
- •Слайд 1. «Фактор наблюдателя»
- •Слайд 2. «Достижения ранней физиологии»
- •Слайд 3. «Достижения ранней физиологии. Гальванизм, нейроны, синапсы»
- •Слайд 5. «Феномен Германии 19 века. Особенности мышления»
- •Слайд 6. «Феномен Германии 19 века. Университеты»
- •Слайд 7. «Феномен Германии 19 века: университетская реформа; отношение к науке»
- •Слайд 8. «Предтечи экспериментальной психологии. Гельмгольц»
- •Слайд 9. «Исследования Гельмгольца: нервные импульсы»
- •Слайд 10. «Исследования Гельмгольца: зрение и слух»
- •Слайд 11. «Предтечи экспериментальной психологии. Эрнст Вебер»
- •Слайд 12. «Вебер: пороги чувствительности»
- •Слайд 14. «Отцы-основатели экспериментальной психологии. Фехнер»
- •Слайд 15. Фехнер, мысль и тело: количественная оценка взаимосвязи
- •Слайд 16. «Фехнер: способы измерения ощущений»
- •Слайд 18 «Универсальность закона Вебера-Фехнера»
Слайд 5. «Феномен Германии 19 века. Особенности мышления»
Почему экспериментальная психология зародилась в Германии, а не в Англии, например, или Франции, или где-либо еще? Не исключено, что ответ кроется в тех уникальных особенностях, которые сделали немецкую науку самой плодородной почвой для новой психологии.
К 19 веку экспериментальная физиология уже заняла в Германии прочное место и получила более широкое признание, чем во Франции и Англии. Так называемый немецкий характер хорошо подходил для кропотливой работы по описанию и классификации, необходимым в биологии, зоологии и физиологии. Во Франции и Англии предпочтение отдавали дедуктивному и математическому подходам к науке, в то время как в Германии, где большое значение придавалось тщательному и полному сбору исследуемых фактов, был принят подход индуктивный.
Поскольку в биологии и физиологии не практиковались итоговые обобщения, из которых затем могут быть выведены факты, в научных кругах Англии и Франции биологию признали далеко не сразу. Но в Германии, с ее верой в таксономическое описание и классификацию, биология сразу заняла достойное место в семье наук.
Кроме того, немцы трактовали понятие науки довольно широко. Во Франции и Англии науками считались лишь физика и химия, в которых применялся количественный анализ; в Германии же к наукам относили фонетику, лингвистику, историю, археологию, эстетику, логику и даже литературную критику. Французские и английские ученые сомневались в правомочности применения научных методов исследования к такому сложному предмету, как человеческий разум. Но свободные от подобного скептицизма немцы с энтузиазмом взялись за исследование мыслительной деятельности.
Слайд 6. «Феномен Германии 19 века. Университеты»
Германия предоставила массу возможностей для освоения и внедрения новых научных методов, и в этом мы видим влияние контекстного экономического фактора. Здесь было очень много университетов. К 1870 году Германия объединилась и являла собой свободную конфедерацию автономных королевств, герцогств и городов-государств, с централизованным правительством. Каждая из этих областей имела собственный хорошо финансируемый университет с высоко оплачиваемым профессорско-преподавательским составом и самым современным научным оборудованием. Среди них: Университет Гумбольдта в Берлине; Технический университет Дрездена; Бременский университет; Тюбингенский университет; Университет Кельна.
Ну а в Англии в то время было лишь два университета, Оксфорд и Кембридж - причем, ни в том, ни в другом не продвигались, не поощрялись и не поддерживались научные изыскания ни по одной из психологических дисциплин. Фактически, там выступали против добавления в учебный план новых предметов. В 1877 году Кембридж
наложил вето на запрос о преподавании экспериментальной психологии, потому что это «оскорбление религии – класть душу человека на чашу весов» (Hearnshaw. 1987. P. 125). В Кембридже экспериментальную психологию не преподавали еще в течение двадцати лет, а в Оксфорде
о ней даже не заговаривали до 1936 года. В Англии путь в науку был открыт единственно джентльменам, имеющим независимый доход, - путь, например, Чарльза Дарвина и Френсиса Гальтона. Аналогичная ситуация складывалась во Франции, а также в Соединенных Штатах, где не было ни одного исследовательского учебного заведения до 1876 года, момента основания университета Джонса Хопкинса, в Балтиморе, штат Мэриленд.
Таким образом, в Германии было больше возможностей для научных исследований, чем где-либо еще.