- •Оглавление
- •Природоохранные технологии.
- •Условия для успешного развития природоохранных технологий:
- •Принципы природоохранной политики.
- •Основные устройства для очистки сбросных вод:
- •Стандарт по очистке дымовых газов требует снижать выбросы:
- •Линейка токсичности.
- •Очистка газов от летучей золы.
- •Основные приемы снижения токсичного недожога.
- •Проблема образования и подавления выбросов оксидов азота органических топлив.
- •Трехстадийное сжигание.
- •Современные схемы сжигания с низким выходом nOx.
- •Четыре фактора, которые можно использовать для индивидуального подавления nOx по разным группам механизмов.
- •Проблема радикального снижения nOx.
- •Две проблемы трехстадийного нестехеометрического сжигания:
- •Три принципиально отличающихся вида топок для низкотоксичного сжигания в восстановительной атмосфере.
- •Признаки горелки низкотоксичного сжигания для 1й схемы.
- •Очистка продуктов сгорания от оксидов азота.
- •Сероочистка дымовых газов.
- •Главные проблемы:
- •Основные типы сероочисток.
- •Требования к реактору мисо.
- •Проблема выбросов ртути и талия в атмосферу.
- •Диоксины.
- •Проблема подавления канцерогенов углеводородов.
- •Проблема защиты климата.
- •Проблемы снижения выбросов со2 на угольных тэц.
Квадратная топка Alstom для бурых углей высотой 120 м.
Энергоблок 1050 МВт Niederanssem.
Горелки размещены по четырем стенам топки. Длина восстановительной зоны около 50 м. Газы находятся в ней 3-5 секунд. Основная масса NOx переходит в N2. 1 и 2 ярусы разведены на 25-30 метров. Дожигание идет в зоне пароперегревателей – это предельно сложная процедура.
Топки KWE с вертикальным управляемым вихрем. Есть подозрение, что факел предполагается разделить на три зоны:
Пиролиз угля с частичным сжиганием газов и ОС (α=0,5-0,7)
Зона горения углеродного остатка топлива (α=0,8-0,9);
Зона догорания топлива (М=0,9-1).
Воздух вводится вверху топки – зона дожигания в восстановительной атмосфере и закручивания вихря. После дожигания α>1.
Аналогичную схему проектируют в Новосибирске на базе кольцевой топки. При разделении вихря ненадежно работают трубы на выходе из топки. Схема до конца не изучена и в некоторых режимах наблюдается повышение NOx.
Главное ограничение во всех этих схемах – дожигание в восстановительной атмосфере и содержание горючих в уносе. Часто требуются дополнительные меры, которые являются коммерчески не выгодными. Реально ны лучших ТЭС мира часто используется первая схема (и для БУ, и для КУ). Однако, такая схема требует установки особых горелок, которые запрещены стандартами РФ.
Признаки горелки низкотоксичного сжигания для 1й схемы.
Вихревые горелки. Одни закрученный пылевидный поток и два закрученных потока воздуха.
Факел таких горелок достаточно длинный. Это снижает температуру горения.
Горелка должна иметь специальные средства стабилизирующие горение.
Все потоки воздуха и пыли должны быть осесимметричными.
Все закрученные потоки или хотя бы поток воздуха должны иметь средства для регулирования и изменения интенсивности крутки.
Установка стабилизирующих устройств в виде конусов, шайб и др., также измерительных устройств не предусмотрена отраслевыми стандартами РФ. Без применения этих двух способов не возможно воздействовать на турбулентность в отдельных зонах, что является единственным механизмом перемешивания газов в факеле.
В соответствие со схемой DB в центральной части факела идет сгорание угольной пыли с подавлением топливных NOx, когда в процессе выхода летучих эти газы выделяются и воспламеняются. При этом их воспламенение и горение проходит с большим недостатком воздуха (дефицит 30-50 %).
Далее происходит частичная газификация угля с дефицитом 10-20 %. Это согласуется с теорией Рослякова, что при таких избытках воздуха образуется меньше NOx. Для этого в эту зону вводят небольшое количество воздуха. Для лучшего его перемешивания с газами нужно что бы поток воздуха был хорошо закручен.
Третья зона – зона полного догорания пыли с превращением её в продукты сгорания. Идёт при дефиците 10 %.
В периферийный поток добавляется воздух. Все три зоны подачи воздуха должны жестко контролироваться. Продукты сгорания далее перемешиваются с продуктами недожога (только механического). Над горелками подается воздух. В этой зоне происходит довосстановление NOx. Для этого необходима очень тонкая система управления и регулирования подачи воздуха в топочную камеру. Также необходимо обеспечить его хорошее перемешивание.
Важную роль в организации этих процессов играет турбулизация потоков. Для этого используют плохообтекаемые тела. Различные устройства (например, конусы), позволяют усилить турбулизацию на 30-40 %. В некоторых случаях используют направляющие аппараты.
