
- •4.Проблема определения малой группы.
- •Команду фактически можнорассматриватъ как высокопрофессионального субъекта совместной деятелъности.
- •Факторы конформного поведения в группе
- •Уровни социального влияния. Концепция Келмена.
- •Сравнительный анализ влияния большинства и меньшинства в малой группе.
- •8.Сравнительный анализ влияния большинства и меньшинства в малой группе.
- •9.Социальная фацилитация.
- •11.Проблема развития малой группы.
- •3) Психологический обмен. Ценностный обмену как механизм межличностного взаимодействия в малой социальной группе.
- •16.Параметрическая теория коллектива л.И.Уманского
- •17. Психологическая теория коллектива Петровского
- •18.Особенности динамики малой группы в экстремальных условиях.
- •20.Соотношение лидерства и руководства
- •27.Проблема групповой территориальности.
- •28 Личность в групповом процессе.
- •29.Экологические аспекты функционирования малой группы.
- •30.Подходы к структурному анализу малой группы.
17. Психологическая теория коллектива Петровского
Одна из них представлена стратометрической концепцией коллектива, разработанной А. В. Петровским. Им были предложены два критерия построения гипотетической типологии групп:
степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности–негативности с точки зрения общественного прогресса.
Корпорация – асоциальная ассоциация - диффузная группа – просоциальная ассоциация - Коллектив
Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.
Плюсы: Отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных детерминантов.
Минусы: Процесс развития представлен в ней в слишком обобщенной форме, минуя многие, возможные этапы и не отражая складывания отдельных компонентов жизнедеятельности группы как составляющих целостного социального организма. И, видимо, в силу трудностей операционализации схемы ее апологеты, проводя дифференциацию групп по уровню развития, как правило, апеллируют к традиционному житейскому критерию: низкий – средний – высокий уровень
18.Особенности динамики малой группы в экстремальных условиях.
Отличительные признаки экстремальности («экзотических» условий) - ограниченность индивидуальных и групповых перемещений, стресс, изоляция от внешнего мира. Примеры: космические полеты, работа антарктических станций, подводные и надводные морские и океанические экспедиции и т.п.
Среди этих вопросов определенное внимание исследователями было уделено стадийности развития малых групп, функционирующих в так называемых замкнутых системах обитания, Замкнутость подобного рода систем определяется степенью их социальной изоляции, возможностью поддержания связи и использования транспортных средств.
М. А. Новиков пришел к выводу, что особенностью общения в замкнутых системах обитания является практическая обязательность трех основных стадий:
1) Ознакомление — представляет собой относительно короткий отрезок времени, даже в случае интернационального состава группы он длится всего несколько дней и характеризуется развитием ориентировочных и исследовательских реакций
2) стадия дискуссий (2-3 недели). Члены группы интенсивно общаются, пытаясь выяснить взгляды друг друга по многим жизненным вопросам. Результатом дискуссий является возникновение структурного контура группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и элементами коалиционирования.
3) ролевых ориентации, для нее характерно, с одной стороны, складывание группы в некую целостную систему, обладающую соответствующей, социально-психологической атрибутикой. С другой стороны, в то же самое время в группах нередко развиваются деструктивные процессы, при этом наиболее сплоченные группы часто выглядят более эмоциональными и даже астенизированными, чем недостаточно сплоченные.
Обнаруживает несомненное их сходство с некоторыми фазами модели Б. Такмена. Как показывает проведенный исследователем анализ, фактор экстремальности оказывает исключительно высокое влияние на эмоциональный фон развития внутригрупповых отношений, не позволяя зачастую раздиф-ференцировать инструментальные и экспрессивные их компоненты и резко повышая удельный вес последних в процессе групповой жизнедеятельности.
19.Проблема совместной деятельности в социальной психологии.
Межличностное восприятие в групповом процессе.
основные исследовательские линии.
Одна из них — рассмотрение перцептивного (или точнее социально-перцептивного) акта как первичного структурного компонента межличностного отношения (главным образом диадного), заметно влияющего на его последующее развертывание. [Бодалев, 1982].
Другое направление изучения перцептивного аспекта межличностных отношений связано с обращением к групповому контексту: речь идет о выяснении роли межличностного восприятия в групповом процессе.
