3.1.2. Становление потребности в общении со взрослым
Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая фиксация у новорожденных довольна примитивны, но быстро совершенствуются.
На 2-3 неделе возникает слуховое сосредоточение - ребенок замолкает и замирает при резком звуке. В конце первого — начале второго месяца жизни ребенок начинает направлять взгляд в одну точку, следить за движущимся предметом, рассматривать яркие и движущиеся предметы, отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки.
Как это происходит? В первые недели новорожденный ребенок не проявляет никакого интереса к людям: не радуется приходу матери, не огорчается ее уходу, не старается привлечь к себе внимание. Потребность в общении со взрослым на данном этапе отсутствует. М.И.Лисина высказала предположение о том, что основным источником потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и т.д.), которые он не может удовлетворить самостоятельно. О своем дискомфорте ребенок сообщает матери через крик, плач, движения, мимику. Постепенно у ребенка складывается «образ взрослого как единого источника всех желанных воздействий» 2 [15].
Кроме того, большую роль в становлении потребности в общении выступает врожденная потребность в новых впечатлениях. Современные исследования свидетельствуют о предпочтении с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способности выделять человеческий голос среди других звуков; выделении голоса матери из прочих голосов. Взрослый, становится наиболее привлекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях. Это природная предрасположенность новорожденного к восприятию человека облегчает ребенку выделение главной опоры его существования и направляет его активность во взаимодействие с ним.
Н
а
третьей-четвертой неделе у ребенка в
состоянии спокойного бодрствования
можно наблюдать так называемое ротовое
внимание в
ответ на обращенный к нему ласковый
голос и улыбку взрослого — ребенок
замирает, губы слегка вытягиваются
вперед, происходит глазной
контакт.
В возрасте 4-5 недель появляется первая улыбка, адресованная взрослому. Она возникает как ответ на ласковое обращение и улыбку взрослого. Эта улыбка является средством налаживания отношений с окружающим миром, т.е. первым средством общения.
Таким образом, центральным психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка — улыбки на обращение матери (близкого взрослого). По мнению Л.С.Выготского, это означает начало собственной «индивидуальной психической жизни новорожденного»3. Жизнь новорожденного становится индивидуальным существованием, но вплетенным в социальную жизнь окружающих ребенка людей.
В последующие недели ребенок поворачивает голову на звук шагов взрослого, рассматривает лицо, оживленно двигает ногами и руками, и издает разнообразные звуки. Особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, была названа «комплексом оживления». Этот термин был впервые введен в 20-е годы Н.М.Шеловановым. В состав комплекса оживления входит:
улыбка,
замирание и зрительное сосредоточение,
двигательное оживление – вскидывание ручек, перебирание ножками,
вокализация – вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки), гукания (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение) [13]. Это первая сложная психическая функция ребенка, соединяющая в себе комплекс переживаний, обращенный к конкретному взрослому. Ребенок как бы сообщает ему: «Я тебя узнал, я тебе рад, пообщайся со мной».
Комплекс оживления складывается примерно к 1,5-2 месяцам, и его интенсивность нарастает до 4 месяцев. После этого возраста отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения. В результате исследований М.И.Лисиной, С.Ю.Мещеряковой было показано, что активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит [14].
Появление комплекса оживления у ребенка знаменует появление не только первой социальной потребности – потребности в общении, но и средств общения. Комплекс оживления вызывает у взрослого чувство разделенности собственных эмоций со стороны маленького существа, чувство глубокого удовольствия.
Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась. Этот феномен выражается в использовании местоимения «мы», при описании поведения ребенка. Такое «сращивание» закладывает чувство доверия сначала к матери, а позднее к человеку в целом.
Что же происходит, если потребность в общении на этом этапе развития не удовлетворяется или удовлетворяется частично? Большинство исследователей (Р.Шпиц, Дж.Боулби, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская и др.) отмечали, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается.
Жизненная важность этих связей стала очевидной в период Второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка. Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих учреждениях, дети в них теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца, при этом взгляд был бессмысленно устремлен в одну точку. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года. Российские педиатры и психологи, поняли, что все симптомы связаны с дефицитом общения, и данную болезнь назвали госпитализмом. Ребенку недостаточно удовлетворять только свои органические потребности, ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого – видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло.