Сложность заключается в том, что до сих пор отсутствуют адекватные модели, описывающие турбулентный поток. На самых лучших горелочных устройствах все потоки воздуха контролируются по расходу и углу поворота лопаток. Это сложно и дорого, но только таким путем можно получить самое экологичное сжигание угля.
Очистка продуктов сгорания от оксидов азота.
Из всех технологий, разработанных в мире применяется в 97 % случаях одна: сегментивное каталитическое восстановление. В основном используются технологии на основе разработок Hitachi 70-80 годов.
В нормальных условиях скорость прямой и обратной реакций восстановления NOx в топочных газах равна при температуре 900 0С. Два пути решения проблемы:
В зону горения вводят вещества, способствующие образованию N2. Например, впрыск аммиака или аммиачной воды в верхнюю часть топки. С помощью специальных катализаторов добиваются того, что бы скорость образования и разложения стала не одинаковой. Проблема состоит в выборе коммерчески обоснованной температуры, минимальные затраты на установку и эксплуатацию катализатора (до 15 % стоимости ТЭС).
pNO+qNO2+NH4→xN2+yH2O
Достоинства и недостатки:
КПД=98-99 %
Самая дешевая технология;
Самая надежная и простая из всех
Очень дорогая
Крайняя сложность и капризность в эксплуатации:
Аммиак – дорогой и токсичный газ
При содержании аммиака 25 % (в дымовых газах) они взрываются
Его трудно равномерно перемешивать с газами
Нужен хим контроль аммиака.
Быстро загрязняется золой. Требуется очистка продуктов сгорания.
Сероочистка дымовых газов.
По версии отечественных источников – это технологические схемы для удаления из дымовых газов оксидов серы.
Реально на ведущих станциях используется преимущественно мокрая сероочистка. Позволяет удалять не только до 96 % серы, но и 100 % HF и HCl.
Главные проблемы:
Сочетание эффективности и затрат;
Выбор эффективного сорбента;
Получение нетоксичных отходов, которые возможно превратить в коммерческий продукт.
Самый подходящий сорбент – CaCO3. Из него можно получить строительный гипс. Что бы получить чистый белый гипс необходимо содержание горючих <1 %,а самой золы не более 1 %.
В наиболее развитых странах сероочистка предполагает очистку газов от всех кислот и кислотных остатков. А также очистка от тяжелых Ме токсичных элементов, которые содержатся в этой золе.
Еще один вариант предполагает очистку от ртути и кадмия – самых опасных веществ, содержащихся в минеральной части топлива. Которые, однако, не контролируются стандартами РФ.
Системы золоулавливания, как правило, пропускают мало золы, содержащей тяжелые Ме. Единственной недостаточно решенной проблемой современной энергетики являются ртуть и талий. Эти металлы на 5-6 порядков токсичнее оксидов серы и азота. Оказывают крайне сильно разрушающее действие на организм и даже на генетический код.
Основные типы сероочисток.
Существует множество типов сероочисток, но последние 15-20 лет 90 % всех установок составляют мокроизвестняковые сероочистки (МИСО).
МИСО.
Большинство таких установок используют слабые растворенные соединения кальция. А коммерческим продуктом на ТЭС является двуводный гипс:
CaCO3+H2O+SO2+4O2→CaSO4∙2H2O+CO2
Двуводный гипс – единственный продукт, пригодный для вторичного использования. Решается проблема утилизации и хранения твердых отходов. Содержащиеся в золе Ca и другие вещества могут образовывать сложные соединения с тяжелыми металлами, а также превращать слабо растворимые соединения ртути и талия в хорошо растворимые, которые начнут просачиваться в грунтовые воды, отравляя их. Лучшие МИСО позволяют превратить до 95 % в гипс.
В основном, все современные сероочистки основаны на разделении реакции на 3-5 стадий:
SO2+H2O→HSO3-+H+
HSO3-+O2→H++SO42-
Ca2++SO4→CaSO4+H2O
Требования к реактору мисо.
Чаще всего использую вертикального или U-образного типа.
Требования к реактору:
Разделение процесса на 3-5 стадий;
Организация концентрации и вывода отдельным потоком вредных веществ;
Выделение мощной зоны деаэрации. Организация превращения сульфитов в сульфаты;
Возможность суспензии гипса в отдельной зоне реактора;
Возможность введения специального сорбента для улавливания ртути и талия.
П
олные
версии всех реакций фирма-изготовитель
не сообщает. Только некоторые базовые
уравнения.
ТЭС без ДТ, где газы сбрасываются через градирни, эффективнее. 1 кВт мощности на них в среднем на 18 % дешевле, чем на ТЭС с ДТ.