в диссертационном исследовании Т. С. Мироновой [Миронова, 1986], выбравшей объектом изучения команды гандболистов и экипажи академической гребли, была выявлена следующая совокупность детерминантов межличностного восприятия:
♦ эффективность совместной деятельности;
♦ уровень развития и форма организации совместной деятельности;
♦ переменные группового и личностного характера.
В результате статистического и качественного анализа данных обнаружилось, что основным детерминирующим фактором является эффективность деятельности. Именно она определяет содержание восприятия, в то время как все остальные названные факторы играют вспомогательную роль, дополняя и корректируя влияние основного фактора.
Виноходова установила, что ведущим фактором, определяющим динамику содержательных и формальных характеристик межличностного восприятия в изолированной группе, являются уровень развития группы и эффективность реализации руководителем лидерской функции, т.е. уровень его активности и мотивации, стиль руководства, ответственность, контроль поведения. Причем согласованность образов руководителей у разных членов группы является отражением на перцептивном уровне достаточной степени групповой сплоченности. Напротив, значительное несходство этих образов может служить источником негативных отношений в группе, препятствием в ее сплоченности и продуктивности.
Исследовательница обратила внимание также и на роль самовосприятия членов изолированной малой группы. Ею показано, что недостаточно интегрированный образ «Я», т.е. рассогласование «Я-реального» и «Я-идеального» в структуре самовосприятия индивида может служить источником его воспринимаемого несходства с остальными и последующей изоляции внутри группы. Напротив, позитивный и достаточно интегрированный образ «Я» может считаться более благоприятным признаком в плане оценки перспектив функционирования индивида в составе изолированной малой группы.
Феномен межличностной совместимости. Межличностная совместимость складывается между членами группы главным образом в «пространстве» диадного взаимодействия. Она рассматривается преимущественно как диадный феномен, что не исключает обращения и к собственно групповому ее аспекту, и предполагает наличие момента обоюдного удовлетворения членами диады потребностей и поведенческих проявлений друг друга.
классификацию, предложенную М. Шоу [Shaw, 1981], согласно которой выделяются два типа межличностной совместимости:
♦ потребностная совместимость — предполагается, в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров,
♦ поведенческоя совместимость — предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, к которые либо ведут, либо не ведут к совместимости
В рамках потребностной совместимости можно выделить несколько исследований, несомненно, относящихся к социально-психологической классике. Это прежде всего — теория интерперсональных отношений Шутца [Schutz, 1958], основной пафос которой состоит в утверждении обусловленности межличностного поведения индивидуальными ориентациями людей.
Согласно этой теории, каждый человек строит свои отношения с другими людьми, используя типичные для него модели межличностной ориентации. В основе подобных моделей лежат три фундаментальные интерперсональные потребности:
♦ включенность — характеризуется стремлением устанавливать и сохранять благоприятные отношения с другими людьми;
♦ контроль — диапазон ее функционирования варьирует от желания доминировать, влиять на других до желания быть контролируемым;
♦ любовь — характеризует желание быть нравящимся и любимым и отражается в теплых эмоциональных связях, возникающих между людьми.
Разнообразные сочетания этих потребностей, реализующиеся в специфических моделях межличностного поведения, имеют своим следствием три типа совместимости:
♦ взаимообменную — относится к взаимному проявлению любви, контроля и включенности;
♦ инициаторную — основывается на принципе дополнительности: в этом случае один из членов диады выступает в качестве субъекта инициативы, а другой является ее объектом;
♦ реципрокную— характеризуется степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля, включенности или любви отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потребности ой сферы.
Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми [Обозов и Обозова, 1981]. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:
♦ структурный — в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;
♦ функциональный — совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;
♦ адаптивный — в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.
В качестве попытки такого рода подхода приведем разработанную одним из нас совместно с И. Б. Антоновой [Кричевский и Антонова, 1980] схему изучения межличностной совместимости в малой группе. Основываясь на положениях, вытекающих из анализа реализации принципа деятельности в исследовании социальной группы (см. 1.3), было решено рассматривать совместимость в связи с двумя основными типами групповой деятельности:
♦ инструментальным (деловая, трудовая сфера групповой активности);
♦ эмоциональным, или экспрессивным (сфера внутригруппо-вого общения).
