
- •Слайд 1. Эмпиризм или рационализм – что раньше
- •Слайд 2. Когда началась современная эпоха в науке
- •Слайд 3. Особенности эмпиризма Бэкона и его отличие от рационализма
- •Слайд 4. Точка согласия между рационалистами и эмпириками
- •Слайд 6. Беркли-философ: быть воспринятым значит существовать
- •Слайд 8. Скептицизм Юма: причинность – всего лишь привычка ума
- •Слайд 9. Дэвид Хартли – человек, сделавший эмпиризм-ассоцианизм школой
- •Слайд 10. Отец и сын Милли: ментальная механика и ментальная химия
- •Конец формы
- •Слайд 11. Немецкий нативизм. Лейбниц, монадология
- •Слайд 12. Лейбниц: наличие различных уровней сознания – новая идея для психологии
- •Слайд 13. Кант: разум – не чистый лист бумаги, на котором опыт оставляет свои записи, он активно упорядочивает и преобразует хаотичный опыт в достоверное знание.
- •Слайд 14. Кант: мы имеем врожденное представление о причинах и следствиях
- •Слайд 15. Следствия нативизма Канта
- •Слайд 16. Фундаментальные различия между рационализмом и эмпиризмом
- •Слайд 17. Суть проблемы врожденных идей
- •Слайд 18. Методологический рационализм
Слайд 6. Беркли-философ: быть воспринятым значит существовать
Однако если Беркли был реалистичен, когда дело касалось психологии восприятия, то его философская теория поставила философов в тупик. Все началось с того, что Беркли решил, будто ньютоновская материалистическая наука угрожает религии.
Существует ли материя? Доведя до логического завершения различение Локком первичных и вторичных свойств, Беркли заключил: если источником всего знания является восприятие, мы ничего, кроме своего восприятия, о внешнем мире не знаем, а воспринимаем лишь вторичные свойства. Тогда откуда же нам известно, что материя или субстанция, в которой, как считается, присутствуют первичные качества, на самом деле существует?
Отсюда утверждение: существует только то, что мы воспринимаем. Esse est percipi – быть воспринятым значит существовать. То, что не воспринято, вполне может не существовать (эта доктрина вновь появилась в современной психологии в виде феноменологии).
Так реального мира вообще нет и все сущее – просто плод нашего воображения? Дерево существует, когда мы смотрим на него, и исчезает, когда мы отводим взгляд? Но Беркли спас Вселенную, сославшись на Бога, Постоянно Воспринимающего, который все время видит все вещи. Материального мира может не существовать, но Вселенная Его восприятия непоколебима и вечна; даже когда мы не видим предмет, Бог его видит, и потому предмет не перестает существовать, когда мы на него не смотрим.
Теория Беркли создала проблему и для психологов, и для философов, которые обнаружили, что разрешить ее в ее собственных терминах невозможно. Многие пытались опровергнуть Беркли, но лучшим считается ответ Юма. «Аргументы Беркли, – говорил Юм, – не допускают ответа и ни в чем не убеждают».
Слайд 7. Протопсихологи. Эмпирик Дэвид Юм: люди есть «…не что иное, как связка или совокупность различных перцепций»
Дэвид
Юм
(1711
–
1776),
живший в эпоху Просвещения,
характеризующуюся
опорой
на
науку
и
разум,
сомнениями
в
традиционной
религии
и
верой
во
всеобщий
прогресс
человечества,
своими
психологическими
сочинениями
создал
проблему
и
для
философов,
и
для
психологов.
Главной целью Юма при написании «Трактата о человеческой природе» было создание моральной философии, основанной на «науке о человеке», под которой подразумевалась психология. Поэтому он разработал теорию человеческих страстей и касающихся их идей; это делало необходимым понимание того, откуда идеи берутся. Юм подошел к этой задаче как истинный эмпирик; «Если наука о человеке является единственным прочным основанием для других наук, то единственное прочное основание, на которое мы можем поставить саму эту науку, должно быть заложено на опыте и наблюдении». В соответствии с этой установкой, помимо пространной критики работ других авторов, Юм в значительной мере прибегал к интроспективному наблюдению за собственным разумом. Как последовательный эмпирик, он решительно отбросил все вопросы о природе нематериальной души – мыслящего Я, которое казалось таким важным Декарту, – заявив, что природа души – «неясный вопрос», который даже нет смысла обсуждать. Взгляд самого Юма на сознательно мыслящую личность, основанный на рассмотрении его собственных мыслительных процессов, заключался в том, что ум состоит исключительно из восприятия: «Когда я самым интимным образом вникаю в то, что называю своим я, я всегда наталкиваюсь на ту или иную единичную перцепцию – тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, страдания или удовольствия... Я решаюсь утверждать относительно других людей, что они не что иное, как связка или совокупность различных перцепций».