Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зайцев книга 2 ч. история педагогики и философи...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
70.87 Mб
Скачать

Школа-коммуна Наркомпроса (1922)

В начале 20-х гг. для разработки и апробации идей трудовой школы было создано более 20 опытно – показательных учреждений. Среди городских школ такого типа наиболее известной являлась Московская опытно – показательная школа имени П.Н.Лепешинского или в логике тогдашних сокращений МОПШ.

В 1922 г. в ведущем педагогическом журнале «На путях к новой школе» ее руководитель М.М.Пистрак опубликовал цикл статей о жизни школы – коммуны сразу привлекший значительный интерес.

И не случайно. Ведь педагогами МОПШа – а в школе было собрано созвездие талантливых учителей, имевших университетское образование – была выдвинута и довольно успешно разрешена важнейшая для трудовой школы задача – весь образовательный процесс был построен вокруг изучения текстильной фабрики. Все предметы были объединены в трудовые комплексы и изучались на материале конкретных производственных процессов. Конечно, не обошлось без насилия над содержанием особенно гуманитарных дисциплин. Ведь в фабричные процессы оказалось втиснута не только великая русская литература, но вся всемирная история. Жизнь достаточно скоро показала иллюзорность, более того - опасность таких попыток.

Но, читая статьи и книги об этой школе – коммуне невольно получаешь значительный заряд энтузиазма – ведь само стремление связать школу с жизнью, насытить ее исследовательской деятельностью учащихся было абсолютно правильным.

Вот как строился образовательный процесс в этой необычной школе. В 9 часов начинались занятия, которые строились как самостоятельная деятельность учащихся – они ставили опыты, проводили исследования. А учитель выступал только в роли консультанта. Периодически в классе вспыхивали дискуссии по различным учебным или политическим проблемам. Уроки продолжались по сто минут без перерыва.

Конечно, никакого спрашивания уроков в привычном понимании не производилось. Впрочем, и учеников на уроках было не много. Большая часть из них уходила на экскурсии.

После обеда начиналась работа мастерских – переплетной и столярной, старшая группа уходила на фабрику. С 19 часов до 21-го открывали свою работу кружки. Затем свободное время, затрачиваемое на подготовку докладов, чтение литературных произведений. В 22.30 объявлялся отбой – и зажигался свет в комнатах педагогов, – они начинали готовиться к занятиям.

Разумеется, все строилось на самоуправлении учащихся.

Хотя школа и просуществовала до 1941 г., но с начала 30-х годов это уже было обычное учебное заведение.

Малаховская школа-коммуна (1924)

Лучшим отечественным педагогам всегда было присуще стремление пробудить многообразные творческие потенции детей. Они были глубоко убеждены в том, что стоит прикоснуться волшебной палочкой творчества к любому ребенку – и произойдет обыкновенное чудо: проявится бурная фантазия, жажда к игре, драматизации, исследованию. Главное – создать сотканную из творчества атмосферу и погрузить в нее детей.

Эти гуманистические идеи были продуктивно реализованы в легендарной «Малаховке» – школе для еврейских детей-сирот, созданной талантливым педагогом Б. Шварцманом. Здесь кипела удивительно насыщенная творческая жизнь. В этом оазисе, среди холода и голода, дети, обожженные антисемитизмом и лишенные семьи, учились петь, танцевать, рисовать. Они сами готовили декорации и костюмы для спектаклей, издавали литературные журналы и газеты. Окруженные радостной творческой атмосферой, воспитанники добивались настоящих профессиональных успехов.

Жизнь детской республики строилась на самоуправлении. Все решения обсуждались и принимались на верховном совете – «Колониал рате». Разнообразный и продуктивный сельскохозяйственный труд обеспечивал педагогов и воспитанников всем необходимым и давал возможность существовать на полном хозяйственном самообеспечении.

Преподававшие в то время в «Малаховке» М. Шагал, Ю. Энгель создавали удивительный мир театра, музыки и живописи. Воспитанники посещали все спектакли театра Михоэлса, а его актеры были частыми гостями школы, как, впрочем, и другие известные деятели культуры.

Преподавание на родном языке, художественное воспитание, проникнутое фольклором, способствовали бережному сохранению духа и традиций еврейского народа. За двадцать лет существования (до символичного 1937 года) через материнские руки «Малаховки» прошло более 400 воспитанников. И за все время из колонии не «эмигрировал» ни один ребенок, наоборот, не было отбоя от желающих попасть туда.