В соответствии с первым из них можно говорить о совместимости индивидов в сфере деловой активности группы, в соответствии со вторым — о совместимости индивидов в сфере внутри-группового общения. полученные данные позволяют рассматривать межличностную совместимость как многомерный феномен. Это особенно заметно в игровой деятельности спортсменов. В ней можно выделить как минимум четыре плана (измерения) совместимости:
♦ совместимость, основывающуюся на сыгранности, сработанности партнеров
♦ операционально-ролевую совместимость
♦ совместимость в личностных чертах
♦ совместимость в игровом общении
В этом же исследовании обнаружилось, что тип групповой деятельности способен влиять на содержание составляющих (измерений) совместимости. Так, во внеигровом общении спортсменов в отличие от их игровой деятельности одно из значительных проявлений (измерений) совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов партнеров.
Межличностный конфликт. основные исследовательские подходы
♦ мотивационный;
♦ когнитивный;
♦ деятельностный;
♦ организационный.
В указанном смысле показательны прежде всего работы, выполненные в рамках мотивационного подхода.
. Так, Ч. Мак-клинток [McClintock, 1972], основываясь на результатах многолетнего экспериментирования, выявил четыре разновидности социальных мотивов в ситуациях экспериментальных игр (модификации «дилеммы узника»):
♦ мотив максимизации общего выигрыша — кооперация;
♦ мотив максимизации собственного выигрыша — индивидуализм;
♦ мотив максимизации относительного выигрыша — соперничество;
♦ мотив максимизации выигрыша другого — альтруизм.
когнитивный подход. В рамках этого подхода речь обычно идет о так называемом когнитивном конфликте (хотя, как нам кажется, все же правомернее было бы говорить о когнитивной стороне, плане, аспекте конфликта). Его возникновение и редукция обусловлены, по мнению специалистов [McGrath&Kravitz, 1982], структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий.
деятельностный подход. Влияние некоторых его идей нашло отражение в трактовке и эмпирическом изучении межличностного конфликта.
Так, в диссертационной работе Т. А. Полозовой уровень развития группы как коллектива, степень эффективности совместной деятельности рассматриваются в качестве ведущего фактора возникновения и последующего протекания внутригруппового конфликта. Автор выделяет два типа конфликтов: предметно-деловые и личностно-прагматические. На основании полученных данных делается вывод о том, что в группах более высокого уровня развития личностно-прагматические интересы реже выступают причиной межличностных конфликтов и, кроме того, с ростом эффективности совместной деятельности увеличивается количество внутригрупповых конфликтов, имеющих своим субстратом предметно-деловые разногласия. Причем в высокоразвитых и эффективных группах, где доминируют деловые противоречия, конфликт не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается эмоциональным негативизмом, как это имеет место в случае противоречий личностного характера.
Последнее из рассматриваемых нами направлений изучения межличностного конфликта — так называемый организационный подход. Ряд моделей организационного конфликта, пользующихся довольно широкой известностью среди специалистов в области психологии управления, предложил в свое время Л. Понди. Разработанные им теоретические конструкты {«конфликт переговоров», «бюрократический конфликт», «системный конфликт») приложимы к описанию конфликтов, отражающих соперничество сторон за обладание дефицитными ресурсами, развертывающихся на уровне высшего управленческого аппарата, в вертикальном (между руководителями и подчиненными) и горизонтальном (между равно-статусными индивидами) срезах внутриорганизационных отношений (подробнее об этом [Гришина, 1982]).
современная модель организационного конфликта разработана Н. В. Гришиной, ориентировавшейся в своих исследованиях на изучение межличностных противоречий в первичном производственном коллективе [Гришина, 1982; Гришина, 1983]. В основу модели и, кстати сказать, вытекающей из нее типологии конфликтов положен анализ взаимосвязей, устанавливающихся между людьми, включенными в процесс получения единого производственного продукта. Эти взаимосвязи подразделяются Н. В. Гришиной на:
♦ функциональные — обусловлены особенностями выполняемой совместной деятельности;
♦ социальные — обусловлены принадлежностью людей как к первичному коллективу, так и к социальной организации в целом);
♦ психологические — обусловлены потребностью людей в общении. Нарушение эффективности их функционирования ведет, согласно модели, к возникновению разнообразных производственных конфликтов. Предложенная автором типология позволяет, и это показано на практике, не только систематизировать изучение конкретных конфликтных ситуаций в условиях промышленного предприятия..