиции передовой части русской интеллигенции, отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила активно дискриминационный характер.

Пионером постановки вопроса о важности изменений в системе женского образования был выдающийся русский хирург и педагог Н.И. Пирогов. В 1856 г. в журнале «Морской сборник» им была опубликована статья, где подчеркивалась необходимость коренных изменений в системе женского образования, поскольку именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть образованна, чтобы с успехом выполнить эту общественную функцию.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.

Н а рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы. С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в Санкт-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение – Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 – гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения.

Таким образом, XIX век обнаружил множе­ство проблем в женском образовании, основной из которых являлось его устройство по сословному принципу, оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения, пренебреже­ние к русской культуре.

И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные успехи в области женского образования.

Новый устав начальных школ (1871 г.) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священного синода.

Либеральный курс использовал новый министр Л. Сабуров (1880-1882 г.г.), но в 1882 году был назначен новый министр, единомышленник Толстого И.Д. Делянов (1882-1898 г.г.), который начал репрессии против студенчества.

У став университетов (1882 г.) окончательно лишил университеты автономии, упразднил студенческую свободу, а управление университетом сосредоточилось в Министерстве просвещения. В конце 1880 гг. усилились требования студентов по поводу автономии. Глава священного синода К.П. Победоносцев был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (против евреев, мусульман). Было ограниченно обучение в классических гимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение. Согласно циркуляру (1887 г.) оговаривалось, что следует предоставить обучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителям низов (дети кухарок, крестьян, прачек и пр.).

Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние учебные заведения 80-х гг.:

Школа под руководством А.С. Грачевского. В младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было организовано трудовое обучение (швейное дело для девочек; столярное дело для мальчиков).

Женская гимназия В.Я.Стоюнина. Программа делилась на 4 цикла:

  • научные дисциплины

  • иностранные языки

  • искусство

  • физическое воспитание.

Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регу­лярно организовывались экс­курсии на промышленные предприятия, в деревню.

Видным идеологом создания церковно-приходских школ является С.А. Рачинский.

Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и обучении в политическую полемику.

В работе «Рассуждение» Белинским были освещены педагогические вопросы. Здесь он высказывает материальную мысль о том, что человек не имея врожденных идей и понятий, в тоже время одарен от природы возможностями развития, ему присуще также любопытство и стремление к познанию.

Он выступил против вульгарно – материалистических представлений о том, что ребенок «чистая доска», на которой воспитатели могут писать все, что им заблагорассудится «Нет, не белая доска есть душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». Воспитатели должны поступать, как садовники, которые ухаживают не только за растением, но и за почвой, на которой оно растёт. Он предлагает воспитательные средства сообразовывать с периодами развития ребенка.

В.Г. Белинский выступает с категорическим требованием предоставить детям нормальные условия для развития, осуждает произвол взрослых, настаивает на запрещении наказаний, суровой дисциплины, неразумных требований. Главной целью всякого человека «на всякой ступени в лестнице общественной иерархии быть человеком». В.Г. Белинский требует заменить сословное воспитание общечеловеческим.

Н равственное воспитание. В.Г.Белинский считает важнейшей стороной формирование человека.

Истинная нравственность имеет своей основой хорошие задатки, свойственные каждому человеку. Чтобы она развивалась, надо предоставить детям разумную свободу и самостоятельность. Безнравственна такая обстановка, в которой в детях задавлены, приглушены все естественные склонности и задатки.

Пусть дети тянутся к совершению доброго и хорошего не ради будущей награды. Высшей наградой для них должна быть радость от сознания справедливости и правоты поступков. Он называет юношеский энтузиазм, стремление к героике и романтике «необходимым моментом нравственного развития», способствующий внутреннему очищению от корыстных и эгоистических побуждений.

После 7 лет должно «начаться систематическое образование дитяти, которое не может быть частным, специальным или исключительным». Оно должно создавать условия для развития всех духовных сил будущего человека способствовать развитию логического мышления.

В творческом наследии В.Г. Белинского большое место заняли проблемы детской литературы. Нравственные идеи, но мнению Белинского, выражены в форме моральных сентенций, нравоучений и резонерских наставлений. Нравственной идеей должно быть проникнуто всё содержание книги, её должны почувствовать и вывести из прочитанного сами дети. Белинский призывал воспитывать в детях безграничную любовь к родной стране.

Согласно концепции В.Г. Белинского, не только общество должно заботится о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием.

Ч ернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства человеческого организма и психической деятельности человека.

Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов, обуславливающих развитие и формирование человеческой личности, Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в области воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостнического строя в России, те пороки, какими была проникнута «просветительная» политика правительства крепостников и официальная система воспитания.

Касаясь состояния грамотности в России, в статье «Суеверие и правила логики» он с болью в душе писал: «В целой Западной Европе, имеющей около 200 миллионов жителей (в России тогда насчитывалось 65-70 миллионов), не найдется столько безграмотных людей, как в одной нашей родине».

К тому же, говорил Чернышевский далее, большинство грамотных в городах. Значит, какая же безграмотность, тьма-тьмущая в деревнях среди трудового крестьянства.

Где же причина такого тяжелого положения с грамотностью? В той же статье Чернышевский указывал, что есть люди, которые пытаются отыскать причину этого неблагополучия в природе русского человека. В действительности, утверждал Чернышевский, наблюдается как раз обратное, именно чрезвычайно сильное стремление в народе к просвещению, «но обстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют его осуществлению».