Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_4_Razvitie_psikhologicheskikh_idey_v_ra...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
595.46 Кб
Скачать

21

ЛЕКЦИЯ 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РАМКАХ

ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Слайд 1. Тертуллиан: верую, ибо абсурдно!

Вспомним, что примерно с III в. до н. э. учения о душе в античной философии приобретают некие новые черты в связи в изменением социокультурных условий – возникновением системного кризиса античного общества, сопровождающегося экономическими, политическими, нравственными потрясениями. В задачи философов, рассуждающих в это время о душе, входили уже не столько академические рассуждения на тему «Из чего состоит душа и как она устроена», сколько психотерапевтические задачи: дать желающему успокоения человеку руководство к практическому разрешению его психологических проблем. В этот период возникают такие важнейшие философские направления, как эпикуреизм и стоицизм, предлагающие своеобразные системы психотерапии, которые могут помочь человеку побороть страх смерти или пережить трагические события его жизни.

К первым векам новой эры научно-психологическое познание теряется на фоне иного способа освоения мира души человека — религиозного, что связано с появлением и распространением христианства. В период существования психологического познания в рамках религиозной философии и психологии неоднократно возникали периоды, когда познание как таковое ценилось ниже, чем вера. Так, в работах карфагенского проповедника Квинта Тертуллиана (160 – 220 г.г.) вера ставилась безусловно выше знания. Вера была даже в известном смысле обратно пропорциональна знанию. По мнению К. Тертуллиана, верующий человек никогда не задумывается над вопросом, истинно или нет то, во что он верит, а если задумается — тогда это уже неверующий человек. Ему принадлежит знаменитая фраза «верую, ибо абсурдно!».

Слайд 2. Источники познания души. Знание и вера.

Основным путем познания души (и не только ее) в это время и в последующие века стало толкование различных священных текстов, в которых, как считалось, дана вечная истина, полученная путем откровения. Сначала роль священного текста выполняла лишь Библия, с IV—V вв. к ней присоединились писания Отцов Церкви (в том числе творения Аврелия Августина). Впоследствии толкованию подлежали не только священные тексты, но и труды некоторых античных философов, в частности Платона и Аристотеля, содержащие истины не сверхъестественного, как в первых источниках, а естественного знания, получаемого с помощью человеческого разума. Труды Аристотеля особенно использовал для теологических целей известный схоласт XIII в. Фома Аквинский.

Вместе с тем в различных теологических текстах о душе появляются новые аспекты, свидетельствующие об особом интересе к внутреннему миру человека, к его сознанию или, точнее, к его самосознанию. Они встречаются в трудах неоплатоника Плотина и особенно в работах Аврелия Августина –одного из Отцов Церкви. Плотин выделил в душе особую функцию, которую впоследствии Дж.Локк назвал рефлексией, – способность наблюдать (осознавать) собственные состояния.

Познание души для теолога Августина означало одновременно познание Бога, и в силу этого сам Августин большое внимание уделял глубокому наблюдению за своими переживаниями, размышлениями и тому подобными явлениями внутреннего мира, считая их (как впоследствии Декарт) «непосредственно» открытыми для познания самим человеком. Правда, согласно Августину, подобными исследованиями души может заниматься далеко не каждый, а лишь просветленный, приближенный к Богу человек.

Августин иначе, чем К.Тертуллиан, решал вопрос о соотношении веры и знания. В его трудах вере и разуму предписывалась гармония (первенство, однако, отдавалось вере). Творчество Августина для нас интересно, в частности, тем, что на его примере мы видим, как задолго до появления эмпирической психологии сознания возникают отдельные ее предпосылки у таких, казалось бы, далеких от науки мыслителей. С Августина начинается период существования психологии в рамках христианского вероучения.