Проблема выбросов ртути и талия в атмосферу.
Ртуть – общетоксичное соединение. Главная причина смертности детей. Разрушение печени, почек и других жизненно важных органов.
Кадмий, талий – сверхтоксичные соединения. Разрушают органы, вызывают рак.
Эти вещества выходят с ТЭС:
С летучей золой;
Со шлаком;
С паром и дымовыми газами (наиболее опасные).
Борются с ними путем применения современных технологий сероочистки. Либо вещества вводятся в реактор мокро-сухой сероочистки, либо, на самых современных ТЭС, устанавливают специальный реактор, в котором газы проходят через слой извести или активированного угля. Есть и другие схемы, но на ТЭС не применяются.
Диоксины.
Это органические соединения. Продукт неполного сгорания топлива. Это самые опасные элементы по линейки токсичности. Немецкий стандарт содержит 7-8 соединений хлора, 5-6 соединений фтора. Главная их опасность – растворимость в жирных органических кислотах и способны изменять генетический код. Главная причина рождения уродов и умственно неполноценных детей.
Диоксины образуются при сжигании фтор-, хлор содержащих органических топлив. При плохом перемешивании с воздухом, при температуре ниже 1800-2000 0С и малых избытках воздуха.
Основной источник диоксинов – низкотемпературное сжигание мусора, особенно синтетики. Хим производство, производство средств защиты от насекомых и т.д.
По мнению российских специалистов сжигание твердого топлива диоксинов не дает. В Европе введен ПДК для диоксинов, так же как и на МСЗ.
По мнению В.Н.Потапова в малых угольных топках при температуре сжигания ниже 1000-900 0С самая большая скорость образования диоксинов. А топливо, содержащее связанный хлор или фтор должно содержать и диоксины. Как оказалось, мнение В.Н. Потапова совпадает с мнением европейских специалистов.
На больших котлах при работе в номинальных режимах опасности образования диоксинов нет, поскольку нет зон с недостатком кислорода. А вот на малых старых котлах в пусковых режимах такая проблема существует. Особенно опасна подсветка факела газом.
Необходимо обеспечить хорошую настройку режимов, горелок, мельниц, всей автоматики.
Диоксины имеют одну неприятную особенность – даже при их удалении при сжигании, то при наличии бензольных колец в продуктах сгорания, то после их охлаждения (продуктов) возможно образование диоксинов.
Бытовые и промышленные отходы следует сжигать при температуре 1200 0С при α=1,4. При этом необходимо обеспечивать постоянное перемешивание топлива с воздухом. При этом образуется огромное количество оксидов азота, которые затем поступают в специальную камеру с восстановительной атмосферой.
Экибастузский уголь является сверх опасным с точки зрения образования диоксинов. Сжигание его без мокрой сероочистки, утилизации ртути и специальных мер в топке – невозможна.
Проблема подавления канцерогенов углеводородов.
Так же являются продуктами неполного сгорания. Имеют более сложную структуру. Относятся к полициклическим ароматическим углеводородам ПАУ. В твердом топливе содержится до 200 ПАУ, при чем они различны.
Самый опасный бензопирен С20Н12, который образуется при сжигании при температуре ниже 1500-1600 0С при недостатке воздуха.
Методы борьбы: высокая температура, избытки воздуха α>1, хорошее перемешивание с воздухом. Все это, однако, приводит к образованию NOx. Это две взаимоисключающие проблемы.
Если учесть, что методы подавления СО совпадают с методами подавления канцерогенов и диоксинов, то настройка режимов горения должна осуществляться именно по СО, а не NOx.
По немецкому стандарту с 80-х годов каждая станция 50 МВт и выше должна иметь приборы постоянного контроля за СО.
Проблема защиты климата.
Главное направление – оптимальное соотношение сожженного топлива для получения тепловой и электрической энергии. Самыми чистыми и экологичными являются ТЭЦ с противодавленчискими турбинами и турбинами на ухудшенном вакууме. Свердловская ТЭЦ – мировой эталон.
Проблемы снижения выбросов со2 на угольных тэц.
Применяются все методы обычной ТЭС.
Повышение КПД цикла – самый дорогой вариант. При этом за счет перехода на УСК дает прирост КПД 1 %, а использование теплоты уходящих газов 3-5 %.
Промывка дымовых газов химическими элементами, поглощающими СО2. Минус технологии в том, что она поглощает 6-12 % всей электрической энергии, вырабатываемой ТЭС. Используется на первых энергоблоках Англии.
Сжигание в чистом кислороде с добавлением в топку дымовых газов. Топливо сжигается в смеси СО2 и Н2О. Но такая ТЭС будет на 20 % дороже.
Внутрицикловая газификация. Дорогая и сложная схема, не надежная, но повышается КПД нетто. Минусом является дорогая газоочистка.
